Приставка- значимая часть слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по русскому языку в 3 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Приставка - значимая часть слова.»
Цели: уточнить знания обучающихся о приставке, как значимой части слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Планируемые результаты: научатся находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.
Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют анализ и сравнение.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: индивидуальный лист, лист самооценки, девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок, дедушка корень (картинки.)
Ход урока:
1. Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
2. Проверка д/з.
3.Минутка чистописания.
Первое задание для чистописания.
1.Отгадайте мои загадки.
а) Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Зовут ее ... (ворона).
(Картинка с изображением вороны).
б) Верещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока). (Картинка с изображением сороки).
2. Выполнение заданий по индивидуальному листу
- Прочитайте слова
(Курск, ворона, сорока, Москва)
- На какие группы можно разделить эти слова?
( а) города и птицы
б) имена собственные и нарицательные).
Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона)
Какие это птицы? (зимующие)
-Чем мы можем помочь этим зимующим птицам?
(Ответы детей).
3. Фонетическая минутка.
- Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:
парные согласные звуки (в, с, к).
звонкий непарный сонорный согласный звук (н).
первую гласную алфавита (а).
- Что осталось? (оро).
-оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.
(Письмо строки соединений –оро-).
4.Подбор слов с данным соединением.
а) самостоятельно
б) по словарю в учебнике (горох,воробей, корова).
Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной.
- Оцените свою работу в листе самооценки.
-Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Морфемике.
2.Самоопределение к деятельности.
- Вы любите сказки? Тогда послушайте сказку и определите, о чём мы будим говорить сегодня на уроке.
В одном домике-слове жили 4 человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок и дедушка Окончание. А слово это было «загадка».
Жили они дружно, одной семьёй, жили- не тужили, пока не поссорились.
Заявил как-то дядюшка Корень: - Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я- корень слова!
Обиделись все, но перечить не стали. Корень он и есть корень, значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика «загадка». Но не пропали!
Дедушка Окончание пошёл к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом , стало слово дома, было слово лис стало- лиса.
Мальчик Суффиксёнок тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: греть- грелка,
строй- стройка,
рыба- рыбка.
И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например: ехать- заехать, лез- залез.
Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать- слово гад. Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошёл к ним и попросил прощения.
- Как вы думаете, ребята, простили его друзья? Правильно, конечно , простили. Они были добрыми и умели прощать. Все вместе вернулись в свой уютный домик.
Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей.
Вот только корни ,в основном, домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать.
- Так о чём мы будим говорить сегодня на уроке? (О частях слова.)
- Из каких же частей состоят слова?
- Что такое корень слова?
- Что такое приставка? Суффикс?
- Для чего служат приставка и суффикс?
- Что такое окончание? Какую работу оно выполняет?
- Оцените свою работу в листе самооценки.
Физминутка.
3.Закрепление знаний и способов действий.
1.ИГРА «Собери слово». Разбор слов по составу.
Запишите слово, в котором корень, как в слове «красить», суффикс, как в слове «берёзка», приставка, как в слове «пошёл», окончание, как в слове «речка». (покраска)
Запишите слово, в котором корень, как в слове «дарить», суффикс, как в слове «шнурки», приставка, как в слове «покрышка», окончание, как в слове «очки». (подарки)
Продолжить разбор слов по составу из упр. 157 (2-3 слова) – коллективно.
-Как находили приставку в слове?
-Давайте сравним наши выводы с учебником. Прочитайте правило на стр.86.
- Оцените свою работу в листе самооценки.
2.Выборочный диктант.
- Я буду читать текст, а вы записывайте только слова с приставками.
Ранним зимним утром мы входили на лыжах в лес. Кругом лежит пушистый снег. Подходим к высокой сосне. Как красива она! Переходим через овраг. Вот и озеро. Обходим его - и снова в лес.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. Оцените работу соседа.
- Как называются эти слова? (однокоренные) Чем различаются? (по смыслу. Входить- движение внутрь, подходить- приближаться, переходить- пересекать что-либо, обходить- двигаться вокруг чего-либо.)
- Найдите в этих словах ту часть, в зависимости от которой изменялся смысл. Выделите корень и приставку. (самопроверка по образцу. Оцените себя.)
3.-Упр. 159 Прочитайте.
- Что нужно сделать? Выполните. (Коллективная проверка. Оцените себя.)
4.Рефлексия.
- Допишите подходящую по смыслу приставку. Выделите корень и приставку.
Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки.
В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
- Как догадались, какую приставку нужно дописать? (каждая приставка имеет определённый смысл.)
- Оцените себя.
5. Итог урока.
- Что такое приставка? Где она стоит? Для чего служит?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Были ли какие-то затруднения?
- Оцените свою работу на уроке. У кого 7 «+»- оценка «5», у кого от 4 до 6 «+» - оценка 4, у кого меньше 4-х «+» пусть не отчаивается. Мы потренируемся и всё у нас получится.
Д/з. упр.160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка - значимая часть слова". Урок закрепления знаний....
Приставка - значимая часть слова
Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...
Урок по теме "Приставка - значимая часть слова"
Этот конспект и презентация помогут педагогам начальных классов....
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
6.Тема: Приставка – значимая часть слова.
Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами правописания приставок. Формировать умение применять на практике правила правописания приставок. Оборудование: остров, индивидуальные карточк...