Рабочая программа для 3 класса по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа для 3 класса по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чертушкинская начальная школа-детский сад
Новошешминского муниципального района РТ»
«Принято» Руководитель ШМО учителей начальных классов ________Зарипова.Л.А. Протокол № 1 от «1» сентября 2012 г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №36 | «Утверждаю» Директор МБОУ Чертушкинская НОШ _____________ И.Г. Гаризов Приказ №49 от «03» сентября 2012г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
учителя начальных классов
Зариповой Лидии Азгатовны
(1 квалификационная категория)
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по предмету русский язык (3 класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года. Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником «Русский язык. 3 класс», автор Т.Г. Рамзаева. («Классическая начальная школа»). Курс «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой позволяет реализовать коммуникативно-деятельностную направленность обучения младших школьников русскому языку.
Особенностью курса является то, что в процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развивается умение анализировать, сопоставлять и находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка --- слова, предложения.
Книги комплекта рекомендованы Министерством образования РФ.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
- развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогический речи;
- освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах4
- воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку РФ, где приобщение к культуре и литературе русого языка.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
- особенности русской графики;
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и структуре;
уметь:
- понимание на слух русскую речь;
- различать на слух и правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
- различать на слух и соблюдать интонацию основных типов предложений;
- правильно образовывать формы изменяемых частей речи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
- соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываний;
- владение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
- буквы ь, ё, ю, я, и как показатель мягкости согласных;
- антонимы, синонимы, омонимы
- однокоренные слова;
- корень, приставка, суффикс, окончание;
- имя существительное (определение);
- род, число им.сущ. , изменение существительных;
- некоторые антонимические предлоги;
- имя прилагательное (определение),
- личные местоимения;
- глагол (определение), несовершенный и совершенный вид глагола (по вопросам и некоторым суффиксом)
- сочетание числительных (круглые десятки) с существительными;
- связь слов в предложении;
- вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;
- формулы речевого этикета.
Обучающиеся должны уметь:
- списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, разделительный ь и ъ, не с глаголами , окончание 2-лица ед.числа глаголов, обозначение мягкости согласных буквами ь ,е, ё, ю, я );
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, называть гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа пальто, лето
- производить разбор слова по составу: подобрать однокоренные слова по схеме –им.сущ., им.прилагательное, глагол; выделить корень, найти окончание, изменяя слово отделить приставку, отметить суффикс)
- распознавать части речи; определять род и число существительных, и прилагательных;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- элементарный синтаксический разбор предложения: найти подлежащее и сказуемое, назвать второстепенные члены предложения, указывать вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения;
- излагать текст в 60-70 слов по коллективно составленному плану или опорным словам;
- писать под диктовку текст из 40-50 слов.
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
- (55 -65 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце
- предложения;
- производить разбор слова по составу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен
- существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов, в
- прошедшем времени – род глагола);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять имена существительные в единственном числе с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и
- числом существительного;
- изменять глагол по временам и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выписывать
- словосочетания;
- распознавать в словосочетании главное и зависимое слово;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
- высказывания и по интонации, простое или сложное, распространенное или
- нераспространенное, выделять главные и второстепенные члены предложения,
- устанавливать связь между словами по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложения (1 раз в 2 недели в 60 -75 слов) по коллективно или
- самостоятельно составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части и выделять красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинения повествовательного
- характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
Слова с непроверяемыми написаниями (словарные слова):
- - автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг,
- вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, желтый,
- животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира,
- килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль,
- космос, космонавт, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин,
- малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец,
- однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода,
- помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета,
- рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сентябрь, сирень,
- совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин,
- улица, февраль, хоккей, хороший, черный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе начальной школы рассчитано на 4 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 136 часа в год.
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные диктанты | Сроки | |
по программе | по плану | по плану | по плану | ||
1. | Повторение. | 15 | 15 | 1 | сентябрь |
2. | Предложение. Словосочетание. | 7 | 7 | - | сентябрь, октябрь |
3. | Текст. | 2 | 2 | - | октябрь |
4. | Состав слова. Парные согласные. Безударные гласные в корне слова. Непроизносимые согласные. | 13 9 15 13 | 13 9 15 13 | 3 | октябрь, ноябрь, декабрь январь |
5. | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | 5 16 13 19 | 5 16 13 19 | 3 | февраль, март апрель |
6. | Повторение. | 7 | 7 | 2 | май |
Контроль над выполнением практической части программы:
Практическая часть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
Диктанты (итоговый контроль) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Контрольное списывание. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Изложение | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Словарный диктант | 3 | 1 | 3 | 2 | 9 |
Тест | 1. По повторению изученного материала во 2 классе | 1. «Безударные гласные, проверяемые ударением в корнях слов» | 1. «Части речи» | 1. Итоговый тест за 3 класс | 4 |
Объём диктанта/ контрольное списывание | 45-55/ 50-60 сл. | 45-55/ 50-60 сл. | 55-60/ 60-65 сл. | 55-60/ 60-65 сл. | |
Оценки за диктант | «5» - без ошибок и правильная каллиграфия; «4» - 1,2 орфогр.ош.,1 испр. | ||||
Оценки за граммат. задания (включается 3-5 заданий) | «5» - без ошибок | ||||
Объём словарного диктанта (проводится 2 раза в месяц) | 10 – 12 сл. | 12 -15 сл. | |||
Оценки за словарный диктант | «5» - без ошибок и исправлений, правильная каллиграфия «4» - 1 ошибка, 1 исправление «3» - 2 ошибки, 1 исправление «2» - 3-5 ошибок | ||||
Чистописание | Оценки за ведение тетради 1 раз в месяц | ||||
5-8 минут |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
. Примечание. На основании положения « О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов и предметов МБОУ «Чертушкинская начальная школа-детский сад Новошешминского муниципального района РТ» рассмотренного на педагогическом совете от 31.05. 2012 года, протокол № 34, утвержденного приказом директора № 40 от 13.08.2012 года в случае совпадения уроков с праздничными днями программу выполнить согласно П 3,5 данного положения.
Учебно-тематическое планирование
Класс: 3
Количество часов в неделю: 4.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных школ.
Автор программы Т. Г. Рамзаева.
Учебные пособия для учащихся:
- Т. Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс», в 2 частях; М.: Дрофа, 2009г.
- Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина «Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи», в 2 частях; М.:Дрофа, 2008г.
- Е. М. Тихомирова «Упражнения по русскому языку», Издательство «Экзамен», М.,2009 г.
- Л. П. Николаева, И. В. Иванова «Тесты по русскому языку», Издательство «Экзамен», М., 2009 г.
Тип программы: базовый.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
Речь. | 1 | КУ | фронтальная работа | Учащиеся должны уметь: | ФО ИРД | № 5 | 03.09 | |||
Предложение. | 1 | КУ, УПЗУ | Фронтальная, индивидуальная работа | ФО | № 8 | 04.09 | ||||
Текст-единица языка и речи. | 1 | КУ УОСЗ | Фронтальная работа | ФО | № 12 | 06.09 | ||||
Слова, называющие предметы. | 1 | КУ | Индивидуальная работа | ИРД | № 20 | 07.09 | ||||
Распознавание слов по вопросам. | 1 | КУ | Фронтальная работа | ИРК СР | №24 | 10.09 | ||||
Имена собственные. Заглавная буква. | 1 | КУ | Фронтальная работа | ФО | №27 | 11.09 | ||||
Контрольный диктант№1 «Казань» | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный ь, писать звонкие и глухие согласные, безударные гласные | КР | 13.09 | ||||
Работа над ошибками. Предложение. | 1 | КУ | Фронтальная работа | Уметь работать над ошибками | ИРК | 14.09 | ||||
Слово. Слог. | 1 | УОСЗ | Индивидуальная работа | Уметь переносить слова | ПР | № 46 | 17.09 | |||
Мягкий знак- показатель мягкости. | 1 | УПЗУ | Фронтальная работа | Уметь обозначать мягкость согласного звука в конце слова | ИРК Т | № 49 | 18.09 | |||
Сочетания жи, ши, ча, ща, щу. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | ФО | № 53 | 20.09 | |||
Разделительный ь. | 1 | УПКЗУ | Индивидуальная работа | Знать перед какими буквами пишется разделительный ь. | ФО | № 57 | 21.09 | |||
Звонкие и глухие согласные. | 1 | УПЗУ | Фронтальная работа | Уметь правильно писать слова с этими звуками на конце | ФО | № 62 | 24.09 | |||
Ударные и безударные гласные. | 1 | КУ | Фронтальная работа | Уметь распознавать ударные и безударные гласные | ФО | № 68 | 25.09 | |||
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Уметь различать предложения по цели высказывания | ФО ИРД | № 77 | 27.09 | |||
Восклицательные предложения. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста | ФО | № 83 | 28.09 | |||
Упражнение в правильном построении предложений. | 1 | КУ | Индивидуальная работа | Уточнить знания о предложениях | ИРД ИРК | № 86 | 01.10 | |||
Обобщение. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь пользоваться изученными правилами | ИРК | Составить 5 предложений. | 02.10 | |||
Контрольный диктант № 2. «Осенью» | 1 | УПЗУ | Фронтальная сам-ная работа | Уметь применять на письме изученные правила | ФО СР | 04.10 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ | Индивидуальная работа | Уточнить знания о предложениях | ИРД ИРК | работа по карточкам | 05.10 | |||
Словосочетание. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Развивать навык установления связи слов в предложении | ФО | № 105 № 100 | 08.10 | |||
Текст. Тема текста. | 1 | УОНМ | самостоятельная работа | Формировать умения определять тему текста и составлять текст на определённую тему | ПР | № 110 № 112 | 09.10 | |||
Обобщение. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь пользоваться изученными правилами | ИРК | № 115 | 11.10 | |||
Однокоренные слова. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Формировать умение выделять корень в словах | ИРД ПР | № 120 | 12.10 | |||
Корень слова. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Уметь распознавать однокоренные слова и выделять корень | ФО | № 124 | 15.10 | |||
Понятие об окончании. | 1 | УОНМ | Работа в группах | Знать о роли окончания в нашей речи | ФО ИРД | № 134 | 16.10 | |||
Понятие об окончании. | 1 | УОНМ | Работа в группах | Знать о роли окончания в нашей речи | ФО ИРД | работа по карточкам | 18.10 | |||
Обобщение. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь пользоваться изученными правилами | ИРК | № 139 | 19.10 | |||
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Развивать умение составлять текст по картинкам с использованием предложений разных видов | ПР | 22.10 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Фронтальная работа | Развитие устной речи | ИРК ИРД | № 143 | 23.10 | |||
Словообразовательная роль приставок и суффиксов в рус. яз. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове | ИРК | № 148 | 25.10 | |||
Суффикс – значимая часть слова. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь выделять приставку и суффикс в слове | ФО | № 159 | 26.10 | |||
Приставка – значимая часть слова. | 1 | УОНМ | Индивидуальная работа | ИРК ПР | № 172 | 29.10 | ||||
Контрольный диктант № 3 «Осенний лес». | 1 | УПЗУ | Фронтальная сам-ная работа | Уметь применять на письме изученные правила | ФО СР | 30.10 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Фронтальная работа | Уметь находить слова на изученные правила | ПР | № 179 | 02.11 | |||
Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Овладение последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами | ФО | упр.189, стр84; правило. | 3.11 | |||
Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова. | 1 | УОНМ | самостоятельная работа | Умение различать парные звонкие и глухие согласные | ФО | Упр 187 | 12.11 | |||
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | УЗИМ | Индивидуальная работа | Уметь грамотно писать слова с парными согласными | ФО | №191 | 13.11 | |||
Парные согласные в корне. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №196 | 15.11 | |||
Упражнение написания слов с глухими и звонкими согласными в слове. | 1 | УЗИМ | Индивидуальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №201 | 16.11 | |||
Упражнение написания слов с глухими и звонкими согласными в слове. | 1 | УЗИМ | Индивидуальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №205 | 19.11 | |||
Парные согласные в корне. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №209,213 | 20.11 | |||
Контрольный диктант №4 | 1 | УПЗУ | Фронтальная самостоятельная работа | Уметь применять на письме изученные правила | СР | 22.11 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ | Фронтальная индивидуальная работа | Проанализировать типичные ошибки и уметь их исправлять | ПР ИРК | №220 | 23.11 | |||
Безударные гласные в корне. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Знать и уметь определять безударные гласные в корне | ИРД | №227 | 26.11 | |||
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | УОНМ | самостоятельная работа | Уметь правильно писать слова с безударными гласными в корне, правильно подбирать проверочные слова | ФО | №233 | 27.11 | |||
Сочинение по картинке «Зимние забавы детей». | 1 | УЗИМ | самостоятельная работа | Совершенствовать умения правильно писать слова с парными звонкими глухими согласными и безударными гласными в корне | ФО СР | 29.11 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Фронтальная индивидуальная работа | Совершенствовать умения правильно писать слова с безударными гласными | СР | №239 | 30.11 | |||
Упражнение в проверке безударных гласных. | 1 | КУ | Работа в группах и парах | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №245 | 03.12 | |||
Отработка умения делить текст на части. | 1 | КУ | Работа в группах | Уметь делить текст на части | ФО | №256 | 04.12 | |||
Изложение «Бурундук». | 1 | КУ | самостоятельная работа | Развивать орфографическую зоркость | ПР | №258 | 06.12 | |||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Фронтальная работа | Уметь правильно проверять слова и исправлять свои ошибки | ИРК ИРД | №261 | 07.12 | |||
Восстановительный диктант № 5 | 1 | УПЗУ | Индивидуальная работа | Уметь правильно проверять слова | ИРК | 10.12 | ||||
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь подбирать проверочные слова для проверки безударной гласной е | ФО | №266 | 11.12 | |||
Правописание слов с двумя безударными в корне. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | ФО | №271 | 13.12 | |||
Безударные гласные в корне. Закрепление. | 1 | УЗИМ | Работа в группах и парах | Уметь подбирать проверочные слова | ФО ИРД | №273 | 14.12 | |||
Слова, сходные по звучанию. | 1 | УОНМ | самостоятельная работа | Познакомить с особенностью проверки слов, сходных по звучанию | ФО ИРК | №282 | 17.12 | |||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | УОНМ | Индивидуальная работа | Уметь подбирать проверочные слова | СР ИРД | №290 | 18.12 | |||
Контрольный диктант №6 | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Уметь разбирать предложения по членам, разбирать слова по составу | СР | 20.12 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ | Фронтальная работа | Развивать орфографическую зоркость | ФО | №293 | 21.12 | |||
Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Знать как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне | ФО | №298 | 24.12 | |||
Правило проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Знать как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне | ФО | №301 | 25.12 | |||
Обобщение о правописании корня.
| 1 | УОСЗ | Фронтальная работа | Уметь определять орфограммы | ФО | №311 | 27.12 | |||
Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. | 1 | УОНМ | Индивидуальная работа | Знать орфограммы и уметь правильно их применять | ФО | №325 | 14.01 | |||
Приставка. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь выделять в слове приставку | ИРК ИРД | №330 | 15.01 | |||
Правописание приставок. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь осознанно употреблять слова с приставками | ФО | №339 | 17.01. | |||
Изложение с самостоятельным озаглавливанием. текста. | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Уметь полно передать содержание текста | ИРК Т | 18.01. | ||||
Упражнение в распознавании предлогов и приставок. Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Индивидуальная работа | Развивать орфографическую зоркость | ИРД | №346 | 21.01. | |||
Разделительный ъ. | 1 | УОНМ | Работа в группах | Уметь правильно употреблять разделительный Ъ | СР ИРК | №352 | 22.01. | |||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь различать Ъ и Ь и правильно писать слова | ФО | №357 | 24.01. | |||
Обобщение знаний о правописании разделительного ъ и ь. | 1 | УОСЗ | Работа в группах и парах | Уметь распознавать орфограммы в корне и проводить их проверку | ФО ИРД ИРК | №361 | 25.01. | |||
Особенности повествовательного текста. Изложение «Зайчишка». | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Уметь полно передать содержание текста | ФО | 28.01. | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Фронтальная работа | Уметь находить и исправлять свои ошибки | ФО | №367 | 29.01. | |||
Понятие частей речи. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь различать части речи | ФО | №369 | 31.01. | |||
Местоимение. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Уметь отличать местоимения от существительных | ИРК | №379 | 01.02. | |||
Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | УОНМ УПЗУ | самостоятельная работа | Уметь правильно определять части речи | ПР | №383 | 04.02. | |||
Изменение частей речи по числам. | 1 | УОНМ | Индивидуальная работа | Уметь изменять части речи по числам | Т | №387 | 05.02 | |||
Части речи и их правильное употребление. | 1 | УОНМ | Работа в группах | Уметь разбирать предложения по членам; правильно употреблять разные части речи в предложении | ИРК | 07.02 | ||||
Имя существительное и его роль в речи. | 1 | УОНМ | самостоятельная работа | Знать что такое имя существительное | ИРД | №391 | 08.02 | |||
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? | 1 | УОНМ УПЗУ | Фронтальная работа | Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | ФО | №396 | 11.02. | |||
Род имён существительных. | 1 | УОНМ КУ | Фронтальная работа | Знать как определить род имён существительных | ФО | №409 | 12.02. | |||
Определение рода имен существительных в тексте. | 1 | КУ | Фронтальная работа | Уметь различать род имён существительных | ФО | №413 | 14.02. | |||
Родовые окончания существительных. | 1 | КУ | Индивидуальная работа | Уметь выделять окончания | ФО ИРК | №418 | 15.02. | |||
Изменение имён существительных по числам. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь изменять имена существительные по числам | ИРД СР | №423 | 18.02. | |||
Упражнение в изменении существительных по числам. | 1 | УПЗУ | Индивидуальная работа | ФО | №426 | 19.02. | ||||
Склонение существительных. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Знать, что такое склонение имён существительных | ФО | №436 | 21.02. | |||
Отработка умения склонять имена существительные. | 1 | УПЗУ | Работа в группах и парах | Уметь склонять имена существительные по падежам | ФО | №441 | 22.02. | |||
Упражнение в определение падежа. | 1 | УОСЗ | Фронтальная работа | Уметь определять падеж существительного | ИРК ИРД | №445 | 25.02. | |||
Изложение с самостоятельным озаглавливанием текста. | 1 | УПЗУ | Фронтальная самостоятельная работа | Уметь письменно передать текст, используя опорные слова | ФО | 26.02. | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Индивидуальная работа | Уметь находить и объяснять свои ошибки | ФО | №448 | 28.02. | |||
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Знать, когда на конце существительных после шипящих пишется или на пишется Ь | ИРК ПР | №453 | 01.03 | |||
Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 1 | УЗИМ | Фронтальная работа | Уметь правильно писать слова с шипящими на конце | ФО | №457 | 04.03 | |||
Контрольный диктант № 7 | 1 | УПЗУ | Фронтальная самостоятельная работа | Уметь разбирать предложение по членам предложения и частям речи; разбирать слова по составу; написание существительных с шипящим звуком на конце | ФО ИРК ПР | 05.03 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Индивидуальная работа | Знать лексическое значение имён существительных, определять род, число и падеж | ИРК | №464 | 07.03 | |||
Прилагательное. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Знать с какой целью употребляются в речи имена прилагательные | ФО | №474 | 08.03 | |||
Синонимы, антонимы. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Развивать умения употреблять их в речи | ФО | №481 | 11.03 | |||
Текст – описание. | 1 | УПЗУ | Фронтальная работа | Учиться составлять текст описание | ФО | №488 | 12.03 | |||
Изменение прилагательных по родам. | 1 | УОНМ КУ | Индивидуальная работа | Развивать умения определять род имён существительных; формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных | ИРД | №493 | 14.03 | |||
Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | КУ УОСЗ | Индивидуальная работа | ИРК ПР | №499 | 15.03 | ||||
Изменение прилагательных по числам. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Развивать умение изменять имена прилагательные по числам | ИРД СР | №513 | 18.03 | |||
Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | КУ УОСЗ | Индивидуальная работа | ИРК ПР | 19.03 | |||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Индивидуальная работа | Развивать орфографическую зоркость | ИРК | 21.03 | ||||
Упражнение в изменении прилагательных по числам и родам. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам | ИРД ИРК ПР | №518 | 22.03 | |||
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных. | 1 | УОНМ КУ | Фронтальная работа | Уметь определять род имён прилагательных | ФО | №519 | 01.04 | |||
Развитие умения правильно писать окончания прилагательных. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь правильно писать окончания имен прилагательных | ФО | 02.04. | ||||
Изложение по вопросам научно-познавательного текста. | 1 | УПЗУ | Работа в группах | Знать чем отличается научно-познавательный текст от текста-описания | ФО | 04.04. | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Работа в группах и парах | Уметь видеть и исправлять ошибки | ИРК | 05.04. | ||||
Глагол. | 1 | КУ УОНМ | Фронтальная работа | Знать о роли глаголов в нашей речи | ПР | №526 | 08.04. | |||
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Знать с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении | СР | №540 | 09.04. | |||
Текст-рассуждение. | 1 | УПЗУ | самостоятельная работа | Знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы | ИРД | №545 | 11.04. | |||
Изменение глаголов по числам. | 1 | УОСЗ | Индивидуальная работа | ИРК ИРД | №552 | 12.04. | ||||
Определение числа глагола. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Уметь изменять глаголы по числам и определять число | СР ПР | №555 | 15.04 | |||
Закрепление темы «Изменение глаголов по числам». | 1 | УОСЗ | Фронтальная работа | Знать каким членом предложения является глагол | ФО ИРК | №561 | 16.04 | |||
Понятие о временных формах глагола. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Знать на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | ФО | №563 | 18.04 | |||
Неопределённая форма глагола. | 1 | УОНМ | Индивидуальная работа | Знать вопросы неопределённой формы глаголов | ФО | №568 | 19.04 | |||
Изменение глагола по временам. | 1 | УЗИМ | самостоятельная работа | Знать, как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени | ФО | №575 | 22.04 | |||
Изложение «Половодье». | 1 | УПЗУ | Фронтальная самостоятельная работа | Уметь письменно передать текст, используя опорные слова | ИРД | 23.04 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Фронтальная работа | Уметь видеть и исправлять ошибки | ИРК | №579 | 25.04 | |||
Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | УОНМ | Работа в группах и парах | Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов | ФО | №581 | 26.04 | |||
Правописание глаголов с приставками. | 1 | УЗИМ | самостоятельная работа | Знать чем отличаются однокор. глаголы по смыслу с разн. пристав. и с помощью какой части слова перед. эта разница | ФО | №586 | 29.04 | |||
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | УПЗУ | Индивидуальная работа | Знать, как изменяются глаголы прошедшего времени по родам | ИРД | 30.04 | ||||
Правописание частицы не с глаголами. | 1 | УОНМ | Фронтальная работа | Знать, как пишется частица не с глаголами | ИРК ИРД | №592 | 02.05 | |||
Упражнение в правописании глаголов с частицей не. | 1 | УПЗУ | Фронтальная работа | Уметь правильно писать глаголы с частицей не | ФО ИРК | №601 | 03.05 | |||
Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. | 1 | УОСЗ | Индивидуальная работа | Знать части речи и уметь их различать и употреблять правильно в речи | ФО СР | 06.05 | ||||
Контрольный диктант № 8 | 1 | УПЗУ | Фронтальная самостоятельная работа | Уметь разбирать по членам предложения, разбирать по составу слова | СР ПР | 07.05 | ||||
Работа над ошибками. | 1 | КУ УПКЗУ | Фронтальная работа | Уметь видеть и исправлять ошибки | СР | №605 | 09.05 | |||
Обобщение знаний о словах, предложениях. | 1 | УОСЗ | Работа в группах | Знать, что такое предложение | ФО | №610 | 10.05 | |||
Повторение различных текстов. | 1 | УПЗУ | Индивидуальная работа | Знать виды текстов и уметь их различать | ФО | №614 | 13.05 | |||
Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 1 | КУ УОСЗ | самостоятельная работа | Знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образ. новые слова, что такое оконч. и для чего оно служит | ФО | №619 | 14.05 | |||
Правописание букв в корнях слов. | 1 | КУ | Фронтальная работа | Знать три правила, которые учат правильно писать корень слова, знать правописание приставок | ФО | №619 | 16.05 | |||
Правописание слов с приставками, с разделительным и мягким знаками. | 1 | КУ | Работа в группах и парах | Знать в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь | ФО | №630 | 17.05 | |||
Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. | 1 | УПЗУ | самостоятельная фронтальная работа | Уметь различать орфограммы, знать как проверить написание непроизн. соглас. в корне слова | ИРД ИРК | №635 | 20.05 | |||
Итоговый контрольный диктант №9 «В степи». | 1 | УПЗУ | Фронтальная работа | Находить в тексте слова с безударными гласными, проверять их; находить слова с приставками и выделять их; разбир. предлож. по членам | ФО | №650 | 21.05 | |||
Работа над ошибками. | 1 | УПКЗУ | Индивидуальная работа | Уметь видеть и исправлять ошибки | ФО | №643,660 | 23.05 | |||
135-136 | Повторение частей речи. | 2 | КУ | Фронтальная работа, работа в группах | Знать что общего у имени существительного, прилагательного, глагола и чем они различаются | ФО | 24.05 25.05 |
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2007
- Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007
- Дополнительная:
- Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
- Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2004
Пособия для учителя:
- Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
- Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;
- Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
- Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005
- Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Приложение
Диктанты, списывания, изложения и сочинения должны быть выполнены и сданы в конце каждой четверти.
I четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 3-34, часть 1/
Осенний лес.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово.)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
- Записать цифрой, сколько слов в 1-ом предложении.
- Слова русский, листья разделить для переноса.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 45-81./
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
- Разобрать по составу слова: осенний, саду.
- Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольное списывание.
Принцесса на горошине.
У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.
Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.
Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.
Развитие речи.
/ Изложения и сочинения должны быть написаны и сданы./
Изложения – у.90, у. 180; сочинение – у.135.
II четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр.82-98./
Зимний денек.
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.
Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)
Грамматическое задание:
- Во втором предложении подчеркни главные члены.
- Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 99-124./
Оляпка.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин
давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.
Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)
Грамматическое задание:
- Выполнить разбор 10 предложения ( дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).
- Разобрать по составу слова осинка, переход.
- Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 124-134./
Жизнь в лесу.
Стоит чудесный зимний день.
По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.
Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом!
( 60 слов)
Слова для справок: лакомились.
Грамматическое задание:
- В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.
- Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.
- Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.
Подобрать проверочное слово, написать эти слова.
Контрольное списывание.
Медвежата.
Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их.
Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. ( 58 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.206, у.324, у.340, у.366; сочинения- у.212, у.221.
III четверть.
Диктант.
/ Проводится после изучения стр. 135-155; стр. 1-46, 2 часть./
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. ( 63 слова.)
Грамматическое задание:
- 8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать
характеристику.
- Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.
- Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.
Итоговый диктант за четверть.
/ Проводится после изучения стр. 47-62./
Охраняем природу.
Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов)
Слова для справок: устанавливаем.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.
- Выполнить фонетический разбор слова слабые.
- Подобрать антонимы к прилагательным:
- узкий ручей - …
- старательный ученик - …
- трусливый мальчик - …
- высокий куст - …
Контрольное списывание.
Родина моя.
Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!
Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.
Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.
Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.372, у. 449; сочинения – у.386, у.419.
IV четверть.
Диктант.
/ Проводится после стр. 62-108./
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю.
А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ( 78 слов.)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
- Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.
- Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Итоговый диктант.
/Проводится после изучения стр. 109-139./
Весной.
У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На
деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.
Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)
Грамматическое задание:
- Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.
- Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.
- Выполни синтаксический разбор предложения:
Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.
- Определить падежи имен существительных в 9 предложении.
Контрольное списывание.
Гималайский медведь.
В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.
Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)
Развитие речи.
Изложения – у.555, у.578, у.609; сочинение – у.597.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 4 класс по русскому языку ОС "школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 ЛЕТ общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая со...
Рабочая программа для 2 класса по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса с учетом ФГОС по учебнику Иванова С.В....
Рабочая программа 1 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Файл содержит поурочное планирование по ФГОС,пояснительную записку....
Рабочая программа 2 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"
Полная рабочая программа с тематическим планированием и критериями оценки....
Рабочая программа 4 класса по русскому языку УМК " Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...
Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку для начальной школы (2-4 классы) MY ENGLISH SUCCESS
Рабочая программа дополнительного образования по английскому языку для начальной школы (2-4 классы) MY ENGLISH SUCCESS /МОИ УСПЕХИ В АНГЛИЙСКОМ/Подготовка учащихся к сдаче международных экзаменов по а...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в начальной школе. Система Л.В.Занкова
Рабочая программа по русскому языку (1-4)...