Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
1. Пояснительная записка
2. Календарно - тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 105.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты- Мансийский автономный округ –Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Излучинская общеобразовательная средняя школа №2»
Рассмотрено Утверждаю
на методическом совете исп. обязанности директора школы
Протокол ______________ Ю. Шитиков
от 27.08.2013 г. №2 приказ от 30.08. 2013 № 468
Рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
по УМК «Школа России»
учителя начальных классов
Есиной Ольги Валерьевны
2013
- Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
Программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса составлена на основе примерной программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Русский язык .2 класс в 2 частях / Н. В. Канакина, В. Г. Горецкий, - М.: Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 /2014 учебный год» ).
Общими целями учебного предмета «Русский язык» во 2 классе являются:
- познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов в год (5 ч в неделю,
34 учебные недели ).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
- культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
- деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Содержание учебного предмета «русский язык , 2 класс»
№ | Раздел курса | Содержание учебного раздела |
1. | Наша речь (4 часа) | Виды речи. Диалог и монолог |
2. | Текст (5часов) | Текст. Части текста. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие |
3. | 3 .Предложение (12 часов) | Предложение. Члены предложения. Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. |
4. | Слова, слова ( 22 часа) | Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Перенос слов. Слово, как общее название предметов. Однозначные, многозначные, родственные слова. Корень слова. Словесное и логическое ударение. |
5. | Звуки и буквы ( 34 часа) | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак. |
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) | Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение мягкости согласной на письме. Парные звонкие и глухие согласные. |
7. | Части речи. (47 часов). | Существительное. Глагол. Прилагательное. Местоимение. Предлог. Текст - рассуждение, текст - описание, текст - повествование. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая роль глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Виды текстов. Значение местоимений в тексте. Употребление предлогов в речи |
8. | Повторение (17 часов) | Упражнения в создании текстов разного типа. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. |
7. Тематическое планирование по русскому языку во 2 классе
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1.Наша речь (4 часа) | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической. Соблюдать и речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1\1 | 1 | 02.09 | |
Что можно узнать о человеке по его речи? | 2\2 | 1 | 03.09 | ||||
Как отличить диалог от монолога? | 3\3 | 1 | 04.09 | ||||
Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь» | 4\4 | 1 | 05.09 | ||||
2. Текст (5 часов) | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. Списывание текста с дополнительным заданием Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Что такое текст? | 5\1 | 1 | 06.09 | |
Что такое тема и главная мысль текста? | 6\2 | 1 | 09.09 | ||||
Части текста | 7\3 | 1 | 10.09 | ||||
Проверочная работа по теме «Текст» №1 | 8\4 | 1 | 11.09 | ||||
Работа над ошибками Контрольное списывание №1 с заданием. | 9\5 | 1 | 12.09 | ||||
3. Предложение (12 часов) | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе». Диктант по теме «Предложение» Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Сочинение по сюжетному рисунку Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов (слов, несвязанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее учебника». Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Что такое предложение? | 10\1 | 1 | 13.09 | |
Как из слов составить предложение? Словарный диктант № 1 | 11\2 | 1 | 16.09 | ||||
Что такое главные члены предложения. | 12\3 | 1 | 17.09 | ||||
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе». | 13\4 | 1 | 18.09 | ||||
Что такое второстепенные члены предложения? Работа над ошибками. | 14\5 | 1 | 19.09 | ||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 15\6 | 1 | 20.09 | ||||
Что такое распространённые и нераспространённые предложения? Разноуровневая проверочная работа № 2 | 16\7 | 1 | 23.09 | ||||
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | 17\8 | 1 | 24.09 | ||||
Работа над ошибками. | 18\9 | 1 | 25.09 | ||||
Как установить связь слов в предложении? | 19\10 | 1 | 26.09 | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
| 20\11 | 1 | 27.09 | ||||
Анализ сочинений | 21\12 | 1 | 30.09 | ||||
4. Слова, слова, слова… (22 часа) | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Синонимы. Работа со словарём синонимов Антонимы. Работа со словарём антонимов Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.
Словообразующая функция ударения. Диктант № 3 за первую четверть Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса Проверочная работа по теме «Слово и его значение» Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте не знакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Что такое лексическое значение слова? | 22-23\1-2 | 2 | 01.10 02.10 | |
Что такое однозначные и многозначные слова? | 24\3 | 1 | 03.10 | ||||
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 25\4 | 1 | 04.10 | ||||
Что такое синонимы? | 26\5 | 1 | 07.10 | ||||
Что такое антонимы? | 27\6 | 1 | 08.10 | ||||
Слова близкие и противоположные по значению. Тест № 2. | 28\7 | 1 | 09.10 | ||||
Что такое родственные слова? | 29\8 | 1 | 10.10 | ||||
Что такое корень слова? | 30\9 | 1 | 11.10 | ||||
Что такое однокоренные слова? Словарный диктант № 2. | 31\10 | 1 | 14.10 | ||||
Выделение корня в однокоренных словах. | 32\11 | 1 | 15.10 | ||||
Родственные слова. | 33\12 | 1 | 16.10 | ||||
Развитие речи. Изложение. | 34\13 | 1 | 17.10 | ||||
Какие бывают слоги. | 35\14 | 1 | 18.10 | ||||
Ударные и безударные слоги. | 36\15 | 1 | 21.10 | ||||
Как определить ударный слог? | 37\16 | 1 | 22.10 | ||||
Перенос слов. Правила переноса с Ь, Й | 38\17 | 1 | 23.10 | ||||
Как переносить слова с одной строки на другую? | 39\18 | 1 | 24.10 | ||||
Как переносить слова с одной строки на другую? Тест № 3. | 40\19 | 1 | 25.10 | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок | 41\20 | 1 | 28.10 | ||||
Контрольный диктант №3 по теме «Слово» | 42\21 | 1 | 29.10 | ||||
Работа над ошибками | 43\22 | 1 | 30.10 | ||||
5. Звуки и буквы (34 часа) | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [и'] и буква «и краткое» Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Подробное изложение по коллективно составленному плану. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки . Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Составлять рассказ по картине З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Работать со страничками для любознательных. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный и безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы - травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать сё в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударною гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробьи) по колено и др. Составлять текст из предложений. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и поверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Находить в слове согласные звуки. Правильно поизносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой согласные звуки русского языка. Различать согласный звук[й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило переноса слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать за произношением и праписанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | Как различить звуки и буквы? | 44\1 | 1 | 31.10 | |
Как мы используем алфавит? | 45\2 | 1 | 01.11 | ||||
Какие слова пишутся с заглавной буквы | 46\3 | 1 | 11.11 | ||||
Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 47\4 | 1 | 12.11 | ||||
Контрольный диктант №4 по теме «Имена собственные» | 48\5 | 1 | 13.11 | ||||
Работа над ошибками | 49\6 | 1 | 14.11 | ||||
Как определить гласные буквы? | 50\7 | 1 | 15.11 | ||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 51-52\8, 9 | 2 | 18.11 19.11 | ||||
Проверяемые безударные гласные в корне слова | 53-54\10, 11 | 2 | 20.11 21.11 | ||||
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Разноуровневая проверочная работа № 3 | 55\12 | 1 | 22.11 | ||||
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 56\13 | 1 | 25.11 | ||||
Слова с непроверяемыми гласными в безударных слогах | 57\14 | 1 | 26.11 | ||||
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 58\15 | 1 | 27.11 | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение | 59\16 | 1 | 28.11 | ||||
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне» | 60\17 | 1 | 29.11 | ||||
Работа над ошибками | 61\18 | 1 | 02.12 | ||||
Как определить согласные звуки? | 62\19 | 1 | 03.12 | ||||
Согласный звук й и буква и краткое | 63-64\20, 21 | 2 | 04.12 05.12 | ||||
Слова с удвоенными согласными | 65\22 | 1 | 06.12 | ||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 66\23 | 1 | 09.12 | ||||
Наши проекты. «И в шутку и всерьёз» | 67\24 | 1 | 10.12 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Словарный диктант № 3 | 68\25 | 1 | 11.12 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 69\26 | 1 | 12.12 | ||||
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 70\27 | 1 | 13.12 | ||||
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 71-72\28, 29 | 2 | 16.12 17.12 | ||||
Согласные звуки и буквы, мягкие и твёрдые. | 73\30 | 1 | 18.12 | ||||
Контрольный диктант №6 по теме Звуки и буквы» | 74\31 | 1 | 19.12 | ||||
Работа над ошибками | 75\32 | 1 | 20.12 | ||||
Наши проекты. «Пишем письмо Деду Морозу» | 76\33 | 1 | 23.12 | ||||
Буквосочетание ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ | 77\34 | 1 | 24.12 | ||||
6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Рифма». Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова Изложение текста по вопросам Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Использование на письме разделительного мягкого знака. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы. скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарем. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи — ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов, с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова нулем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз - морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Работать е предложением и текстом. Составлять предложения из слеш. обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок. записывать составленный текст. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приём проверки написания гласных и согласных в корне слова. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать своп достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» Тест № 4 | 78\1 | 1 | 25.12 | |
Контрольный диктант № 7 по теме «Буквосочетание ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ» | 79\2 | 1 | 26.12 | ||||
Работа над ошибками. Закрепление знаний | 80\3 | 1 | 27.12 | ||||
Развитие речи. Обучающее изложение. | 81\4 | 1 | 09.01 | ||||
Звуки и буквы. Ударные и безударные гласные. Закрепление и повторение изученного. | 82\5 | 1 | 10.01 | ||||
Наши проекты. «Рифма» | 83\6 | 1 | 13.01 | ||||
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 84-85\7, 8 | 2 | 14.01 15.01 | ||||
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | 86\9 | 1 | 16.01 | ||||
Как отличить звонкие согласные от глухих? Словарный диктант. № 4 | 87\10 | 1 | 17.01 | ||||
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 88\11 | 1 | 20.01 | ||||
Проверка парных согласных в корне слова | 89\12 | 1 | 21.01 | ||||
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 90\13 | 1 | 22.01 | ||||
Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 91\14 | 1 | 23.01 | ||||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 92-94\15, 16, 17 | 3 | 24.01 27.01. 28.01 | ||||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 95\18 | 1 | 29.01 | ||||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 96\19 | 1 | 30.01 | ||||
Обобщение изученного материала. | 97\20 | 1 | 31.01 | ||||
Повторение и закрепление по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова» | 98\21 | 1 | 03.02 | ||||
Контрольный диктант №8 «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | 99\22 | 1 | 04.02 | ||||
Работа над ошибками. | 100\23 | 1 | 05.02 | ||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком | 101/ 24 | 1 | 06.02 | ||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 102\25 | 1 | 07.02 | ||||
Контрольное списывание №2 с заданием | 103\26 | 1 | 10.02 | ||||
Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 104\27 | 1 | 11.02 | ||||
Разделительный мягкий знак. Разноуровневая проверочная работа № 4 | 105\28 | 1 | 12.02 | ||||
Повторение и обобщение изученного материала. Работа над ошибками. | 106\29 | 1 | 13.02 | ||||
7. Части речи (47 часов) | Общее представление о частях речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста Работа над ошибками, допущенными в изложении. Восстановление деформированных предложений и текста Обобщение знаний об имени существительном Контрольная проверочная работа по теме «Имя существительное» Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, Число глагола. Изменение глагола по числам. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о глаголе Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании. Обобщение знаний об имени прилагательном Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно Проверочная работа «Проверь себя» | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-- имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдении и по вопросам учителя. Определить число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни). Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом приложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительные с определённым признаком. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слов к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико - тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и предложений. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст рассуждение. Создавать устные и письменные тексты–рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике. Узнавать предлоги в устной и письменной речи | Что такое части речи? | 107-108\1, 2 | 2 | 14.02 17.02 | |
Что такое имя существительное? | 109\3 | 1 | 18.02 | ||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 110\4 | 1 | 19.02 | ||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 111\5 | 1 | 20.02 | ||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 112\6 | 1 | 21.02 | ||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет | 113\7 | 1 | 24.02 | ||||
Заглавная буква в написании кличек животных. Проверочная работа № 5 | 114\8 | 1 | 25.02 | ||||
Заглавная буква в географических названиях | 115\9 | 1 | 26.02 | ||||
Развитие речи. Обучающее изложение | 116\10 | 1 | 27.02 | ||||
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 117\11 | 1 | 28.02 | ||||
Повторение и обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. Разноуровневая проверочная работа № 6 | 118\12 | 1 | 03.03 | ||||
Работа над ошибками | 119\13 | 1 | 04.03 | ||||
Единственное и множественное число имён существительных | 120-122\14, 15, 16 | 3 | 05.03 06.03 07.03 | ||||
Развитие речи. Обучающее изложение | 123\17 | 1 | 11.03 | ||||
Изменение имён существительных по числам. | 124\18 | 1 | 12.03 | ||||
Контрольный диктант № 9 по теме «Имя существительное» | 125\19 | 1 | 13.03 | ||||
Работа над ошибками | 126\20 | 1 | 14.03 | ||||
Что такое глагол? Словарный диктант № 5 | 127-128\21, 22 | 2 | 17.03 18.03 | ||||
Общее понятие о глаголе. | 129\23 | 1 | 19.03 | ||||
Единственное и множественное число глаголов. Самостоятельная работа № 7 | 130-131\24, 25 | 2 | 20.03 21.03 | ||||
Правописание частицы НЕ с глаголами | 132\26 | 1 | 31.03 | ||||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Разноуровневая проверочная работа № 8 | 133\27 | 1 | 01.04 | ||||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Работа над ошибками | 134\28 | 1 | 02.04 | ||||
Что такое текст-повествование? | 135\29 | 1 | 03.04 | ||||
Что такое имя прилагательное? | 136\30 | 1 | 04.04 | ||||
Связь имени прилагательного с именем существительным Словарный диктант № 6 | 137\31 | 1 | 07.04 | ||||
Прилагательные близкие и противоположные по значению | 138\32 | 1 | 08.04 | ||||
Единственное и множественное число прилагательных | 139\33 | 1 | 09.04 | ||||
Что такое текст-описание? | 140\34 | 1 | 10.04 | ||||
Восстановление предложений | 141\35 | 1 | 11.04 | ||||
Контрольное списывание №3 | 142\36 | 1 | 14.04 | ||||
Контрольный диктант № 10 по теме «Имя прилагательное» | 143\37 | 1 | 15.04 | ||||
Работа над ошибками | 144\38 | 1 | 16.04 | ||||
Что такое местоимение? | 145- 146\39, 40 | 2 | 17.04 18.04 | ||||
Что такое текст-рассуждение? | 147\41 | 1 | 21.04 | ||||
Общее понятие о предлоге | 148\42 | 1 | 22.04 | ||||
Раздельное написание предлогов со словами. Тест № 5 | 149/ 43 | 1 | 23.04 | ||||
Употребление предлогов в речи. | 150\44 | 1 | 24.04 | ||||
Обобщение по теме «Части речи». | 151\45 | 1 | 25.04 | ||||
Контрольный диктант №11 по теме «Части речи» | 152\46 | 1 | 28.04 | ||||
Работа над ошибками | 153/47 | 1 | 29.04 | ||||
8.Повторе ние (17 часов) | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа. Предложение. Знаки препинания в конце предложений Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи Части речи их различение. Разбор слова как части речи Части речи их различение. Разбор слова как части речи Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. Упражнения в применении изученных правил правописания Упражнения в применении изученных правил правописания | Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. Понятия: «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь раздели-тельный знак на письме Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений | Повторение по теме «Текст» | 154\1 | 1 | 30.04 | |
Развитие речи. Сочинение по картине | 155\2 | 1 | 05.05 | ||||
Повторение по теме «Предложение» | 156-157\3, 4 | 2 | 06.05 07.05 | ||||
Повторение по теме «Слово и его значение» | 158\5 | 1 | 08.05 | ||||
Повторение по теме «Части речи» | 159-160\6, 7 | 2 | 12.05 13.05 | ||||
Повторение по теме «Звуки и буквы» | 161\8 | 1 | 14.05 | ||||
Повторение по теме «Правила правописания» Словарный диктант № 7 | 162\9 | 1 | 15.05 | ||||
Контрольное списывание № 4 | 163\10 | 1 | 16.05 | ||||
Контрольный диктант по итогам года №12 | 164\11 | 1 | 19.05 | ||||
Повторение и закрепление изученного материала | 165-169 12-16 | 5 | 20.05 21.05 22.05 23.05 26.05 | ||||
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 170\17 | 1 | 27.05 |
Сведения о контроле
Название разделов | Вид работы | |||||||
тест | Дик тант | Контроль ное списывание | Сочине ние | Провероч ная работа | Изложе ние | проект | Словар ный диктант | |
Наша речь | 1 | |||||||
Текст | 1 | 1 | ||||||
Предложение | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
Слова, слова | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Звуки и буквы | 1 | 5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Части речи | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | ||
Повторение | 1 | 1 | 1 | |||||
Всего | 5 | 12 | 4 | 5 | 8 | 5 | 3 | 7 |
К концу второго класса обучающиеся должны знать и понимать:
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
- оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
- звук и буква й;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
- согласные, парные по звонкости и глухости;
• соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
- оформление на письме предложений;
- деление слов на слоги и для переноса;
- определение ударного слога в слове;
- использование прописной буквы в именах собственных;
- написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (20 -25 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
1. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. : Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, | В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебники. 1. Канакина В.П, Горецкий В. Г Русский язык. 2 класс. / М.: Просвещение , 2013 г. | В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности. |
Рабочие тетради 1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. | Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. В пособии даны разнообразные тестовые задания по всем разделам курса русского языка во 2 классе. Они предназначены для совершенствования, проверки и контроля осознанности первоначальных представлений об изучаемых языковых единицах и формирующихся у первоклассников УУД. Задания можно использовать как на уроках русского языка, так и для индивидуальной работы дома. |
Канакина В.П. 1.Рабочий словарик 1,2,3 кл. 2.Русский язык, орфографический словарь. 3.Справочник по русскому языку 1-4 кл. 4.Работа с трудными словами в начальной школе, пособие для учителя | Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами. |
Печатные пособия | |
1.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. 2.Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс | Карточки используются и на этапе введения новых слов с непроверяемыми написаниями, и на этапе контроля - как наглядное пособие и как раздаточный материал. |
Технические средства обучения | |
Интерактивная доска Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц Компьютер Мультимедийный проектор Сканер Принтер лазерный | |
Экранно-звуковые пособия | |
Канакина В.П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронные пособия. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....