Урок-спектакль "Его величество Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок для 4 класса по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_glagol_.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-спектакль по теме: Его величество Глагол

Учитель: Осипова Анна Васильевна

Класс 4 А  

Сцена 1

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами об одной из частей речи. А вот о какой? Угадайте сами. Вот как он сам о себе говорит.

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду, и всё в движение придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Эта часть речи… глагол.

Выходит Глагол.

Глагол: Здравствуйте, ребята!

Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю
А после работы в тени отдыхаю.

Ведущий: Здравствуй, дядюшка Глагол. А когда Вы спите, Вы тоже что-то делаете?

Глагол: Ну конечно! Во-первых, я сплю, потом храплю, соплю и пыхчу. Ведь действие – моя жизнь!

Ведущий: Запомните ребята!

Глаголы – это слова, которые называют действия людей, животных или предметов.
Глаголы отвечают на вопросы:
Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?

Приложение 1 (Слайд 1)

Игра 1. “Поймай глагол”

(Соревнование: какой ряд самый внимательный. Ведущий называет слова. Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь глагол.) 

  1. Вытирал, подметал, запивал, самосвал, поливал.
  2. Носил, лепил, заплатил, угодил, крокодил, повредил.
  3. Зажёг, обжёг, флажок, дружок.
  4. Зашёл, подмёл, навёл, осёл.
  5. Копал, привёл, укол.
  6. Протёр, затёр, шофёр, бобёр.

Игра 2. “Зоопарк”

Ведущий: Я приглашаю вас в зоопарк. Я буду вам наших животных предъявлять. Только их сейчас в вольерах нет. Их на гастроли увезли в северные страны, северным людям показывать. Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вам буду рассказывать, что это животное делает, а вы по глаголам угадывать, кто это:

  1. Шипит, ползает, извивается. (Змея.) (Слайд 2)
  2. Каркает, летает, ворует. (Ворона.) (Слайд 3)
  3. Хрюкает, чавкает, пачкается (Свинья.) (Слайд 4)
  4. Блеет, бодается, дает молоко. (Коза.) (Слайд 5)
  5. Мяукает, вылизывается, лакает молоко. (Кошка.) (Слайд 6)
  6. Сторожит, лает, кусается. (Собака.) (Слайд 7)
  7. Кричит, топает, свистит, кувыркается, толкается, плюётся.

Ведущий: Вот уж не знаю как выглядит этот неизвестный науке зверь, но сразу видно, что он плохо воспитан. А у вас в классе нет ребят, похожих на него?.

Игра 3

Вызываются по 3 человека от 3 классов. Они должны записать как можно больше глаголов, которые увидят в танце. Наши девочки приготовили в подарок дядюшке Глаголу танец.

Сцена 3. “Правописание НЕ с глаголом”

Ведущий: Со всеми дружит, со всеми нашёл общий язык. И только гордая частица НЕ всегда стоит отдельно от глагола.

Запомните правило: Не с глаголом пишется раздельно! (Слайд 8)

Игра 4

Ведущий: Хлопните в ладоши, когда услышите частицу “НЕ”.

Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички.
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом.
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте.
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне
Никаких упрёков.
Даже если я и НЕ
Выучу уроков!!!

Сказка “Сила любви”

(Читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок, а артисты исполняют роль пантомимой.)

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю!”, а она ему: “Не люблю”. Он признавался: “Верю!”, а она ему: “Не верю”.

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь!”

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу! Недоумеваю!” И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись рядом с Глаголом. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Ведущая: Запомните, в словах “НЕГОДУЮ”, “НЕНАВИЖУ”, “НЕДОУМЕВАЮ”, частица НЕ пишется слитно. (Слайд 9)

Ведущий: К нам в гости пожаловала… Тётушка Черепаха. Тётушка Черепаха, сколько вам лет? Я слышала, черепахи очень долго живут.

Черепаха: Ах, ребята, когда стареешь, хочешь – не хочешь, а приходится думать о времени. Я вот частенько вспоминаю ПРОШЛОЕ. Как давно это было!

(Далее текст читает главная героиня, а ещё три девочки изображают её в разных временах.)

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.

Ах, это прошедшее время! Чудесное, милое время!
Зато сейчас в
НАСТОЯЩЕМ, одна проза:

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их? купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю.
Мету, отмываю, кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю, шучу и ворчу.
Так мчится моё
настоящее,
Нисколько меня нещадящее.

Ведущая: Неужели всё так печально? Ведь вы ещё молодая, и у вас в БУДУЩЕМ.....

Черепашка: Я вот всё думаю, что БУДЕТ, если вдруг...

В понедельник или среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья новые носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
А когда мне надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.

Ведущая: обратите внимание, черепашка говорит о своих действиях в ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.

Черепашка: Верно, и всё это благодаря глаголу. Ведь глаголы изменяются по временам: могут стоять в ПРОШЕДШЕМ, НАСТОЯЩЕМ или БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.

Ведущая: В прошедшем времени глаголы отвечают на вопросы

ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
В настоящем времени:
ЧТО ДЕЛАЮ?
В будущем времени:
ЧТО СДЕЛАЮ?
ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

Игра 5

По сцене разбросаны карточки с глаголами. Дети должны собрать карточки с глаголами только одного какого-либо времени.(1 с прошедшим, 2 с настоящим, а 3 с будущим.) Посмотрим, кто быстрее и правильнее.

Игра 6

Отгадай загадку, которая составлена почти из одних глаголов. 

  1. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.)
  2. Бежит, бежит – не выбежит, течёт, течёт – не вытечет. (Река.)
  3. На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака.)
  4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
  5. Стучат, звенят, бегут, идут, да только с места не сойдут. (Часы.)
  6. В воде не тонет, в огне не горит, из воды родиться, а огня не боится. (Лёд.)

Сцена 5. Инфинитив

Глагол: Да я люблю изменяться по временам. Но как бы я не изменялся, я всегда возвращаюсь в свою начальную форму – инфинитив. Как у вас есть форма школьная, у меня же есть начальная, неопределённая. В такой форме я отвечаю только на вопросы что делать? что сделать?

Ведущая: Почему же дядюшка Глагол, эта красивая форма называется неопределённая?

Глагол: Потому что в такой форме невозможно определить моё время. А вот и три моих любимых окончания в неопределённой формы:

- ть -ти -чь (Слайд 10)

Игра 7

Доскажи словечко в неопределённой форме. (Окончания поднимают свои таблички по мере необходимости.)

В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............вста
ть

Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помы
ть

Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................най
ти

Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пе
ЧЬ.

Игра 8

В неопределённой форме глагола очень интересно играть в слова наоборот. Ведущий называет глагол, а ребята должны подобрать антоним. Играем всем залом или по командам.

Смеяться – плакать
радоваться – грустить
здороваться- прощаться
поднимать – опускать
нагревать – охлаждать
исчезать – появляться
начинать- заканчивать
разрешать – запрещать
покупать – продавать
нападать – защищать

Сцена 6

Ведущая: Но иногда у некоторых возникают проблемы при употреблении глаголов. Вот послушайте.

Сценка про Короля и Трубадурочку

Король: Скушай булочку моя Трубодурочка!

Принцесса: Ладно, лож! Ох, моя бедная фигурочка!

Король: 

Положи сказать бы надо, а не лож.
Ложь – тогда, когда ты врёшь.

Принцесса:

Ложу, ложишь, ложим, ложут, вы положите.
Я спряженья знаю, упрекнуть не можете.

Король:

Без приставки нет глаголов с корнем “ЛОЖЬ”.
Ты откуда их берёшь?

Если время настоящее – кладу, кладёт.
Ох, по русскому опять будет незачёт.
Это просто наказанье, а не дочь!
Нет, пойду я лучше прочь!

Принцесса:

Не хочу я больше быть Трубодурочкой,
Недоучкой, недотёпой, просто дурочкой.
Дай учебник лучше вместо булки мне!
Ой, в своём ли я уме?

Сцена 7. “Спряжение глаголов”

Ведущая: Ну, вот мы смогли перевоспитать даже такую капризную принцессу. А вот про какие- такие спряжения упомянула принцесса, дядюшка Глагол?

Глагол: О это очень длинная история! Но если хотите, слушайте... Все глаголы делятся на 2 группы:1 спряжение и 2 спряжение. А произошло это так....

История о спряжениях

(Текст читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок, а артисты изображают пантомимой.)

Есть у меня друзья – глагольчики -лилипутики. Имена у них очень странные – совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён – традиция!
Зовут моих друзей
-У, -Ю, -ЕШЬ, ЁШЬ, -ЕТ, -ЁТ, -ЕМ, -ЁМ, -ЕТЕ, ЁТЕ, -УТ, -ЮТ.

А ещё есть другие –
-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ.

Раньше они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в чешуе.Он дохнул огнём, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съеденье несколько лилипутиков потолще.

Лилипутики У, Ю, ЕШЬ, ЁШЬ, ЕТ, ЁТ, ЕМ, ЁМ, ЕТЕ, ЁТЕ, УТ, ЮТ до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить Дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького У и его брата – близнеца Ю, подобострастно поклонились злодею и сказали: “ЕШЬ, ЕШЬ!”.

“Да уж я ем, ем!”- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипуты У, Ю, (это другие У.Ю – однофамильцы тех, которых собирался съесть Дракон), ИШЬ.ИТ, ИМ.ИТЕ, АТ, ЯТ не испугались Дракона.

“ИШЬ, какой хитрый, Ишь чего захотел!”

“Им Драконам только позволь, и весь город сожрут, никого не оставят!” – крикнул самый смелый лилипут, которого так и звали – ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на Дракона. Вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост. Бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипуты -трусишки У.Ю. ЕШЬ.ЁШЬ. ЕТ, ЁТ, ЕМ, ЁМ, ЕТЕ, ЁТЕ, УТ, ЮТ остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК, ведь этот город был построен первым.

А лилипутики – смельчаки У, Ю, ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ, ЯТ построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК. Правит обоими городами МЕР по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА не переезжали в город Второспряженск, чтобы был порядок, и не было путаницы в русском языке. Так они и живут до сих пор.

Ведущая: Ребята, вы запомнили, какие глаголы относятся к 1-му спряжению?

А какие ко 2-му? (Слайд 11)

Сцена 7

Ведущая: Но у многих бывают затруднения при спряжении глаголов.

Песня о спряжении. (На мотив песенки “Учат в школе”.) 

  1. Тонким пёрышком писать
    Промокашкой промокать
    Уж давно не учат
    В современной школе.
    Но глаголы проспрягать
    Будут на дом задавать
    и сейчас и через год
    И через сто лет.
  1. Легче ребус разгадать,
    Чем глагол “хотеть” спрягать.
    Я потею, ты потеешь, мы потеем.
    Я хочу, и хочут все, хочем мы –
    Хохочут все.
    Почему? Я не пойму,
    Не разумею.
  1. Начинаю вновь спрягать,
    Окончания менять.
    Проспрягаю – ка я во втором спряженье:
    Ты хотишь и он хотит,
    В классе смех опять стоит,
    А учитель покраснел от возмущенья.
  1. Ты в учебник не смотрел,
    Мы хотим, чтобы ты сел,
    У меня на слово “хочем” аллергия.
    Окончанье с буквой “Е”
    Лишь в ендинственном числе.
    А во множенственном только буквы“И”, “Я”.

Заключение

Ведущая: Мы очень надеемся, что вам понравилось путешествовать с дядюшкой Глаголом. И вы будете такими же деятельными и активными.

Исполняется песня “Ты – человек”. (муз. Е. Крылатова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-спектакль "Его величество Глагол"

Такой праздник можно устроить силами 4-х классов и показать для всей начальной школы.Получится обобщающий урок по глаголу ,но в более интересной форме....

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок по русскому языку в 4 классе Его величество Глагол.

Урок с использованием ИКТ. В уроке использованы программно-методический комплекс Академия младшего школьника, интерактивная доска, интерактивная игра "Воронки",элементы  технологии критического м...

Презентация по русскому языку Его величество Глагол.

Презентация авторская  с использованием аннимации, что позволяет осуществить самоконтроль....

Урок - спектакль "Веселый урок здоровья"

Приветствуем всех, кто время нашелИ в школу на праздник здоровья пришел!...

Его величество глагол

Его величество глагол...

Презентация к уроку русского языка по теме:Его величество глагол

Тема урока: Его величество глагол. Обобщение материала по теме "Глагол" 4 класс Презентация...