Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Волкова Анна Александровна

Методическая разработка по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»

Дата: 17.11.2014

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

         В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; контролировать, корректировать, оценивать действия портнера; научатся ставить учебную задачу; сличать способы действия и его результата с заданным эталоном; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Проверьте, всё ли готово к нашему уроку.

2. Актуализация знаний:

- Прочитайте слова, записанные на доске. Определите часть речи, к которой относятся эти слова. Кто из Вас догадался, о какой части речи будем говорить на уроке?

- Что Вы знаете об Имени Существительном?

 (Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода;  изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).

Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?

Подруга, верблюд, жизнь, шапка, мешок, фасоль, одежда, молоко, дочь, столица, пенал, рожь.

Запишите слова в 3 столбика в соответствии со склонением.

- Давайте, все вместе проверим, как мы справились с первым заданием. Молодцы!!!

- Итак, как определить склонение существительных? Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К   3-ему? (таблица на доске)

- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)

3. Самоопределение к деятельности:

- Как проверить безударное окончание существительных?

(определить склонение и падеж существительного и вспомнить падежное окончание имени существительного)

На доске:

Однажды голубь залетел в детскую поликлиник…. Девочк… начала бросать ему зёрн…. Но птиц… отказывалась от пищ…. Доктор обнаружил у птичк… рыбью кость. Врач вынул косточк…. Птиц… принялась клевать корм.

- Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Определить падеж и склонение имен существительных. Вставьте пропущенные окончания только у существительных именительного и винительного падежа.

- У каких имён существительных не вставили окончание? Назовите эти слова. Почему не стали вставлять? (им. сущ. другого падежа)

- С какой проблемой мы столкнулись? (нам встретились им. сущ. Р.П., и мы не знаем, какие окончания надо писать)

-Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание им.сущ.? (падеж, склонение, окончание)

- На какие вопросы надо найти ответы на сегодняшнем уроке?

На доске: 1. Вспомнить вопросы и предлоги им. сущ Р.П.

2. Узнать, какие окончания встречаются у этих им. сущ. в 1, 2, 3, склонении.

3. Потренироваться правильно писать безударные окончания им. сущ. Р.П.

4.Работа по теме урока.

1. Фронтальная работа

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)

- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? ( От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)

- Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род. падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)

1 скл. земля, сестра

2 скл. окно, конь

3 скл. ложь, рожь

- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и

2. Работа по учебнику

 Чтение сведений из учебника на с. 107 о правописании окончаний в родительном падеже.

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 107 и проверим наше предположение.

Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже? (на окончание падало ударение)

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять? (когда оно безударное)

Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

5. Физминутка

6.Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику

Выполнить упражнение №193. (с комментированием)

(Списать, вставляя пропущенные окончания имен существительных. Объяснить свой выбор.)

2. Работа в группах (разноуровневые карточки):

1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;

мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар

2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:

мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара

3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа:

Н-р: вишневый компот – компот из вишни (1 скл)

медвежья берлога -…..

мышиная нора - …

змеиный укус- …

волчье логово - ….

беличье дупло - …

рысий след - …

Фронтальная проверка

7. Итог урока

- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи.

Читаем ещё раз поставленные вопросы и отвечаем на них.

У каких им. сущ. не вставили окончания? Можем ли мы это сделать сейчас? Как?

8. Рефлексия

- Что было для вас сегодня легко?

- Что ещё трудно?

- Что показалось самым интересным?

10. Домашнее задание.

С.110, упр.198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...