Урок-спектакль "Его величество Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок для 4 класса по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ego_velichestvo_glagol_.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок-спектакль по теме: Его величество Глагол
Учитель: Осипова Анна Васильевна
Класс 4 А
Сцена 1
Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами об одной из частей речи. А вот о какой? Угадайте сами. Вот как он сам о себе говорит.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду, и всё в движение придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Эта часть речи… глагол.
Выходит Глагол.
Глагол: Здравствуйте, ребята!
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю
А после работы в тени отдыхаю.
Ведущий: Здравствуй, дядюшка Глагол. А когда Вы спите, Вы тоже что-то делаете?
Глагол: Ну конечно! Во-первых, я сплю, потом храплю, соплю и пыхчу. Ведь действие – моя жизнь!
Ведущий: Запомните ребята!
Глаголы – это слова, которые называют действия людей, животных или предметов.
Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?
Приложение 1 (Слайд 1)
Игра 1. “Поймай глагол”
(Соревнование: какой ряд самый внимательный. Ведущий называет слова. Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь глагол.)
- Вытирал, подметал, запивал, самосвал, поливал.
- Носил, лепил, заплатил, угодил, крокодил, повредил.
- Зажёг, обжёг, флажок, дружок.
- Зашёл, подмёл, навёл, осёл.
- Копал, привёл, укол.
- Протёр, затёр, шофёр, бобёр.
Игра 2. “Зоопарк”
Ведущий: Я приглашаю вас в зоопарк. Я буду вам наших животных предъявлять. Только их сейчас в вольерах нет. Их на гастроли увезли в северные страны, северным людям показывать. Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вам буду рассказывать, что это животное делает, а вы по глаголам угадывать, кто это:
- Шипит, ползает, извивается. (Змея.) (Слайд 2)
- Каркает, летает, ворует. (Ворона.) (Слайд 3)
- Хрюкает, чавкает, пачкается (Свинья.) (Слайд 4)
- Блеет, бодается, дает молоко. (Коза.) (Слайд 5)
- Мяукает, вылизывается, лакает молоко. (Кошка.) (Слайд 6)
- Сторожит, лает, кусается. (Собака.) (Слайд 7)
- Кричит, топает, свистит, кувыркается, толкается, плюётся.
Ведущий: Вот уж не знаю как выглядит этот неизвестный науке зверь, но сразу видно, что он плохо воспитан. А у вас в классе нет ребят, похожих на него?.
Игра 3
Вызываются по 3 человека от 3 классов. Они должны записать как можно больше глаголов, которые увидят в танце. Наши девочки приготовили в подарок дядюшке Глаголу танец.
Сцена 3. “Правописание НЕ с глаголом”
Ведущий: Со всеми дружит, со всеми нашёл общий язык. И только гордая частица НЕ всегда стоит отдельно от глагола.
Запомните правило: Не с глаголом пишется раздельно! (Слайд 8)
Игра 4
Ведущий: Хлопните в ладоши, когда услышите частицу “НЕ”.
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички.
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом.
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте.
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне
Никаких упрёков.
Даже если я и НЕ
Выучу уроков!!!
Сказка “Сила любви”
(Читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок, а артисты исполняют роль пантомимой.)
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю”. Он признавался: “Верю!”, а она ему: “Не верю”.
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь!”
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу! Недоумеваю!” И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись рядом с Глаголом. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Ведущая: Запомните, в словах “НЕГОДУЮ”, “НЕНАВИЖУ”, “НЕДОУМЕВАЮ”, частица НЕ пишется слитно. (Слайд 9)
Ведущий: К нам в гости пожаловала… Тётушка Черепаха. Тётушка Черепаха, сколько вам лет? Я слышала, черепахи очень долго живут.
Черепаха: Ах, ребята, когда стареешь, хочешь – не хочешь, а приходится думать о времени. Я вот частенько вспоминаю ПРОШЛОЕ. Как давно это было!
(Далее текст читает главная героиня, а ещё три девочки изображают её в разных временах.)
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Ах, это прошедшее время! Чудесное, милое время!
Зато сейчас в НАСТОЯЩЕМ, одна проза:
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их? купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю.
Мету, отмываю, кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю, шучу и ворчу.
Так мчится моё настоящее,
Нисколько меня нещадящее.
Ведущая: Неужели всё так печально? Ведь вы ещё молодая, и у вас в БУДУЩЕМ.....
Черепашка: Я вот всё думаю, что БУДЕТ, если вдруг...
В понедельник или среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья новые носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
А когда мне надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Ведущая: обратите внимание, черепашка говорит о своих действиях в ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.
Черепашка: Верно, и всё это благодаря глаголу. Ведь глаголы изменяются по временам: могут стоять в ПРОШЕДШЕМ, НАСТОЯЩЕМ или БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.
Ведущая: В прошедшем времени глаголы отвечают на вопросы
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
В настоящем времени:
ЧТО ДЕЛАЮ?
В будущем времени:
ЧТО СДЕЛАЮ?
ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?
Игра 5
По сцене разбросаны карточки с глаголами. Дети должны собрать карточки с глаголами только одного какого-либо времени.(1 с прошедшим, 2 с настоящим, а 3 с будущим.) Посмотрим, кто быстрее и правильнее.
Игра 6
Отгадай загадку, которая составлена почти из одних глаголов.
- Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.)
- Бежит, бежит – не выбежит, течёт, течёт – не вытечет. (Река.)
- На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака.)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
- Стучат, звенят, бегут, идут, да только с места не сойдут. (Часы.)
- В воде не тонет, в огне не горит, из воды родиться, а огня не боится. (Лёд.)
Сцена 5. Инфинитив
Глагол: Да я люблю изменяться по временам. Но как бы я не изменялся, я всегда возвращаюсь в свою начальную форму – инфинитив. Как у вас есть форма школьная, у меня же есть начальная, неопределённая. В такой форме я отвечаю только на вопросы что делать? что сделать?
Ведущая: Почему же дядюшка Глагол, эта красивая форма называется неопределённая?
Глагол: Потому что в такой форме невозможно определить моё время. А вот и три моих любимых окончания в неопределённой формы:
- ть -ти -чь (Слайд 10)
Игра 7
Доскажи словечко в неопределённой форме. (Окончания поднимают свои таблички по мере необходимости.)
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
Игра 8
В неопределённой форме глагола очень интересно играть в слова наоборот. Ведущий называет глагол, а ребята должны подобрать антоним. Играем всем залом или по командам.
Смеяться – плакать
радоваться – грустить
здороваться- прощаться
поднимать – опускать
нагревать – охлаждать
исчезать – появляться
начинать- заканчивать
разрешать – запрещать
покупать – продавать
нападать – защищать
Сцена 6
Ведущая: Но иногда у некоторых возникают проблемы при употреблении глаголов. Вот послушайте.
Сценка про Короля и Трубадурочку
Король: Скушай булочку моя Трубодурочка!
Принцесса: Ладно, лож! Ох, моя бедная фигурочка!
Король:
Положи сказать бы надо, а не лож.
Ложь – тогда, когда ты врёшь.
Принцесса:
Ложу, ложишь, ложим, ложут, вы положите.
Я спряженья знаю, упрекнуть не можете.
Король:
Без приставки нет глаголов с корнем “ЛОЖЬ”.
Ты откуда их берёшь?
Если время настоящее – кладу, кладёт.
Ох, по русскому опять будет незачёт.
Это просто наказанье, а не дочь!
Нет, пойду я лучше прочь!
Принцесса:
Не хочу я больше быть Трубодурочкой,
Недоучкой, недотёпой, просто дурочкой.
Дай учебник лучше вместо булки мне!
Ой, в своём ли я уме?
Сцена 7. “Спряжение глаголов”
Ведущая: Ну, вот мы смогли перевоспитать даже такую капризную принцессу. А вот про какие- такие спряжения упомянула принцесса, дядюшка Глагол?
Глагол: О это очень длинная история! Но если хотите, слушайте... Все глаголы делятся на 2 группы:1 спряжение и 2 спряжение. А произошло это так....
История о спряжениях
(Текст читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок, а артисты изображают пантомимой.)
Есть у меня друзья – глагольчики -лилипутики. Имена у них очень странные – совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён – традиция!
Зовут моих друзей
-У, -Ю, -ЕШЬ, ЁШЬ, -ЕТ, -ЁТ, -ЕМ, -ЁМ, -ЕТЕ, ЁТЕ, -УТ, -ЮТ.
А ещё есть другие –
-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ.
Раньше они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в чешуе.Он дохнул огнём, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съеденье несколько лилипутиков потолще.
Лилипутики У, Ю, ЕШЬ, ЁШЬ, ЕТ, ЁТ, ЕМ, ЁМ, ЕТЕ, ЁТЕ, УТ, ЮТ до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить Дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького У и его брата – близнеца Ю, подобострастно поклонились злодею и сказали: “ЕШЬ, ЕШЬ!”.
“Да уж я ем, ем!”- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.
Зато лилипуты У, Ю, (это другие У.Ю – однофамильцы тех, которых собирался съесть Дракон), ИШЬ.ИТ, ИМ.ИТЕ, АТ, ЯТ не испугались Дракона.
“ИШЬ, какой хитрый, Ишь чего захотел!”
“Им Драконам только позволь, и весь город сожрут, никого не оставят!” – крикнул самый смелый лилипут, которого так и звали – ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на Дракона. Вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост. Бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Лилипуты -трусишки У.Ю. ЕШЬ.ЁШЬ. ЕТ, ЁТ, ЕМ, ЁМ, ЕТЕ, ЁТЕ, УТ, ЮТ остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК, ведь этот город был построен первым.
А лилипутики – смельчаки У, Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ, ЯТ построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК. Правит обоими городами МЕР по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА не переезжали в город Второспряженск, чтобы был порядок, и не было путаницы в русском языке. Так они и живут до сих пор.
Ведущая: Ребята, вы запомнили, какие глаголы относятся к 1-му спряжению?
А какие ко 2-му? (Слайд 11)
Сцена 7
Ведущая: Но у многих бывают затруднения при спряжении глаголов.
Песня о спряжении. (На мотив песенки “Учат в школе”.)
- Тонким пёрышком писать
Промокашкой промокать
Уж давно не учат
В современной школе.
Но глаголы проспрягать
Будут на дом задавать
и сейчас и через год
И через сто лет.
- Легче ребус разгадать,
Чем глагол “хотеть” спрягать.
Я потею, ты потеешь, мы потеем.
Я хочу, и хочут все, хочем мы –
Хохочут все.
Почему? Я не пойму,
Не разумею.
- Начинаю вновь спрягать,
Окончания менять.
Проспрягаю – ка я во втором спряженье:
Ты хотишь и он хотит,
В классе смех опять стоит,
А учитель покраснел от возмущенья.
- Ты в учебник не смотрел,
Мы хотим, чтобы ты сел,
У меня на слово “хочем” аллергия.
Окончанье с буквой “Е”
Лишь в ендинственном числе.
А во множенственном только буквы“И”, “Я”.
Заключение
Ведущая: Мы очень надеемся, что вам понравилось путешествовать с дядюшкой Глаголом. И вы будете такими же деятельными и активными.
Исполняется песня “Ты – человек”. (муз. Е. Крылатова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-спектакль "Его величество Глагол"
Такой праздник можно устроить силами 4-х классов и показать для всей начальной школы.Получится обобщающий урок по глаголу ,но в более интересной форме....
Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)
Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе. Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознако...
Урок по русскому языку в 4 классе Его величество Глагол.
Урок с использованием ИКТ. В уроке использованы программно-методический комплекс Академия младшего школьника, интерактивная доска, интерактивная игра "Воронки",элементы технологии критического м...
Презентация по русскому языку Его величество Глагол.
Презентация авторская с использованием аннимации, что позволяет осуществить самоконтроль....
Урок - спектакль "Веселый урок здоровья"
Приветствуем всех, кто время нашелИ в школу на праздник здоровья пришел!...
Его величество глагол
Его величество глагол...
Презентация к уроку русского языка по теме:Его величество глагол
Тема урока: Его величество глагол. Обобщение материала по теме "Глагол" 4 класс Презентация...