Урок по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.

Задачи:

учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;

развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;

воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;

личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход

 Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_klass_antonimy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Антонимы"

Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.

Задачи:

учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;

развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;

воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;

личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход

 Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Здравствуйте, дети!  Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в видеоклассе. Вам здесь нравится? Тогда давайте наш урок проведём так, чтобы нам захотелось вернуться сюда ещё раз.

 – Внимание на экран.

Приложение. Слайд 2

– Как вы объясните смысл этой пословицы?

 – А что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)

 – Как называются эти слова? (Синонимы)

 – Что такое синонимы?

2. Формулировка темы урока

– Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое синонимы. Но сегодня у нас с вами другая цель и другие задачи.

 – Посмотрите внимательно на эту пословицу, прочитайте её с выражением, выделите голосом главные слова. Что это за слова?

 – Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь на уроке?

(Дети выдвигают свои предположения)

3. Актуализация знаний

– Сегодня мы обобщим все наши знания об антонимах. Постараемся ничего не забыть.

Приложение. Слайд 3

– Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой?

4. Обобщение

а) Приложение. Слайд 4

– Для выполнения этого задания вам необходимо творческое мышление, фантазия и воображение. На этом слайде выведены объекты. Подберите несколько признаков, которые относятся к каждому объекту. А затем противопоставьте эти признаки.

 Запишите полученные словосочетания на одной строке по парам. Кто-то придумает такие словосочетания, которых нет у меня. А кто-то угадает, что будет на следующем слайде.

Приложение. Слайд 5

– А вы согласны с двумя первыми словосочетаниями? Все ли мужчины сильны и все ли женщины слабы? (Многие известные сильные спортсмены являются женщинами. Это такие виды спорта как дискобол, карате и даже бокс. А еще бывает, к сожалению, что сильный физически мужчина может быть слабым по характеру. И к счастью, слабая на вид женщина, может быть очень сильна духом.)

 – Пришла пора ответить на первый вопрос нашего урока.

 – Что такое антонимы? (Дети отвечают)

б) Приложение. Слайд 6

– Проверим вашу память.

 – С какой пословицы мы начали урок?

 – Какой частью речи являются слова «дело – потеха»? Докажите.

 – Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы подошли вплотную. (Какой частью речи являются антонимы).

 – Так какой частью речи они могут являться? (Имена существительные)

 – Посмотрите на слайд. Слова какой части речи вы видите? Докажите.

 – Какая часть речи прибавилась в копилку наших ответов? (Имя прилагательное)

в) – У вас на столах лежат задания на зелёных листах. На них вы видите 2 предложения  с пропущенным словом.1.____________   обижает девочек.

2._____________ защищает девочек.        Для мальчиков

2._____________ помирила  мальчиков.

1. ____________ поссорила мальчиков.        Для девочек

– Перепишите одно из этих предложений. Не забудьте на месте черты вставить своё имя.

 – Найдите главные члены предложения.

 – Почему вы выбрали именно это предложение? (Ответы и мальчика и девочки)

 – Прочитайте два слова, противоположные по смыслу, которые вам встретились в ваших предложениях.

 – Какой частью речи они являются? (Глаголы)

 – Докажите.

 – Какими же частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей)

Приложение. Слайд 7

– Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать , что антонимы могут быть и другими частями речи.

5. Физминутка

С вами нам пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».

 Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

 Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

 Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.

 Скажу я слово потерял. И скажешь ты нашёл.

 Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты храбрец.

 Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – конец.

6. Проверяем домашнее задание

– Вам был предложен текст с выделенными словами. Что надо было сделать? (Переписать и заменить выделенные слова на антонимы)

 – Прочитайте сначала первый текст.  Теперь переделанный текст.

 – Отличаются?

 – Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений)

Текст дома:

Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень!  

г) – Продолжим занятие с текстом

– Перед вами лежит жёлтый листок. На нём текст. Прочитайте его про себя. Вслух. Найдите и запишите парами слова антонимы.

Текст:

В нашей школе в субботу прошёл День здоровья. На стадион пришли много ребятишек. За соревнованиями следили даже бабушки. Мальчики и девочки катались на санках, лепили снеговика и участвовали в различных конкурсах. Это им поможет избежать болезни. Только один дедушка мало радовался празднику. Ему так хотелось озоровать вместе с ребятишками!

– Сколько пар слов вы нашли? (4 пары)

7. Заключительный этап

– Как вы думаете, какой слайд я должна сейчас вернуть, чтобы мы обобщили, всё что прошли на уроке?

Приложение. Слайд 3

– Ответили мы на эти вопросы? Давайте вспомним.

8. Домашнее задание

– Вам необходимо пройти по своей квартире и подобрать из интерьера комнат слова-антонимы. Интересно, кто больше найдёт таких слов?

9. Итог урока. Рефлексия

– Наш урок подошёл к концу.

 – Что на вас произвело наибольшее впечатления?

 – Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках?

 – Работа над какими заданиями вам показалась трудной?

 – Чью работу на уроке вы бы сегодня отметили?

– Я хотела бы, чтобы вы попрощались за меня сами. Посмотрите на наш первый слайд.

Приложение. Слайд 1

– Пожалуйста, замените выделенные слова на слова противоположные по значению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"

Технологическая карта урока по математике с презентацией...