Приставка- значимая часть слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Соловьёва Светлана Витальевна

Урок по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема: «Приставка - значимая часть слова.»

 Цели: уточнить знания обучающихся о  приставке, как значимой части слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Планируемые результаты: научатся находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

 Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

 Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют анализ и сравнение.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.

Тип урока: урок изучения нового.

Оборудование: индивидуальный лист, лист самооценки, девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок, дедушка корень (картинки.)

Ход урока: 
1. Организационный момент. 
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

2. Проверка д/з.

3.Минутка чистописания.

Первое задание для чистописания.

1.Отгадайте мои загадки.

а) Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Зовут ее ... (ворона).

(Картинка с изображением вороны).

б) Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока).
 (Картинка с изображением сороки).

2. Выполнение заданий по индивидуальному листу

- Прочитайте слова

(Курск, ворона, сорока, Москва)

- На какие группы можно разделить эти слова?

( а) города и птицы

б) имена собственные и нарицательные).

Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)

Какие это птицы? (зимующие)

-Чем мы можем помочь этим зимующим птицам?

(Ответы детей).

3. Фонетическая минутка.

- Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:

парные согласные звуки (в, с, к). 

звонкий непарный сонорный согласный звук (н).

первую гласную алфавита (а).
-
Что осталось? (оро).

-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.

(Письмо строки соединений –оро-).

4.Подбор слов с данным соединением.

а) самостоятельно

б) по словарю в учебнике (горох,воробей, корова).

Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

-Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемике.

2.Самоопределение к деятельности.

  - Вы любите сказки? Тогда послушайте сказку и определите, о чём мы будим говорить сегодня на уроке.

    В одном домике-слове жили 4 человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок и дедушка Окончание. А слово это было «загадка».

      Жили они дружно, одной семьёй, жили- не тужили, пока не поссорились.

     Заявил как-то дядюшка Корень: - Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я- корень слова!

    Обиделись все, но перечить не стали. Корень он и есть корень, значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика «загадка». Но не пропали!

       Дедушка Окончание пошёл к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом , стало слово дома, было слово лис стало- лиса.

       Мальчик Суффиксёнок тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: греть- грелка,

                                  строй- стройка,

                                   рыба- рыбка.

        И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например: ехать- заехать, лез- залез.

          Один  дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать- слово гад.  Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошёл к ним и попросил прощения.

- Как вы думаете, ребята, простили его друзья? Правильно, конечно , простили. Они  были добрыми и умели прощать. Все вместе вернулись в свой уютный домик.

     Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей.

      Вот только корни ,в основном, домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать.

- Так о чём мы будим говорить сегодня на уроке? (О частях слова.)

-  Из каких же частей состоят слова?

- Что такое корень слова?

- Что такое приставка? Суффикс?

- Для чего служат приставка и суффикс?

- Что такое окончание? Какую работу оно выполняет?

- Оцените свою работу в листе самооценки.

Физминутка.

    3.Закрепление знаний и способов действий.

1.ИГРА «Собери слово». Разбор слов по составу.

Запишите слово, в котором корень, как в слове «красить», суффикс, как в слове «берёзка», приставка, как в слове «пошёл», окончание, как в слове «речка». (покраска)

Запишите слово, в котором корень, как в слове «дарить», суффикс, как в слове «шнурки», приставка, как в слове «покрышка», окончание, как в слове «очки». (подарки)

Продолжить разбор слов по составу из упр. 157 (2-3 слова)   – коллективно.

-Как находили приставку в слове?

-Давайте сравним наши выводы с учебником. Прочитайте правило на стр.86.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

2.Выборочный диктант.

- Я буду читать текст, а вы записывайте только слова с приставками.

     Ранним зимним утром мы входили на лыжах в лес. Кругом лежит пушистый снег. Подходим к высокой сосне. Как красива она! Переходим через овраг. Вот и озеро. Обходим его - и снова в лес.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. Оцените работу соседа.

- Как называются эти слова? (однокоренные) Чем различаются? (по смыслу. Входить- движение внутрь, подходить- приближаться, переходить- пересекать что-либо, обходить- двигаться вокруг чего-либо.)

- Найдите в этих словах ту часть, в зависимости от которой изменялся смысл. Выделите корень и приставку. (самопроверка по образцу. Оцените себя.)

3.-Упр.   159   Прочитайте.

- Что нужно сделать? Выполните. (Коллективная проверка. Оцените себя.)

4.Рефлексия.

- Допишите подходящую по смыслу приставку. Выделите корень и приставку.

      Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики,  (резать) в них кружочки.

      В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

  - Как догадались, какую приставку нужно дописать? (каждая приставка имеет определённый смысл.)

- Оцените себя.

     5.  Итог урока.

- Что такое приставка? Где она стоит? Для чего служит?

- Какие задания вам больше всего понравились?
- Были ли какие-то затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. У кого  7 «+»- оценка «5», у кого от 4 до 6 «+» - оценка 4, у кого меньше 4-х «+» пусть не отчаивается. Мы потренируемся и всё у нас получится.

Д/з. упр.160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Приставка - значимая часть слова

Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...

Урок по теме "Приставка - значимая часть слова"

Этот конспект и презентация помогут педагогам начальных классов....

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

6.Тема: Приставка – значимая часть слова.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами правописания приставок. Формировать умение применять на практике правила правописания приставок. Оборудование: остров, индивидуальные карточк...