Урок русского языка в 3 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Азангулова Расима Забировна

Тема: «Местоимение»

Цели:

·         Познакомить учащихся с новой частью речи- местоимением.

·         Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.

·         Формирование умения заменять имя существительное соответствующим местоимением.

·         Воспитание интереса к изучению русского языка, доброжелательного отношения к окружающим.

·         развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления,  наблюдательности, внимания, памяти;

·         развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_zv_klasse_mestoimenie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок русского языка в з классе

 Азангулова Расима Забировна, учитель начальных классов

Тема: «Местоимение»

Цели:

  • Познакомить учащихся с новой частью речи- местоимением.
  • Познакомить с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи.
  • Формирование умения заменять имя существительное соответствующим местоимением.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка, доброжелательного отношения к окружающим.
  • развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления,  наблюдательности, внимания, памяти;
  • развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Оборудование и материалы: тесты, карточки с заданиями, карточки для самопроверки.

Используемые технология: деятельностный метод

Ход урока:

I Самоопределение к деятельности

А) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка.

Проверили, садитесь

С усердием трудитесь.

Б)Посмотрите внимательно на доску и определите девиз нашего сегодняшнего урока

Внимательно

Думай

Слушай

Окружающих

Высказывай

Своё мнение

Обобщай

Знания свои и своих друзей

II Актуализация знаний

1)Чистописание

-Установите закономерность и определите, какую букву вы будете писать на минутке  чистописания

КЛМУФХЭЮ…? (мы будем писать букву Я)

-Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (Буква Я обозначает гласный звук, смягчает впереди стоящий согласный звук. Может обозначать два звука в начале слова, после разделитеьного ь и ъ знаков и после гласной)

Запишите, продолжив закономерность:

Яя кя ля Яя мя ………..(уя Яя фя хя Яя эя юя Яя)

        Я, ты, он, она- живет дружная семья.

III  Создание проблемной ситуации

1)Фиксация затруднения

- Подпишите части речи над словами второй строчки и расскажите по плану о ней ( план висит на доске:

1.Название части речи.

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

- Прочитайте, что у вас получилось.

- В каких словах у вас возникли затруднения?

IV. Постановка учебной задачи

- Почему возникли затруднения?

-Сколько мнений в нашем классе? (Некоторые дети указывают, что я, ты, он, она - это имена существительные; а другие дети указывают, что данные слова няльзя отнести ни к одной части речи.

-На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока? ( Какой частью речи являются слова

я, ты, он, она )

V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

-Какие есть предположения? ( Я, ты, он, она- имена существительные, так как отвечают на вопрос кто?

-Как же определить, какой частью речи являются эти слова? (Можно прочитать в учебнике)

-Тогда познакомьтесь с информацией в рубрике «Тайны языка» об этих словах. (В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Эти слова- местоимения) 

-Значит какая задача стоит перед нами? (Познакомиться с местоимением)

- Правильно, и тема нашего урока: Местоимение

1) Детям каждому на листочке даётся текст: (на столах под №1)

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

- Что это? (Текст).

-Докажите (Предложения связаны по смыслу)

Прочитайте вслух.

- О какой птице прочитали?

-Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)

- Какая часть речи слово дятел? (Существительное)

- Каким словом можно его заменить? (Он)

-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.

-Слово ОН относится к какой части речи? (Местоимение)

- На какие вопросы отвечает существительное, местоимение? (Кто?)

- Что обозначает существительное? (Предмет)

- А что обозначает слово ОН, т.е местоимение? (указывает на предмет, но не называет его)

- Как бы вы сказали про себя? (Я)

-Про друга, подругу? (Он, она)

- Про детей? (Они)                                                       Все местоимения выставляются на доску

                                                                               

- Как бы вы обратились к другу? (Ты)

- А если к учителю? (Вы)        

На доске запись: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ- личные местоимения 

- Так какие выводы можно сделать по этим опорам?

 Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ- личные местоимения. Местоимение - это часть речи

- Чем похожи и чем отличаются существительное от местоимения?

 Отвечают на одни и те же вопросы, существительные называет предмет, а местоимение указывает на предмет, признак, но не называет его.

- Вы сделали свой вывод, давайте проверим  себя по учебнику

Прочитайте вывод на с.10

 VI. Физкультминутка

- Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет- хлопаете.

Я, круглый , мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она, иной, оно,  один, они.

VII. Первичное закрепление

Работа в группах (6 групп)

I группа: Замени выделенные существительные местоимениями

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

      Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

II группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ..., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.

III группа: Замени, где нужно существительные местоимениями

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

IV группа: Замени, где необходимо, имена существительные личными местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Vгруппа: Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

VI группа: Подчеркни личные местоимения

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух

VIII Самостоятельная работа (творческое задание)

1)- Вставьте на месте пропусков нужное местоимение (текст на листочках)

_ карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На _ быка нарисовал,

А рядом с ней корову.

_ сделал розовым быка,

Оранжевой-дорогу.

Потом над _ облака

Подрисовал немного. (По С.Михалкову)

-У вас на столе есть зелёные карточки. Проверьте по ним правильность выполнения вашего задания (Я, на ней, я, с ним, над ними)

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

2)- Выполните упражнение15 в учебнике. Прочитайте текст. Найдите местоимения  и запишите их в тетрадь.

3)Тест

1.Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым

      Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНА, ОНО

2. Какое местоимение можно  употребить в речи, обращаясь к товарищу?

Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНО

3. Какое местоимение вы употребляете, рассказывая о всех нас?

         Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНО

4. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?

         Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНО

5 .Какие личные местоимения различаются по родам?

 Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНО

4) Игра « Подумай и отгадай»

- Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? ( Ямы)

 - Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь)

- Первый слог- местоимение, второй слог- звук, который создаёт лягушка. Вместе - овощ. (Тыква)

- Первый слог - личное местоимение, второй слог-детская болезнь. Вместе - предмет, который удерживает судно. (Якорь)

IX. Рефлексия деятельности

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Что вы узнали об этой части речи?

-Как вы думаете, для чего нам нужны местоимения?

- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о местоимениях?

- Какую задачу мы можем поставить перед собой? (Продолжить изучение местоимений)

- Оцените свою работу на уроке.

-Ребята, на партах лежат два жетона: красный и жёлтый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон красного цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон жёлтого цвета.

X. Домашнее задание: найти в учебнике «Литературное чтение» и выписать 6 предложений с местоимениями или упр.16 по учебнику (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...