Урок по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.
Задачи:
учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;
развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;
воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;
личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход
Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_klass_antonimy.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Антонимы"
Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.
Задачи:
учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;
развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;
воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;
личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход
Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в видеоклассе. Вам здесь нравится? Тогда давайте наш урок проведём так, чтобы нам захотелось вернуться сюда ещё раз.
– Внимание на экран.
Приложение. Слайд 2
– Как вы объясните смысл этой пословицы?
– А что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)
– Как называются эти слова? (Синонимы)
– Что такое синонимы?
2. Формулировка темы урока
– Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое синонимы. Но сегодня у нас с вами другая цель и другие задачи.
– Посмотрите внимательно на эту пословицу, прочитайте её с выражением, выделите голосом главные слова. Что это за слова?
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь на уроке?
(Дети выдвигают свои предположения)
3. Актуализация знаний
– Сегодня мы обобщим все наши знания об антонимах. Постараемся ничего не забыть.
Приложение. Слайд 3
– Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой?
4. Обобщение
а) Приложение. Слайд 4
– Для выполнения этого задания вам необходимо творческое мышление, фантазия и воображение. На этом слайде выведены объекты. Подберите несколько признаков, которые относятся к каждому объекту. А затем противопоставьте эти признаки.
Запишите полученные словосочетания на одной строке по парам. Кто-то придумает такие словосочетания, которых нет у меня. А кто-то угадает, что будет на следующем слайде.
Приложение. Слайд 5
– А вы согласны с двумя первыми словосочетаниями? Все ли мужчины сильны и все ли женщины слабы? (Многие известные сильные спортсмены являются женщинами. Это такие виды спорта как дискобол, карате и даже бокс. А еще бывает, к сожалению, что сильный физически мужчина может быть слабым по характеру. И к счастью, слабая на вид женщина, может быть очень сильна духом.)
– Пришла пора ответить на первый вопрос нашего урока.
– Что такое антонимы? (Дети отвечают)
б) Приложение. Слайд 6
– Проверим вашу память.
– С какой пословицы мы начали урок?
– Какой частью речи являются слова «дело – потеха»? Докажите.
– Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы подошли вплотную. (Какой частью речи являются антонимы).
– Так какой частью речи они могут являться? (Имена существительные)
– Посмотрите на слайд. Слова какой части речи вы видите? Докажите.
– Какая часть речи прибавилась в копилку наших ответов? (Имя прилагательное)
в) – У вас на столах лежат задания на зелёных листах. На них вы видите 2 предложения с пропущенным словом.1.____________ обижает девочек.
2._____________ защищает девочек. Для мальчиков
2._____________ помирила мальчиков.
1. ____________ поссорила мальчиков. Для девочек
– Перепишите одно из этих предложений. Не забудьте на месте черты вставить своё имя.
– Найдите главные члены предложения.
– Почему вы выбрали именно это предложение? (Ответы и мальчика и девочки)
– Прочитайте два слова, противоположные по смыслу, которые вам встретились в ваших предложениях.
– Какой частью речи они являются? (Глаголы)
– Докажите.
– Какими же частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей)
Приложение. Слайд 7
– Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать , что антонимы могут быть и другими частями речи.
5. Физминутка
С вами нам пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – конец.
6. Проверяем домашнее задание
– Вам был предложен текст с выделенными словами. Что надо было сделать? (Переписать и заменить выделенные слова на антонимы)
– Прочитайте сначала первый текст. Теперь переделанный текст.
– Отличаются?
– Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для яркости речи путём сравнения слов, для построения интересных предложений)
Текст дома:
Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень!
г) – Продолжим занятие с текстом
– Перед вами лежит жёлтый листок. На нём текст. Прочитайте его про себя. Вслух. Найдите и запишите парами слова антонимы.
Текст:
В нашей школе в субботу прошёл День здоровья. На стадион пришли много ребятишек. За соревнованиями следили даже бабушки. Мальчики и девочки катались на санках, лепили снеговика и участвовали в различных конкурсах. Это им поможет избежать болезни. Только один дедушка мало радовался празднику. Ему так хотелось озоровать вместе с ребятишками!
– Сколько пар слов вы нашли? (4 пары)
7. Заключительный этап
– Как вы думаете, какой слайд я должна сейчас вернуть, чтобы мы обобщили, всё что прошли на уроке?
Приложение. Слайд 3
– Ответили мы на эти вопросы? Давайте вспомним.
8. Домашнее задание
– Вам необходимо пройти по своей квартире и подобрать из интерьера комнат слова-антонимы. Интересно, кто больше найдёт таких слов?
9. Итог урока. Рефлексия
– Наш урок подошёл к концу.
– Что на вас произвело наибольшее впечатления?
– Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках?
– Работа над какими заданиями вам показалась трудной?
– Чью работу на уроке вы бы сегодня отметили?
– Я хотела бы, чтобы вы попрощались за меня сами. Посмотрите на наш первый слайд.
Приложение. Слайд 1
– Пожалуйста, замените выделенные слова на слова противоположные по значению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"
Технологическая карта урока по математике с презентацией...