Урок русского языка в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Стрединина Наталья Александровна

Систематизировать чсведеня по правописанию буквосочитаний жи-ши. ча- ча, чу- щу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.rar542.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе.

Учебник «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение» 2011г.

 Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

 

Цели:

Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.

Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.

Структура урока:

1. Организация внимания учащихся.

 2. Развитие учебной мотивации.

* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

3. Стимулирование реакций обучающихся.

* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

 * Заучивание правила.

Физкультурная минутка

4. Обеспечение обратной связи.

* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.

 * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).

 * Руководство мыслительной деятельности.

5. Гимнастика для пальцев.

6. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

* Контроль и анализ с последующей корректировкой.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

9. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся.

       2. Развитие учебной мотивации

Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.

Разговор с пчелой.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин».

(М. Бородицкая.)

Перечитайте стихотворение несколько раз. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

Попробуйте убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определенным звуком помогает оживить картинку.

Давайте все вместе дружно пожужжим. Пожужжали? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

- Что такое шипящие согласные звуки?

3.Работа по теме.

3. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

Что, не получается? А какие это звуки?

- Всегда твердые.

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Будем говорить о шипящих согласных звуках.

Прочитайте еще одно стихотворение про себя, затем - вслух.

Щеткой чищу я щенка,

 Щекочу ему бока.

 Дремучая чаща леса.

Поищем в словах другие шипящие — Ч и Щ.

- Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?

- Мягкие.

- Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.

Чайник, часы, щука, жил.

4.Работа с учебником.

Что такое шипящие согласные звуки?

Об этом прочитайте на с.105 учебника.

(Обучающие читают про себя, затем один обучающийся читает вслух)

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ ч], [щ ] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ ж] поже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

5.Работа в тетради.

Запишите в тетрадь упражнение №1.

Прочитайте.

Весной дождик шальной, захочет – все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

                                                 (  И. Эренбург.)

Каким назван дождик? Почему?

Найдите слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

- Спишите.

- Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?

- Что же мы узнали?

- Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

Физкультурная минутка.

Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).

Наши правые ладошки

 Пусть поборются немножко.

 Ну-ка, поглядим скорей,

 Кто из всех борцов сильней

 Ладони левые

 Тоже очень смелые:

 Мы от правых не отстанем.

6. Работа над правилом.

Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить.

В сочетаниях жи — ши

 Только и всегда пиши!

 В сочетаниях ча — ща

 Пишем только букву а.

 В сочетаниях чу — щу

 Пишут только букву у.

- Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.

7.Чтобы лучше запомнить это правило, выполним упражнение №5 на странице 117.

Прочитайте.

Скоро выйдут муравьи

На дорогах лужи.

По полям бегут ручьи,

После зимней стужи.

Определите, а каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

Прочитаете получившееся стихотворение.

Вспомните, кто автор этих строк.

Запишите составленное стихотворение. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

8.Проверка знаний.

Тест Индивидуальное задание.

 1. Подчеркни верное высказывание

 чю-щю пишется с буквой ю

 чу-щу пишется с буквой у

 2. Подчеркни лишнее слово

 чудо

 щавель

 лисица

 чайник

 3. Подчеркни слово с ошибкой

 туча

 машына

 лыжи

 4. Вставьте пропущенные буквы (дополнительное задание)

 щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_

9. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей

- Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

- Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

 - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить.

 - Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.

10.Работа с учебником.

Найдите на стр. 106 Упр. 5.

Прочитайте. Когда так говорят?

Хорошая работа два века живет.

Работе время, а потехе час.

Спишите одну пословицу. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

11. Рефлексия.

 Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

 Что помешало работать лучше?

 О чём расскажете дома родителям?

 Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...