№ | Наименование раздела, тем (№ задания в учебнике) | Формирование предметных умений | Характеристика деятельности учащихся | Диагностика и образовательные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
IVКакие бывают в грамматикегруппы слов (продолжение) - 24 ч |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Имя прилагательное – 8 ч |
|
|
|
81 (1) | Имя прилагательное. (197 – 198) | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное; – устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе); | Определить значение имен прилагательных и отличать их от других частей речи; подбирать к именам существительным подходящие имена прилагательныеВысказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу
|
|
82 (2) | Грамматические признаки имени прилагательного. (199 – 202) | Наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам. Находить и составлять словосочетания прил+ сущ. |
|
83 (3) | Описание предмета. Редактирование текста. (203) | -определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; – распознавать тексты разных типов: описание и повествование; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); – определять последовательность частей текста;
| Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) Наблюдать за особенностями загадок. Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга
|
|
84 (4) | РР Обучающее сочинение репродуктивного характера «Енот-полоскун» (204 – 205) | Рассказывать содержание текста и озаглавливать его.Излагать свои мысли письменно, соблюдая последовательность изложения. | РР Сочинение репродуктивного характера |
85 (5) | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Грамматические признаки имён прилагательных. (206) | Определять число и род имен прилагательных. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.
|
|
86 (6) | Имена числительные. (207 – 210) | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное; – устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе); – узнавать местоимения (личные), числительные. | Определить значение имен числительных и отличать их от других частей речи;Высказывать свое мнение, доказывать его. |
|
87 (7) | Выделение имен числительных в речи. Правописание имен числительных. (211 – 216) | Находить числительные в тексте, правильно их произносить и записывать. |
|
88 (8) | Проверочная работа по теме«Имя прилагательное» | Выполнять задания по данной теме, применять изученные правила. | ПР |
| Глагол - 9 ч |
|
|
|
89 (1) | Глагол. Правила общения. (217 – 219) | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени). – находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова – сущ, прил, глагол. | Задавать вопросы к глаголам, определять глаголы по вопросам |
|
90 (2) | Роль глагола в речи.(220 – 226) Словарный диктант. | Распознавать глаголы в речи | СД №5 |
91 (3) | Глагол. Форма числа. (227 - 230) | Распознавать глаголы в речи, изменять их по числам |
|
92 (4) | Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания. (231 – 233) | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени). - опознавать предложения по цели высказывания. | Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Различать предложения по цели высказывания и по интонации |
|
93 (5) | Грамматические признаки глагола. (234, 235, 237) | Сравнивать глаголы в предложениях. Определять время глагола.
|
|
94 (6) | Восстановление деформированных предложений. (236)
| – восстанавливать деформированные предложения. | Восстановить деформированные предложения, записать небольшой текст. Подбирать заголовок. | РР |
95 (7) | Части речи. Закрепление изученного. | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол; – определять у имени существ. значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существ. мужского, женского и среднего рода в форме ед. и мн. числа; – опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени). – устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);
| Различать предмет, действие, признак и слово, называющее предмет, признак предмета и действие предмета. Различать слова по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию с признаками этих частей речи. |
|
96 (8) | Контрольная работа по теме «Части речи» | Выполнять задания по данной теме, применять изученные правила. | КР (РТ с. 45) № 3 |
97 (9) | Анализ ошибок допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного по теме «Части речи» | Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Планировать с помощью учителя свое высказывание.
|
|
| Правописание непроизносимых согласных в корне слов - 7 ч |
|
|
|
98 (1) | Непроизносимые согласные в корне.Анализ способа проверки орфограмм корня. (238 – 239) | – находить орфограммы в указанных учителем словах; – использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля; – применять правила правописания: непроизносимые согласныев корне (ознакомление); – применять разные способыпроверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
| Соотносить количество букв и звуков. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. |
|
99 (2) | Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. (240 – 242) | Исследовать, при каком сочетании согласных один из них не произносится; какие звуки не произносятся. Находить слова с непроизносимыми согласными в тексте. |
|
100 (3) | Непроизносимые согласные в корне. (243 – 245) | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. |
|
101 (4) | Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными. (246 – 247). | - применять правила правописания:непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных – подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; -устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления); | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Соотносить количество букв и звуков. |
|
102(5) | Непроизносимые согласные. Способ их проверки. (248 – 249) | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова. Соотносить количество букв и звуков. |
|
103 (6) | Контрольный диктант. | писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания. – использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку. – составлять тексты малых форм:поздравление. | Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме.Применять изученные правила. | КД № 5 |
104 (7) | Анализ ошибок допущенных в диктанте. Поздравление. Компоненты поздравления: обращение, слова прощания. (250) | Наблюдать за структурой текста-поздравления. Составлять небольшой текст. | РР Составление поздравления |
VКак образуются предложения - 21 ч |
Формирование УУД Личностные: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – интереса к познанию русского языка; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез каксоставление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля.
|
| Главные члены предложения - 8 |
|
|
|
105 (1) | Главные члены предложения. Грамматическая основа. ( 252 – 253) | – находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое; - прописная буква в начале предложения; _ знаки препинания(.?!) в конце предложения; | Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы |
|
106(2) | Распространенные и нераспространенные предложения. (254 – 256) Словарный диктант. | Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. | СД № 6 |
107 (3) | Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. (257 – 259) | – различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); – опознавать предложения распространенные, нераспространенные; – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении; – определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении. -- понимать смысл фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);
| Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Наблюдать за изменение смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений. |
|
108(4) | Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по цели и интонации.(260 – 262) | Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Различать главные и второстепенные члены предложения. |
|
109 (5) | Грамматическая основа предложения. Лексическая работа(фразеологизмы)(263 – 264) | Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.Объяснять значение фразеологизмов. |
|
110 (6) | Списывание. Работа с деформированным текстом. (265) | – составлять предложения из слов, данных в начальной форме; – восстанавливать деформированные предложения. – списывать текст с учебника. – использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при списывании
| Списывать текст, применяя изученные правила. Выполнять задания по данной теме. | Списывание № 3 |
111(7) | Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы).(266 – 268) | – различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); – опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
| Различать второстепенные члены предложения. Находить распростра нённые и нераспространённые предложения. |
|
112(8) | Проверочная работа по теме«Главные члены предложения» | Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме.Применять изученные правила. | Проверочная работа |
| Служебная часть речи - предлог - 13 |
|
|
|
113(1) | Служебная часть речи – предлог. Связь слов в предложении. (269 – 272) | – различать приставку и предлог. – находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но); – определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении. – пользоваться словарями по указанию учителя; – использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;
| Выделять предлоги в предложении, наблюдать за их «работой» в речи. Формулировать вывод о роли предлогов в речи. |
|
114(2) | Роль предлога. Правописание слов с предлогами и приставками. С какой частью речи используются предлоги.(273 – 274) | Отличать предлог от приставки. Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами. |
|
115(3) | Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. (275 – 277) | Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно. |
|
116(4) | Предлог. Приставка. (278 – 279) | – определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; – различать приставку и предлог. – находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
| Отличать предлог от приставки. Определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок. Наблюдать за структурой повествовательного текста. |
|
117(5) | Различие приставки и предлога. (280 – 283) | Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно. Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл. |
|
118(6) | Различие приставки и предлога. Грамматические признаки слов.(284 – 287) | Отличать предлог от приставки. Различать слова по лексическому значению и вопросу. |
|
119(7) | Грамматические формы. Составление рассказа.(288 – 291) | – составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов; – восстанавливать деформированные предложения. – списывать текст с учебника.
| Составлять предложения с заданным словом. Составлять предложения, рассказ по картинке. |
|
120 (8) | Восстановление деформированных предложений. (292) | Восстанавливать деформированное предложение и небольшой текст. |
|
121(9) | Диалог. Реплики. Провер. работа по т.«Служебная часть речи - предлог» (293 – 295) | – различать приставку и предлог. – находить грамматические группы слов: знаменательные – сущ, прил, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);
| Различать диалог и монолог. Отличать предлог от приставки. Выделять предлоги в предложении. Писать предлоги со словами отдельно. | ПР |
122(10) | Главные члены предложения. Правописание предлогов. Словарный диктант.(296 – 297) | – применять изученные правила правописания – опознавать предложения распространенные, нераспространенные; – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
| Определять главные члены предложения. Ставить к ним вопросы. Наблюдать за изменение смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова, при распространении предложений. | СД № 7 |
123(11) | Составление рассказа о своей любимой кукле. (298) | Составлять предложения с заданным словом. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. |
|
124(12) | Контрольный диктант за 3 четверть. | – писать диктант. – использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку
| Писать текст под диктовку, выполнять задания по данной теме | КД № 6 |
125(13) | Анализ ошибок допущенных в диктанте. Закрепление по теме «Главные члены предложения» | Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. |
|
VIКаждому слову свое место - 16 ч |
Формирование УУД Личностные: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственногосодержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) наоснове анализа поступков одноклассников и собственныхпоступков; – интереса к познанию русского языка; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; – представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, учителей; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля.
|
| Сочетания слов по смыслу - 6 ч |
|
|
|
126(1) | Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова. (299 – 302) | – различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. – понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; – пользоваться словарями по указанию учителя; – осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
| Выделять корень в однокоренных словах. Подбирать слова, близкие по значению. |
|
127(2) | Лексическое значение слов. Различение предложений по цели. (303 – 305) | Соотносить количество букв и звуков. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). |
|
128(3) | Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. (306 – 308) | – восстанавливать деформированные предложения. – пользоваться словарями по указанию учителя; – понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; – опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
| Составлять предложения с заданным словом. Работать с орфографическим словарем. |
|
129(4) | Редактирование предложений. Лексическое значение слов.(309 – 311) | Находить и исправлять ошибки в данных предложениях. Классифицировать слова по значению (люди, животные, растения и пр.) в тематические группы. |
|
130(5) | Составление текста. Текст – описание. Текст – повествование. Текст – рассуждение. (312) | – подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; – распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; – различать приставку и предлог.
| Работать с орфографическим словарем. Составлять небольшой текст. |
|
131(6) | Повторение изученных орфограмм. Правила вежливости (313 – 314) | Находить рифму. Знать и применять в необходимой ситуации слова вежливого обращения. Выделять предлоги в предложении. Высказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу. |
|
| Многозначные слова – 3 ч |
|
|
|
132(1) | Многозначные слова. Прямое и переносное значение. (315 – 317) | – опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении; – находить главные члены предложен.– находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол;
| Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Объяснять переносное значение слова. различать слова по лексическому значению и вопросу. Определять главные члены предложения. |
|
133(2) | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. (318 – 319) | – опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении; – находить грамматические группы слов: сущ, прил, глагол; | Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. Объяснять переносное значение слова. Различать слова по лексическому значению и вопросу. |
|
134(3) | Многозначные слова. Переносные значения. (320) | – опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении; – на практическом уровне различать многозначность (без введения понятий).
| Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле .Объяснять переносное значение слова. Планировать с помощью учителя свое высказывание. |
|
| Синонимы. Антонимы -7 ч |
|
|
|
135(1) | Синонимы – слова, близкие по смыслу. (321 – 323) | – опознавать в предложении, в тексте слова употребленные впрямом и переносном значении; – на практическом уровне различать синонимы, антонимы,многозначность (без введенияпонятий). – различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. – определять у сущ. начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать сущ. м.р, ж.р. и ср.р. рода в форме ед. и мн. ч.; – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; | Различать в речи синонимы. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. |
|
136(2) | Сравнение. Прямое и переносное значение. (324 – 327) | Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений.Находить в тексте слова с переносным значением, объяснять его. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. |
|
137(3) | Синонимы. Значение суффиксов.(328 – 329) | Различать в речи синонимы. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Подбор синонимов для устранения повторов в тексте. |
|
138(4) | Определение слов -антонимов. Различение синонимов и антонимов. (330 – 334) | – опознавать в предложении, в тексте слова употребленные в прямом и переносном значении; – на практическом уровне различать синонимы, антонимы. – применять правила правописания – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; – пользоваться словарями по указанию учителя; | Умение различать в речи синонимы и антонимы. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. |
|
139(5) | Антонимы. Синонимы. Сравнение. (335 – 338) | Находить сравнения в авторском тексте. Объяснять значение сравнений. Подбирать слова, близкие и противоположные по значению. |
|
140(6) | Контрольная работа по теме «Слово. Предложение». | – опознавать в предложении,в тексте слова однозначные имногозначные, употребленные впрямом и переносном значении; – на практическом уровне различать синонимы, антонимы,многозначность (без введенияпонятий). – различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. – понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте); – пользоваться словарями по указанию учителя;
| Выполнять задания по данной теме.Применять изученные правила. | КР № 4 |
141(7) | Анализ ошибок допущенных в контрольной работе. Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. (339 – 340) | Объяснять значение фразеологизмов. Составлять предложения с фразеологизмами. Находить слова, употребленные в прямом и переносном смысле. |
|
VIIКак строится текст - 8 ч |
Формирование УУД Личностные: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей этнической принадлежности. – интереса к познанию русского языка; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; – представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку. Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;. Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля.
|
142(1) | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Редактирование текста. (341 – 342) | – определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста; – восстанавливать деформированные тексты. – списывать текст с учебника. – определять последовательность частей текста; | Восстанавливать последовательность событий в тексте. Устанавливать предложения по смыслу. |
|
143(2) | Текст. Составление текста о весеннем лесе. (343 – 344) | – определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста; – распознавать тексты разных типов: описание и повествование; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); – определять последовательность частей текста; | Восстанавливать последовательность событий в тексте. Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному заголовку. |
|
144(3) | Продолжение рассказа по его началу. (345 – 347) +(РТ с.16) | Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному началу. Наблюдать за структурой повествовательного текста. Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу. |
|
145(4) | Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. (348 – 354) Словарный диктант. | – понимать особенности диалогической формы речи; – определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста; – распознавать тексты разных типов: описание и повествование; – определять последовательность частей текста. | Делить текст на предложения. Различать диалог и монолог.Уметь читать и записывать диалог. | СД № 8 |
146(5) | Текст. Части текста. Непунктированный текст. (355) + (РТ с.13 – 14) | Писать текст со знакомыми орфограммами. Выявить признаки научно-популярного и художественного описания. |
|
147(6) | Составление плана текста. Изложение текста. (356 – 357) | – определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста; – распознавать тексты разных типов: описание и повествование; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); – определять последовательность частей текста; | Писать изложение со зрительно воспринимаемого текста. Письменно передавать текст по коллективно составленному плану. | РР |
148(7) | Закрепление изученного по теме «Текст» (358 – 360) | – определять тему текста,подбирать заглавие; находитьчасти текста; – безошибочно списывать текст; – применять правила правописания – распознавать тексты разных типов: описание и повествование; – определять последовательность частей текста; | Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. |
|
149(8) | Контрольное списывание с заданием. | Правильно списывать текст, соблюдая правила орфографии и пунктуации. | Списывание № 4 |
VIIIЗаконы языка в практике речи -16 ч |
Формирование УУД Личностные: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успехов в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей этнической принадлежности. – интереса к познанию русского языка; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; – представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку. Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;. Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – воспринимать смысл предъявляемого текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; – обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как б их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять действие взаимоконтроля.
|
150(1) | Речь – характеристика человека. (361 – 364) | – использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение); – анализировать чужую устную речь при прослушивании речи учителя и товарищей. – первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; | Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения. Отличать предложения от группы слов, не составляющих предложение. Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. |
|
151(2) | Средства письменной и устной речи. (365 – 366) | Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого. |
|
152(3) | Ознакомление с функциями речи. (367 – 369) | – использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение); – первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; – первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; -осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов; | Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. |
|
153(4) | Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. (370 – 371) | Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Выделять в словах отдельные звуки, давать им характеристику. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. |
|
154(5) | Роль (функция) стихотворного текста. Грамматический анализ слов. (372 – 373) | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – находить грамматические группы слов: имя существительное, имя прилагательное, глагол; – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; – пользоваться словарями по указанию учителя;
| Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма). Находить рифму.
|
|
155(6) | Обобщение знаний о слове. (374 – 375) | Определять роль словесного ударения в слове.Сравнивать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные |
|
156(7) | Диагностическая работа |
|
| Диагностическая работа |
157(8) | Функции речи в разных речевых ситуациях. (376 – 377) | – первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; – первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; – безошибочно списывать текст в соответствии с изученными правилами правописания. – осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;
| Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. |
|
158(9) | Смыслоразличительная роль звуков. (378 – 379) | Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. |
|
159(10) | Составление текста по его началу. (380) | – определять тему текста, подбирать заглавие; – находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы); | Высказывать свои мысли письменно. Создание текста по предложенному началу.Понимать развитие главной мысли от абзаца к абзацу. |
|
160(11) | Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. (381 – 385) | – использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение); – анализировать чужую устную речь при прослушивании речи учителя и товарищей, – осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение; – понимать особенности диалогической формы речи; – списывать текст в соответствии с изученными правилами правописания. – различать лексическое и грамматическое значение слова; | Составлять предложения с заданным словом, по рисунку.Работать с орфографическим словарем. |
|
161(12) | Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. (386 - 388) | Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета) и стихотворениями (рифма)
|
|
162(13) | Смыслоразличительная роль звука. (389 – 390) Словарный диктант. | Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. | СД № 9 |
163(14) | Анализ предложений по цели и интонации.Переносный смысл слов. (391 – 393) | – первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; – первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; – составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms_сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр. – устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ; | Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения. Находить в тексте слова с переносным значением. Объяснять переносное значение слова. |
|
164(15) | Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений. (РТ) | Составлять предложения с заданным словом, по рисунку. |
|
165(16) | Повторениеизученных орфограмм. (394 – 396) | Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга
|
|
| Итоговое повторение – 5 ч |
|
|
|
166(1) | Итоговый контрольный диктант за год. | – писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания. – применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; – использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку.
| Применение правил правописания. Написание под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания. | КД № 7 |
167(2) | Анализ ошибок допущенных в диктанте. | Осознание причины появления ошибки и определение способа действия, помогающего предотвратить ее в последующих письменных работах. |
|
168(3) | Обобщение и повторение изученного по теме «Звуки и буквы». | – находить орфограммы в словах; – применять правила правописания – осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов; – применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие–твердые; слогоделение, ударение);
| Отличать звук, и буквы в словах. Знание разницы между буквами и звуками. Отличие гласных звуков от согласных. Знать русский алфавит, уметь расставлять слова в алфавитном порядке |
|
169(4) | Обобщение и повторение изученного по теме «Части речи». | – различать лексическое и грамматическое значение слова; – находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол; – определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;
| Различать имена существительные, прил., гл. Различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные |
|
170(5) | Обобщение и повторение изученного по теме «Слово. Предложение. Текст». | – определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; – восстанавливать деформированные тексты. – находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;
– распознавать тексты разных типов: описание и повествование;
| Различать текст и предложение. Называть произведение, автора, определять содержание текста, главную мысль. Подбирать заголовок. |
|