Урок русского языка для 4 класса по теме "Прямая речь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока:
Образовательная:
• познакомить обучающихся с понятием «прямая речь»;
• учить находить слова автора и прямую речь.
Развивающая:
• развивать умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок А.С. Пушкина.
Задачи урока:
• ввести понятие «прямая речь»;
• формировать умение находить в предложениях с прямой речью слова автора и прямую речь;
• формировать умение ставить знаки препинания в предложениях, где прямая речь следует за словами автора, составлять схемы предложений с прямой речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pryamaya_rech_4_kl.docx | 34.57 КБ |
prezentatsiya_uroka_pryamaya_rech_4_kl.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
УМК «Школа 2100»
Автор: Галанова Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 30 г. Сургут
Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с понятием «прямая речь»;
- учить находить слова автора и прямую речь.
Развивающая:
- развивать умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок А.С. Пушкина.
Задачи урока:
- ввести понятие «прямая речь»;
- формировать умение находить в предложениях с прямой речью слова автора и прямую речь;
- формировать умение ставить знаки препинания в предложениях, где прямая речь следует за словами автора, составлять схемы предложений с прямой речью.
Педагогические технологии:
- технология проблемного диалога;
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Методы обучения:
- словесный метод;
- проблемно-диалогический метод:
- побуждающий диалог;
- подводящий диалог;
- объяснительно-иллюстративный;
Ход урока:
Этапы урока | Ход урока | Наглядность |
1.Организационный момент. | - Ребята, посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои добрые улыбки, тихонько сядьте. - Сегодня урок русского языка мы посвятим великому русскому поэту А.С. Пушкину. Работа над содержанием высказывания. «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность» | (Слайд) |
2.Актуализация знаний | - Какой раздел мы изучаем? (Предложение) - Давайте вспомним, что мы знаем о предложении. Игра «Пресс конференция» (Учитель приглашает к доске одного ученика - «специалиста», прикрепляет ему бейджик с надписью «Специалист». Остальные учащиеся - «корреспонденты», они задают вопросы «специалисту»). Примерные вопросы: - Скажите, пожалуйста, что такое предложение? - Скажите, пожалуйста, какие бывают предложения по цели высказывания? - Скажите, пожалуйста, какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? и т. п. | Бейджик |
3. Языковая разминка | 1) Запись в рабочих тетрадях даты, предварительно вставив пропущенные буквы. Два_ цатое _ кт _ бря. (Двадцатое октября) 2)Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски) : Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. - Из какой сказки А. С. Пушкина это предложение? Выделив главные и второстепенные члены, дети дают полную характеристику предложению (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, с однородными членами) | (Слайд) |
4. Постановка учебной проблемы | Постановка общей учебной проблемы Запись предложения с прямой речью. - Из какого произведения А. Пушкина это предложение? Фиксация затруднения. Говорит им князь тогда ? Добрый путь вам, господа. - Чем это предложение не похоже на предыдущее? (есть реплика князя) - Что вызывает затруднение? (как выделить эту реплику) - В чём же причина затруднения? (мы не знакомы с такими предложениями, нам не хватает знаний) На слайде появляется надпись: НОВЫЙ ВИД ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Сможем ли мы сформулировать тему сегодняшнего урока? (нет, не сможем, т.к. не знаем как называется новый вид предложения) | (Слайд) |
5. Формулирование проблемы, планирование деятельности | Постановка частных проблем - Что же мы должны узнать сегодня о новом виде предложения? - Давайте составим план урока. - На какие вопросы нам надо ответить? 1. Как называется? 2. Как оформляется на письме? 3. Как отличить от других предложений? | (Слайд) |
6. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила. | Поиск решения первой частной проблемы . Постановка цели деятельности Словарная работа - Итак, давайте выяснять, как же называются такие предложения. -Ответ на этот вопрос мы сможем найти, расшифровав слова (задание выполняется на заранее приготовленных листочках) - Как вы будите действовать? (ученик читает задание: 1.Нужно вставить пропущенные буквы. 2. Соотнести вставленную букву с соответствующей цифрой) - Какие слова у вас получились? (ПРЯМАЯ РЕЧЬ) - Нашли ли мы ответ на первый пункт плана? (Да) - Сможем ли мы теперь, зная название нового вида предложения, сформулировать тему урока? (Да) - Какова же тема урока? ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ - Какова цель нашего урока? (Учащиеся, опираясь на план, формулируют цель урока: познакомиться с предложениями с прямой речью; узнать, как они оформляются на письме, научиться отличать их от других предложений)
| (Слайд) (шифровка) (Слайд) (Слайд) |
Физкультминутка Игра «Запретное движение» | ||
Поиск решения второй и третьей частной проблемы - Итак, напомните, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. - На какие вопросы мы должны найти ответ? - Давайте будем наблюдать. - Прочитайте два текста (тексты напечатаны на заранее приготовленных листочках) Найдите сходство и отличие: 1. В третий раз закинул старик невод, пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой - золотою. Взмолилась золотая рыбка и стала просить старика, чтобы он отпустил её. Отпустил старик рыбку золотую и пожелал ей всего доброго. 2. В третий раз закинул старик невод, пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп». Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: «Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе». - Кто определил, из какой сказки взят отрывок? - Сходство: сюжет, герои. Отличие: второй текст мы можем прочитать по ролям - точно переданы слова героев. - Найдите предложение, где говорит рыбка. - Кто заметил, что необычного в этом предложении? (кавычки) - Кавычки - это двойной знак препинания, т. е. он ставится два раза. Запишем это предложение. (1 ученик у доски) Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп». - На сколько частей можно разделить записанное предложение? (на две) - Выделите эти части. - Какая из двух частей является словами автора? - А как назвать вторую часть? - Правильно, прямая речь. - Что такое ПРЯМАЯ РЕЧЬ? Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего. - Как на письме оформлена прямая речь? («») - Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (чтобы знать её границы). - Итак, из скольких частей состоит предложение с прямой речью? (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.) - Что показывают слова автора? (кому принадлежит прямая речь) - Составьте схему этого предложения. Слова автора – А. Прямая речь – «П». А: «П». | (Слайд) (Слайд) (Слайд) (Слайд) | |
Вывод - Ответили ли мы на вопросы нашего плана? - Дайте определение понятию «прямая речь» (ориентируясь по плану дети формулируют правило) - Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике (стр. 74). -Давайте вернёмся к предложению, которое записывали в самом начале урока. Говорит им князь тогда ? Добрый путь вам, господа. - Сможем ли мы теперь оформить наше предложение? (Дети ставят кавычки, двоеточие и исправляют первую букву в первом слове прямой речи) Говорит им князь тогда: « Добрый путь вам, господа». Взаимопроверка по эталону. | (Слайд) (Слайд) | |
7. Первичное закрепление знаний. | Развитие умений – применение нового знания 1) Работа по учебнику (№ 83) Выполнение заданий по учебнику. 2) Работа по учебнику (№ 84) Составление схем предложений. | (Слайд) (Слайд) |
8. Итог урока. Оценивание. | - Какова тема сегодняшнего урока? - Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь Слова автора Прямая речь Однородные члены Дословно (Слова автора, прямая речь, дословно) -Какая цель стояла перед нами? - Достигли ли мы поставленную цель? - Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? - Что для каждого из вас было интересным? - Давайте оценим нашу работу. Закончите предложения: ☺ Я положительно оцениваю … ☺ Мне нужно обратить внимание … ☺ Я хочу поблагодарить … ☺ Мне было интересно … ☺ Мне показалось важным … | (Слайд) (Слайд) (Слайд) |
9. Домашнее задание. | 1. Выучить правило с. 74 2. Найти и выписать из сказок А. Пушкина 3 предложения с прямой речью по схеме: А : « П !» | (Слайд) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 3 . Языковая разминка Синтаксический разбор предложения. (Один ученик у доски) сущ. предл. сущ. сущ. гл. гл. = = (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., с однород. чл.) [ и ] = =
4 . Постановка учебной проблемы (Постановка общей учебной проблемы) Запись предложения под диктовку. (Один ученик у доски) Говорит им князь тогда ? Как выделить реплику князя? НОВЫЙ вид предложения добрый путь вам, господа.
5 . Формулирование проблемы, планирование деятельности (Постановка частных проблем) Что мы должны узнать о новом виде предложения? ПЛАН: 1. Как называется? 2. Как оформляется на письме? 3. Как отличить от других предложений?
6 . Поиск решения ( открытие нового знания) Поиск решения первой частной проблемы Словарная работа (Выполняется на листочках) 1. Вставьте пропущенные буквы. 2. Соотнесите букву с соответствующей цифрой. 9 пам__тник 1 ко___еспондент 6 с__астье 3 р__монт 8 комп__ютер 2 к__питан 7 мес__ц 4 телегра____а 5 а___етит 5 1 9 4 2 7 1 3 6 8 я пп мм а е рр я ь ч П Р Я М А Р Я Е Ч Ь
Тема урока: «Предложения с прямой речью»
Учащиеся, опираясь на план формулируют цель урока. Цель урока : 1. Познакомиться с предложениями с прямой речью. 2. Узнать, как они оформляются на письме. 3. Научиться отличать их от других предложений. Постановка цели деятельности
Поиск решения второй и третьей частной проблемы 1) Прочитайте два текста (тексты также напечатаны на заранее приготовленных листочках) . 2) Найдите сходства и отличия.
Сходства Отличия сюжет; герои можно прочитать по ролям (2-ой текст); особый знак – « »
Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: « Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп». Слова автора Прямая речь : А : « П» « »
Формулирование правила Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.
Проверка выводов с правилом в учебнике
Говорит им князь тогда ? добрый путь вам, господа. Так как оформить это предложение ? Говорит им князь тогда : «Д обрый путь вам,господа » . Решение общей учебной проблемы
7 . Первичное закрепление знаний Работа по учебнику
Прочитай. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно. Составь схему каждого предложения. Работа по учебнику А : « П ?» А : « П !» А : « П ?»
8 . Итог урока Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь Слова автора Прямая речь Однородные члены Дословно
Цель урока : Познакомиться с понятием «прямая речь». Узнать, как оформляются на письме предложения с прямой речью.. Научиться отличать их от других предложений. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигнуты ли они нами? Познакомиться с понятием «прямая речь». Узнать, как оформляются на письме предложения с прямой речью. Научиться отличать их от других предложений.
У нас всё получилось. Молодцы! Я положительно оцениваю … Мне нужно обратить внимание … Я хочу поблагодарить … Мне было интересно … Мне показалось важным …
9 . Домашнее задание 1. Выучить правило с. 74 2. Найти и выписать из сказок А. Пушкина 3 предложения с прямой речью по схеме: А : « П !»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."
Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....
Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".
Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"
Конспект урока по теме "Части речи"...
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи
УМК "Школа России" Повторение в конце учебного года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....
Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять форму глагола; закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...