Рабочая программа и тематическое планирование 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Бочкарёва Любовь Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование  4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение Барвихинская средняя  общеобразовательная школа  

   Согласовано:                                                                                                                     Утверждаю:                                                                                                                                                                  

Руководитель ШМО                                                                                               Директор МБОУ Барвихинская СОШ                                                                                                                                  

_______ Иванова С.Н.                                                                                             _______ Яковлева Т.В.                                                                                                                                        

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Русский язык»  1- 4  классы

разработана на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4–й классы.

 Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 20014г

Составитель:

 Бочкарёва Любовь Михайловна

        учитель начальных классов,

                                                          высшая квалификационная категория    

2014-2015 учебный год

Л. Я. Желтовская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1 - 4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (УМК «Планета Знаний»): изд–во «Астрель», Москва, 2010 год и требований к уровню подготовки обучающихся 4-го класса с учётом регионального компонента и особенностей школы.

     Целью данного курса является:

организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.

Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:

1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;

2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.

     Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания русского языка в начальной школе в направлении интеграции знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие и гуманистические ценности.

Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, о связи русского языка с историей культуры народа, о ценностях и нравственных устоях наших предков, отражённых в слове, пословицах, фразеологизмах.

Ценностные ориентиры

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование:

а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);

б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

   

Содержание программы для 4 класса:

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

 Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чѐм? — как я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объѐма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ.ТЕКСТ.

 Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действии), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет: извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращѐнной к ребѐнку: устные и письменные высказывания,

включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с

помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная

скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своѐ отношение к читаемому; контролировать своѐ чтение;  

 — выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

ГОВОРЕНИЕ И ПИСЬМО (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объѐму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование,

описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своѐ отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений,

использования определѐнных суффиксов и пр.);

— произносить слова чѐтко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до (>5—70 букв — при

свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес-, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами),

пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывании этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений  

 

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.

Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

         Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

          Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

        Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма:

1) освоение рациональных соединений;

2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш-м, к-х, л-я, н-ы, у-ц, и-ее, м-ле, щ-из, но-ю и т. п.;

3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы;

4) письмо предложений и небольших текстов под счѐт и на время.

       Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблѐнные в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).

Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

       Состав слова (морфемика).

 Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

      Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания

глаголов).

       Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

      Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч).

Расширение представлений о значениях, о категории рода имѐн существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница,  сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имѐн существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

Падежные формы и падежные окончания имѐн существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имѐн существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. 

Углубление представлений о значениях имѐн прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление ократких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имѐн прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имѐн прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имѐн прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое).

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. 

Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол. 

Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределѐнной форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имѐн существительных. Назначение глаголов м речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов и предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имѐн существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных,

противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

        Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная  книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришѐл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях {рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложении. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

        Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

       Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах).

Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

       Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имѐн существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имѐн собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределѐнной формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарѐм. Развитие

орфографической зоркости.

       Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединѐнных перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в Предложениях с обращениями

       Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном

использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной надежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.  

 

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно- выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно-списывание текста, письмо под диктовку, письмо по

памяти);

— близко к исходному тексту (устно -пересказ, письменно- изложение с опорой на самостоятельно составленным план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского
  • языка; способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи. Учащиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);
  • различать и называть: а) значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности (вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имѐн существительных,
  • имѐн прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарѐм;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;  

  • определять грамматические признаки имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов; находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные
  • орфограммы и пунктограммы; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации
  • (уметь читать); осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах; выражать
  • собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач,
  • синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме
  • представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочѐтами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
  • использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в
  • устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока , и заданий к упражнениям;  
  • осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике
  • учебника);
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских
  • энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов); классифицировать, обобщать,
  • систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах; выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различный позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в
  • высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:  

  • С учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую Информацию как ориентир для построения действия;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по русскому языку

Дата
(триместр)

Раздел, тема

Часы

I

триместр

Общаемся устно и письменно  (17ч)

40

Анализируем и строим предложения (23 ч)

II

триместр

  Анализируем и строим предложения (4 ч)

(продолжение)

44

 Развиваем, распространяем мысли (19 ч)

 Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (21 ч)

III

триместр

    Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (20 ч)

52

 Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного) -  (32 ч)

Итого: 136 часов

       

Контроль знаний

Триместр

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный год

Формы контроля

Диктанты

3

2

2

7

Проверочные работы

2

0

0

2

Контрольное списывание

0

1

1

2

Словарные диктанты

1

1

2

4

Диагностические работы

1

0

2

3

Тесты

1

2

1

4

Изложения

0

1

1

2

Творческие работы

1

3

1

5

                                                     

                                                  График контрольных работ по русскому языку

№ п/п

№ урока

Тема урока

Требования

Планируемый результат

Дата проведения

1

8

1 триместр

Входной диктант

Решать орфографические задачи при записи слов.

2

12

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста

Решать орфографические задачи при записи текста

3

16

Диагностическая работа

Уметь выбирать правильный ответ при ответе на вопросы теста

4

17

Диктант

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

5

27

Словарный диктант

Использовать изученные правила

6

32

Проверочная работа

Уметь писать личные окончания глаголов, употреблённых в текстах.

7

34

Диктант

Уметь писать личные окончания глаголов, употреблённых в текстах.

8

55

2 триместр

Осложнённое списывание текста

Ориентироваться в условиях постановки запятой при однородных членах предложения.

9

56

Диктант

Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.

Составлять предложения с однородными членами.

10

67

Словарный диктант

Использовать изученные правила

11

79

Диктант

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи.

12

89

3 триместр

Диагностическая работа

Уметь выбирать правильный ответ при ответе на вопросы теста

13

96

Словарный диктант

Использовать изученные правила

14

103

Диктант

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации

15

112

Контрольное списывание текста с учебника

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа

16

115

Итоговая комплексная работа

Знать изученный материал 4 класса. Уметь выбирать правильный ответ при ответе на вопросы теста

17

116

Диктант

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи.

18

129

Словарный диктант

Использовать изученные правила

Курс обеспечен учебно-методическим комплектом:

1.  Методическое пособие для учителя / Л.Я. Желтовская // «Обучение в 4 классе по учебнику « Русский язык».(Программа .Методические рекомендации. Тематическое планирование.) - М.:АСТ  «Астрель», 2014г.

2.  Желтовская Л.Я. Русский язык.4 класс: учеб. для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2014г.;

3.  Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику  Л.Я. Желтовской  «Русский язык» 4 класс.-

 М.: АСТ «Астрель», 2014 г.

4.  Журналы и газеты «Начальная школа», «Педагогическое творчество», «Первое сентября», интернет ресурсы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку (4 класс)

Количество часов за год: 34 недели,  в неделю 4 часа , всего 136часов.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы работы

Вид контроля

Страница учебника

Дата проведения

Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем) (17ч)

Вспоминаем качества устной речи (2ч)

1

Произносим внятно, читаем выразительно.

1

Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах – устной и письменной. Актуализировать знания о теме основной мысли текста.

Упражнять в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста и проверке собственных записей.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль.

6-7

2

Наблюдение над свойствами  русского ударения

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

8-9

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6ч)

3-4

О нормах произношения и правописания гласных в словах

2

Оценивать правильность звучащей речи.

Классифицировать типы орфограмм в слове.

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой

Фронтальная

Текущий контроль

10-13

5-6

О нормах произношения и правописания согласных в словах

2

Фронтальная

Текущий контроль

14-17

7

Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Употребление Ь.и Ъ

1

Фронтальная

Текущий контроль

18-19

8

Вводный диктант

1

Индивидуальная

Текущий контроль

36- 37 №1,2,4

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (8 ч)

9-10

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

2

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.

Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств (смысло-интонационно-пунктационный разбор).

Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.

Наблюдать над особенностями выделения в речи слов-обращений.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

21-27

11

Уточняем смысл высказывания

1

Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль

27-31

12

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста

1

Индивидуальная

Текущий контроль

38 №3

13

Выделяем этикетные слова и фразы

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

32-33

14

Употребляем знаки препинания. Перечисляем…

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

34-35

15

Используем средства пунктуации.

1

Индивидуальная

Текущий контроль

36-37

16

Диагностическая работа и работа над ошибками

1

Индивидуальная

Тематический контроль

Уроки творчества (1ч)

17

Диктант

1

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

Правильно использовать этикетные словесные средства.

Фронтальная

Работа в парах

Выборочный контроль

44 №2

Анализируем и строим предложения  (19ч)

Главные и второстепенные члены предложения (1ч)

18

Анализ диктанта.

Главные и второстепенные члены предложения

1

Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.

Фронтальная

Текущий контроль

48-49

Формы изменения и правописание глаголов (13ч)

19

Части речи и члены предложения

1

Устанавливать соподчиненность объектов.

Фронтальная

Текущий контроль

50-51

20

Неопределённая форма глагола

1

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке – глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных глаголов

Участвовать в составлении алгоритма решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончания глаголов.

Использовать обобщённое правило при употреблении ь после шипящих в глаголах

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

52-53

21

Формы времени глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего времени (повторение)

1

Фронтальная

Текущий контроль

54-55

22

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

1

Фронтальная

Текущий контроль

56-57

23-24

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения

2

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

58-61

25-27

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Словарный диктант

3

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

62-67

28-31

Правописание безударных личных окончаний глагола

4

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль

68-75

Проверочные работы (5ч)

32

Проверочная работа

1

Уметь списывать текст с учебника.

Уметь писать личные окончания глаголов, употреблённых в текстах.

Индивидуальная

Тематический контроль

79

33

Урок-тренинг

Тест

1

Индивидуальная

Работа в парах

Текущий контроль

88-89

34-35

Контрольный диктант и его анализ

2

Индивидуальная

Тематический контроль

86-89

36

Закрепление изученного

1

Фронтальная

Текущий контроль

56-58

Анализируем и строим предложения (продолжение) (8ч)

Правописание глаголов  (5ч)

37-39

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов

3

Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражения мысли.

Производить разносторонний анализ высказываний (предложений).

Фронтальная

Игровая

Текущий контроль

76-81

40

Обобщение сведений о формах времени глаголов

1

Фронтальная

Текущий контроль

82-83

41

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях.

Синтаксический анализ предложений (обобщение)

1

Фронтальная

Текущий контроль

84-85

Творческие работы(3ч)

42-43

Свободный диктант и его анализ

2

Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

Индивидуальная

Тематический контроль

96 №1

44

Творческое списывание

1

Индивидуальная

Текущий контроль

90-91

Развёртываем, распространяем мысли… (19ч)

Предложения с однородными членами (14ч)

45

Используем второстепенные члены предложения

1

Ставить новые задачи по известной единице языка – предложения.

Выявлять новые особенности , признаки простых предложений, осложнённых однородными членами.

Ориентироваться в условиях постановки запятой при однородных членах предложения.

Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.

Составлять предложения с однородными членами.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

94-95

46-47

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение0

2

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

96-101

48-50

Однородные подлежащие и сказуемые

3

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

102-107

51

Однородные второстепенные члены предложения

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

108-111

52-53

Знаки препинания при однородных членах предложения

2

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

112-115

54

Решение общих пунктуационных задач

1

Фронтальная

Индивидуальная

Выборочный контроль

120-121

55

Осложнённое списывание текста

1

Индивидуальная

Тематический контроль

121 №3

56-57

Проверочный диктант и его анализ

2

Индивидуальная

Тематический контроль

58

Строим предложения с однородными членами. Тест

1

Фронтальная

Текущий контроль

115-116

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (5ч)

59-61

Строение текстов разных типов

3

Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы.

Воспроизводить содержание и сопоставлять тексты типа описание.

Анализировать и корректировать собственные высказывания.

Фронтальная

Текущий контроль

116-119

62-63

Изложение и его анализ

2

Индивидуальная

Практическая творческая работа

Презентация лучших работ

124 №1

Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (41ч)

Вспоминаем части речи (1ч)

64

2 часть

Слово как часть речи

1

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Систематизировать сведения об изученных частях речи.

Фронтальная

Текущий контроль

6-9

Формы частей речи (4ч)

65-67

Изменение частей речи по числам и родам

Словарный диктант

3

Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.

Различать особенности рода у существительных и других частей речи.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

10-15

68

Урок-тренинг

1

Индивидуальная

Выборочный контроль

18

Спряжение и склонение (повторение) (3ч)

69

Глагол и его личные формы

1

Различать суть терминов «спряжение», «склонение».

Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.

Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений.

Фронтальная

Текущий контроль

16-20

70

Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

19-20

71

Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями)

1

Фронтальная

Текущий контроль

19-20

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (11ч)

72-74

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

3

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов.

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания.

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

22-27

75-76

Безударные падежные  окончания имён существительных в ед. числе

2

Фронтальная

Текущий контроль

28-32

77

Как выбрать окончание е или и?

1

Фронтальная

Текущий контроль

33-35

78

Выбор: [а]-а,о;  [и]-и,е (обобщение)

1

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

36-39

79-80

Диктант и его анализ

С.89 № 4

2

Грамотно писать под диктовку и выявлять причины недочётов.

Индивидуальная

Тематический контроль

89

81

Гласные [и]-е, [а]-о в окончаниях родительного падежа

1

Выбирать более экономичный способ проверки безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.

Фронтальная

Текущий контроль

82

Гласный [а]-а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей

1

Фронтальная

Текущий контроль

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе (7ч)

83-86

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

4

Осуществлять перенос способа проверять безударные падежные окончания ударными.

Правильно употреблять формы имён существительных во мн. числе.

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль

40-47

87-88

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

2

Фронтальная

Текущий контроль

48-51

89

Урок-тренинг

Диагностическая работа

1

Фронтальная

Индивидуальная

Выборочный контроль

60-63

Безударные падежные окончания имён прилагательных (9ч)

90

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа

1

Обобщать существенные признаки по таблице окончаний.

Осознавать роль использования имён прилагательных в художественном тексте.

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным окончанием вопроса: какой? какого? и т.д.

Фронтальная

Текущий контроль

52-53

91-94

Проверка безударных окончаний имён прилагательных

4

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль

54-55

56-57

58-59

60-61

95-96

Закрепление

Словарный диктант

2

Фронтальная

Индивидуальная

Выборочный контроль

62-65

97-98

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

2

Фронтальная

Текущий

66-69

Наблюдать над особенностями склонения личных местоимений.

контроль

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (6ч)

99-100

Правописание падежных форм склоняемых частей речи

2

Находить ключевые образные слова в художественных стихотворных текстах, выражающие отношение автора к предмету речи.

Понимать и воспроизводить содержание текста.

Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слове.

Применять изученные правила при письме под диктовку.

Создавать собственные высказывания типа описания, используя сравнения и эпитеты.

Фронтальная

Индивидуальная

Выборочный контроль

70-73

101

Изложение (краткое) и его анализ с.94 №1

1

Индивидуальная

Практическая творческая работа

94

102

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)

1

Фронтальная

Текущий контроль

89 №5

103

Контрольный диктант

1

Индивидуальная

Тематический контроль

104

Творческая работа (сочинение) и её анализ

1

Индивидуальная

Тематический контроль

95 №2,3

Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного) (32ч)

Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (8ч)

105-106

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

2

Оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников.

Узнавать в речи числительные, наречия.

Фронтальная

Текущий контроль

74-75

107-108

Наблюдения над назначением и синтаксической ролью прилагательных

2

Фронтальная

Текущий контроль

76-77

109

Наречие – признак действия

1

Фронтальная

Текущий контроль

80-81

110

Частицы – служебные части речи

1

Фронтальная

Текущий контроль

84-85

111

Предлоги, союзы – служебные части речи

1

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Выборочный контроль

86-87

112

Контрольное списывание текста с учебника

1

Индивидуальная

Тематический контроль

122 №1

Изменение и правописание частей речи (3ч)

113

Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением

1

Систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц

Фронтальная

Текущий контроль

104-105

114

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными

1

Фронтальная

Текущий контроль

106

115

Проведение итоговой комплексной работы

1

Фронтальная

Текущий контроль

Проверочные работы (3ч)

116-117

Контрольный диктант и его анализ

2

Индивидуальная

Тематический контроль

118

Анализ итоговой комплексной работы

1

Индивидуальная

Текущий контроль

Распространяем предложения (3ч)

119-120

Предложение. Текст

2

Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте.

Фронтальная

Текущий контроль

110-111

121

Распространение мыслей в предложении и тексте

1

Фронтальная

Текущий контроль

112-113

Строим тексты, связываем их части и предложения (7ч)

122

Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению)

1

Анализировать строение текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.

Воспроизводить содержание и сопоставлять высказывания на разные темы, используя разные типы речи.

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картинку.

Фронтальная

Текущий контроль

114-115

123-124

История (рассказ) о случившемся событии

2

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

115-116

125-126

Композиция (построение) текста

2

Фронтальная

Текущий контроль

117-119

127

Текст-описание картины (репродукции)

1

Фронтальная

Текущий контроль

120-121

128

Текст-рассуждение и средства связи его частей

1

Фронтальная

Текущий контроль

Проверочные и творческие работы (4ч)

129-130

Словарный диктант

Тест

2

Индивидуальная

Итоговый контроль

131

Объяснительный диктант

1

Фронтальная

Текущий контроль

132

Изложение текста повествовательного характера и его анализ

1

Индивидуальная

Практическая творческая работа

Презентации лучших работ

Язык мой – друг мой (итоговые уроки) (4ч)

133

О роли языка в жизни человека

1

Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.

Проявлять познавательный интерес к постижению богатства русского языка

Фронтальная

Текущий контроль

122-123

134

Повторение правил составления текста письма

1

Фронтальная

Текущий контроль

128 №1

135-136

Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной

книге)

2

Индивидуальная

Текущий контроль

129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе по программе "Школа России."

Рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе УМК "Школа России."...

рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса  по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочие программы и тематическое планирование по программе "Школа России" 2 класс

Рабочие программа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж...