Урок русского языка для 4 класса по теме "Прямая речь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Галанова Наталья Евгеньевна

Цели урока:

Образовательная:

•         познакомить обучающихся с понятием «прямая речь»;

•         учить находить слова автора и прямую речь.

 

Развивающая:

•         развивать умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

 

Воспитательная:

•         воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

Задачи урока:

•         ввести понятие «прямая речь»;

•         формировать умение находить в предложениях с прямой речью слова автора и прямую речь;

•         формировать умение ставить знаки препинания в предложениях, где прямая речь следует за словами автора, составлять схемы предложений с прямой речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Школа 2100»

Автор: Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ  НОШ № 30 г. Сургут

Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с понятием «прямая речь»;
  • учить находить слова автора и прямую речь.

Развивающая:

  • развивать умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Воспитательная: 

  • воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок  А.С. Пушкина.

Задачи урока:

  • ввести понятие «прямая речь»;
  • формировать умение находить в предложениях с прямой речью слова автора и прямую речь;
  • формировать умение ставить знаки препинания в предложениях, где прямая речь следует за словами автора, составлять схемы предложений с прямой речью.

Педагогические технологии:

  • технология проблемного диалога;
  •  информационно-коммуникационная технология;
  •  здоровьесберегающая технология.

Методы обучения:

  • словесный метод;
  •  проблемно-диалогический метод:

 - побуждающий диалог;

 - подводящий диалог;

  •  объяснительно-иллюстративный;

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Наглядность

1.Организационный момент.

- Ребята, посмотрите прямо в глаза своему соседу, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои добрые улыбки, тихонько сядьте.

- Сегодня урок русского языка мы посвятим великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Работа над содержанием высказывания.

«Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах… Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность»
                                      А.С.Пушкин

(Слайд)

2.Актуализация знаний

- Какой раздел мы изучаем? (Предложение)

- Давайте вспомним, что мы знаем о предложении.

Игра «Пресс конференция»

(Учитель приглашает к доске одного ученика -   «специалиста»,  прикрепляет ему бейджик с надписью «Специалист».  Остальные учащиеся - «корреспонденты»,  они задают вопросы «специалисту»).

Примерные вопросы:

- Скажите, пожалуйста, что такое предложение?

- Скажите, пожалуйста, какие бывают предложения по цели высказывания?

- Скажите, пожалуйста, какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? и т. п.

Бейджик

3. Языковая разминка

1) Запись в рабочих тетрадях даты, предварительно вставив пропущенные буквы.

Два_ цатое      _ кт _ бря.

(Двадцатое  октября)

2)Синтаксический разбор предложения

(1 ученик у доски) :

     Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

- Из какой сказки А. С. Пушкина это предложение?

     Выделив главные и второстепенные члены, дети дают полную характеристику предложению  (повествовательное,  невосклицательное, простое,  двусоставное, распространённое, с однородными членами)

(Слайд)

4. Постановка  учебной проблемы

Постановка общей учебной проблемы

Запись предложения с прямой речью.

- Из какого произведения А. Пушкина это предложение?

Фиксация затруднения.

Говорит им князь тогда ? Добрый путь вам, господа.

- Чем это предложение не похоже на предыдущее? (есть реплика князя)

- Что вызывает затруднение? (как выделить эту реплику)

- В чём же причина затруднения? (мы не знакомы с такими предложениями, нам не хватает знаний)

На слайде появляется надпись:

НОВЫЙ ВИД ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- Сможем ли мы сформулировать тему сегодняшнего урока? (нет, не сможем, т.к. не знаем как называется новый вид предложения)

(Слайд)

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Постановка частных проблем

- Что же мы должны узнать сегодня о новом виде предложения?

- Давайте составим план урока.

- На какие вопросы нам надо ответить?

1. Как называется?

2. Как оформляется на письме?

3. Как отличить от других предложений?

 (Слайд)

6. Поиск решения (открытие нового знания),

формулирование правила.

Поиск решения первой частной проблемы . Постановка цели деятельности

Словарная работа

- Итак, давайте выяснять, как же называются такие предложения.

-Ответ на этот вопрос мы сможем найти, расшифровав слова (задание  выполняется на заранее приготовленных листочках)

- Как вы будите действовать? (ученик читает задание:

1.Нужно вставить пропущенные буквы.

2. Соотнести вставленную букву с соответствующей цифрой)

 - Какие слова у вас получились? (ПРЯМАЯ РЕЧЬ)

- Нашли ли мы ответ на первый пункт плана? (Да)

- Сможем ли мы теперь, зная название нового вида предложения, сформулировать тему урока? (Да)

- Какова же тема урока?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

- Какова цель нашего урока?

 (Учащиеся, опираясь на план, формулируют цель урока: познакомиться с предложениями с прямой речью; узнать,   как они оформляются на письме, научиться отличать их от других предложений)

 

(Слайд)

 (шифровка)

 (Слайд)

(Слайд)

Физкультминутка

Игра «Запретное движение»

Поиск решения второй  и третьей частной  проблемы

- Итак, напомните, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

- На какие вопросы мы должны найти ответ?

- Давайте будем наблюдать.

- Прочитайте два текста (тексты напечатаны  на заранее приготовленных листочках)

Найдите сходство и отличие:

1. В третий раз закинул старик невод, пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой - золотою. Взмолилась золотая рыбка и стала просить старика, чтобы он отпустил её. Отпустил старик рыбку золотую и пожелал ей всего доброго.

2. В третий раз закинул старик невод, пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп». Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: «Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе».

- Кто определил,  из какой сказки взят отрывок?

- Сходство: сюжет, герои.

Отличие: второй текст мы можем прочитать по ролям - точно переданы слова героев. 

- Найдите  предложение, где говорит рыбка.

- Кто заметил, что необычного в этом предложении?  (кавычки)

- Кавычки  - это двойной знак препинания, т. е. он ставится два раза.

Запишем это предложение. (1 ученик у доски)

Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп».

 - На сколько частей можно разделить записанное предложение? (на две)

- Выделите эти части.

- Какая из двух частей является словами автора?

- А как назвать вторую часть?

- Правильно, прямая речь.

- Что такое ПРЯМАЯ РЕЧЬ?

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

- Как на письме оформлена прямая речь? («»)

- Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (чтобы знать её границы).

- Итак, из скольких частей состоит предложение с прямой речью?   (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.)

- Что показывают слова автора? (кому принадлежит прямая речь)  

- Составьте схему этого предложения.

Слова автора – А.

Прямая речь – «П».

        А: «П».

(Слайд)

(Слайд)

(Слайд)

 (Слайд)

Вывод

- Ответили ли мы на вопросы нашего плана?

- Дайте определение понятию «прямая речь» (ориентируясь по плану дети формулируют правило)

- Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике (стр. 74).

-Давайте вернёмся к предложению, которое записывали в самом начале урока.

Говорит им князь тогда ? Добрый путь вам, господа.

- Сможем ли мы теперь оформить наше предложение? (Дети ставят кавычки, двоеточие и исправляют первую букву в первом слове прямой речи)

Говорит им князь тогда: « Добрый путь вам, господа».

Взаимопроверка по эталону.

(Слайд)

 (Слайд)

7. Первичное закрепление знаний.

Развитие умений – применение нового знания

1) Работа по учебнику (№ 83)

Выполнение заданий по учебнику.

2) Работа по учебнику (№ 84)

Составление схем предложений.

(Слайд)

(Слайд)

8. Итог урока.

Оценивание.

- Какова тема сегодняшнего урока?

-  Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

Чужая речь

Слова автора

Прямая речь

Однородные члены

Дословно

 (Слова автора, прямая речь, дословно)

-Какая цель стояла перед нами?

- Достигли ли мы поставленную цель?

- Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

- Что для каждого из вас было интересным?

- Давайте оценим нашу работу.

Закончите предложения:

☺ Я положительно оцениваю …

☺ Мне нужно обратить внимание …

☺ Я хочу поблагодарить …

☺ Мне было интересно …

☺ Мне показалось важным …

(Слайд)

(Слайд)

(Слайд)

9. Домашнее задание.

1. Выучить правило с. 74

2. Найти и выписать из сказок А. Пушкина  

    3 предложения с прямой речью по схеме:  

             А : « П !»

(Слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 10

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 3 . Языковая разминка Синтаксический разбор предложения. (Один ученик у доски) сущ. предл. сущ. сущ. гл. гл. = = (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., с однород. чл.) [ и ] = =

Слайд 11

4 . Постановка учебной проблемы (Постановка общей учебной проблемы) Запись предложения под диктовку. (Один ученик у доски) Говорит им князь тогда ? Как выделить реплику князя? НОВЫЙ вид предложения добрый путь вам, господа.

Слайд 12

5 . Формулирование проблемы, планирование деятельности (Постановка частных проблем) Что мы должны узнать о новом виде предложения? ПЛАН: 1. Как называется? 2. Как оформляется на письме? 3. Как отличить от других предложений?

Слайд 13

6 . Поиск решения ( открытие нового знания) Поиск решения первой частной проблемы Словарная работа (Выполняется на листочках) 1. Вставьте пропущенные буквы. 2. Соотнесите букву с соответствующей цифрой. 9 пам__тник 1 ко___еспондент 6 с__астье 3 р__монт 8 комп__ютер 2 к__питан 7 мес__ц 4 телегра____а 5 а___етит 5 1 9 4 2 7 1 3 6 8 я пп мм а е рр я ь ч П Р Я М А Р Я Е Ч Ь

Слайд 15

Тема урока: «Предложения с прямой речью»

Слайд 16

Учащиеся, опираясь на план формулируют цель урока. Цель урока : 1. Познакомиться с предложениями с прямой речью. 2. Узнать, как они оформляются на письме. 3. Научиться отличать их от других предложений. Постановка цели деятельности

Слайд 18

Поиск решения второй и третьей частной проблемы 1) Прочитайте два текста (тексты также напечатаны на заранее приготовленных листочках) . 2) Найдите сходства и отличия.

Слайд 20

Сходства Отличия сюжет; герои можно прочитать по ролям (2-ой текст); особый знак – « »

Слайд 21

Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: « Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп». Слова автора Прямая речь : А : « П» « »

Слайд 22

Формулирование правила Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

Слайд 23

Проверка выводов с правилом в учебнике

Слайд 24

Говорит им князь тогда ? добрый путь вам, господа. Так как оформить это предложение ? Говорит им князь тогда : «Д обрый путь вам,господа » . Решение общей учебной проблемы

Слайд 25

7 . Первичное закрепление знаний Работа по учебнику

Слайд 26

Прочитай. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно. Составь схему каждого предложения. Работа по учебнику А : « П ?» А : « П !» А : « П ?»

Слайд 27

8 . Итог урока Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? Чужая речь Слова автора Прямая речь Однородные члены Дословно

Слайд 28

Цель урока : Познакомиться с понятием «прямая речь». Узнать, как оформляются на письме предложения с прямой речью.. Научиться отличать их от других предложений. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигнуты ли они нами? Познакомиться с понятием «прямая речь». Узнать, как оформляются на письме предложения с прямой речью. Научиться отличать их от других предложений.

Слайд 29

У нас всё получилось. Молодцы! Я положительно оцениваю … Мне нужно обратить внимание … Я хочу поблагодарить … Мне было интересно … Мне показалось важным …

Слайд 30

9 . Домашнее задание 1. Выучить правило с. 74 2. Найти и выписать из сказок А. Пушкина 3 предложения с прямой речью по схеме: А : « П !»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"

Конспект урока по теме "Части речи"...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи

УМК "Школа России" Повторение в конце учебного  года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...