Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Методическая разработка по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
по теме:
«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»
Дата: 17.11.2014
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; контролировать, корректировать, оценивать действия портнера; научатся ставить учебную задачу; сличать способы действия и его результата с заданным эталоном; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Проверьте, всё ли готово к нашему уроку.
2. Актуализация знаний:
- Прочитайте слова, записанные на доске. Определите часть речи, к которой относятся эти слова. Кто из Вас догадался, о какой части речи будем говорить на уроке?
- Что Вы знаете об Имени Существительном?
(Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода; изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).
Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?
Подруга, верблюд, жизнь, шапка, мешок, фасоль, одежда, молоко, дочь, столица, пенал, рожь.
Запишите слова в 3 столбика в соответствии со склонением.
- Давайте, все вместе проверим, как мы справились с первым заданием. Молодцы!!!
- Итак, как определить склонение существительных? Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К 3-ему? (таблица на доске)
- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?
( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)
3. Самоопределение к деятельности:
- Как проверить безударное окончание существительных?
(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание имени существительного)
На доске:
Однажды голубь залетел в детскую поликлиник…. Девочк… начала бросать ему зёрн…. Но птиц… отказывалась от пищ…. Доктор обнаружил у птичк… рыбью кость. Врач вынул косточк…. Птиц… принялась клевать корм.
- Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж и склонение имен существительных. Вставьте пропущенные окончания только у существительных именительного и винительного падежа.
- У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему не стали вставлять? (им. сущ. другого падежа)
- С какой проблемой мы столкнулись? (нам встретились им. сущ. Р.П., и мы не знаем, какие окончания надо писать)
-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ.? (падеж, склонение, окончание)
- На какие вопросы надо найти ответы на сегодняшнем уроке?
На доске: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ Р.П.
2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.
3. Потренироваться правильно писать безударные окончания им. сущ. Р.П.
4.Работа по теме урока.
1. Фронтальная работа
- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)
- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)
- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)
Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род. падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)
1 скл. земля, сестра
2 скл. окно, конь
3 скл. ложь, рожь
- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?
Вывод: Заполняем таблицу:
1 скл. - -и, -ы
2 скл. - -а, -я
3 скл. - -и
2. Работа по учебнику
Чтение сведений из учебника на с. 107 о правописании окончаний в родительном падеже.
- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 107 и проверим наше предположение.
Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже? (на окончание падало ударение)
В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)
Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?
(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)
Алгоритм:
1. задать вопрос, посмотреть на предлог;
2. определить падеж;
3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;
4. вспомнить и написать окончание.
5. Физминутка
6.Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику
Выполнить упражнение №193. (с комментированием)
(Списать, вставляя пропущенные окончания имен существительных. Объяснить свой выбор.)
2. Работа в группах (разноуровневые карточки):
1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;
мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар
2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:
мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара
3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа:
Н-р: вишневый компот – компот из вишни (1 скл)
медвежья берлога -…..
мышиная нора - …
змеиный укус- …
волчье логово - ….
беличье дупло - …
рысий след - …
Фронтальная проверка
7. Итог урока
- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.
Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.
У каких им. сущ. не вставили окончания? Можем ли мы это сделать сейчас? Как?
8. Рефлексия
- Что было для вас сегодня легко?
- Что ещё трудно?
- Что показалось самым интересным?
10. Домашнее задание.
С.110, упр.198
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»
Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...