«Однозначные и многозначные слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
2класс
ТЕМА УРОКА : «Однозначные и многозначные слова».
Задачи :
-Познакомить детей с понятиями однозначные и многозначные слова;
-Сформировать умение различать однозначные и многозначные слова;
- Пользоваться толковым словарем при определение значения многозначных слов.
Планируемые результаты
Предметные :
-Объяснять понятия «многозначное слово»;
-Распознавать многозначные слов;
-Пользоваться словарем.
Метапредметные :
-Понимать и принимать учебную задачу урока;
-Осуществлять решение учебной задачи под контролем учителя;
-Осуществлять контроль , коррекцию и самооценку деятельности.
Личностные :
-Осознавать роль языка и речи жизни людей ;
-Видеть красоту и выразительность речи ;
-Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Межпредметные связи : литературное чтение, окружающий мир .
Ход урока:
1. Организационный момент
Давай проверим–ка , дружок
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадки?
Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность.
2. Словарная работа.
Если все готовы, то мы начинаем с разминки.
Отгадайте загадки:
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (ВОРОБЕЙ)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ВОРОНА)
Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …(СОРОКА)
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей)
-Ребята, а как одним словом можно назвать все ответы? (названия птиц)
На доске выставляем картинки птиц.
-А кто из вас знает ,как выглядят эти птицы?
Дети соотносят картинки и надписи.
Вдруг учитель роняет карточки, а когда поднимает их, то оказывается , что часть букв пропала:
С-Л-ВЕЙ В-РОНА С-РОКА В-Р-БЕЙ
Ребята, надо срочно помочь словам.
Дети вписывают буквы в карточки и затем еще раз их проговаривают.
3. Работа над каллиграфией.
Открываем тетради и проговариваем слова-помощники:
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
Записываем дату и «классная работа».
Чтобы узнать какую букву мы будем писать, надо посмотреть на словарные слова и ответить на вопрос «С какой буквы начинается 2-е и 4-е слова?»
Прописываем букву «в», проговариваем, из каких элементов состоит, сравниваем с эталоном, подчеркиваем лучшие буквы.
Затем прописываем слова «воробей», «ворона».
ФИЗМИНУТКА
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
4. Постановка учебной задачи.
Запишем слова под диктовку: ягода ,яблоко, береза, пенал ,ландыш , рябина, ромашка.
-Сколько значений имеет каждое из этих слов- одно или несколько?
Обсуждаем написание и значение каждого слова. Находим лишнее слово (ПЕНАЛ).
Дети приходят к выводу, что слово может иметь одно или несколько значений. А задача урока- узнать об однозначных и многозначных словах.
5.Актуализация необходимых знаний.
Стр.47 упр.58
Детям предлагаем рассмотреть рисунки, соотнести предметы и названия.
Составляем и записываем предложение с многозначным словом.
Делаем вывод: одним и тем же словом могут называться разные предметы, которые сходны в чем –то между собой.
ФИЗМИНУТКА-Веселая переменка.
Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой как бы гладьте что-то утюгом. Затем меняем руки.
-Давайте посмотрим на рисунки (изображение железной, проселочной и асфальтированной дороги).
-Каким словом можно назвать данные предметы?
-стр.48 упр.60
- выразительно читаем стихотворение В. Остена
-убеждаемся в правильности своего предположения
- записываем слово в тетрадь
- работаем с орфографическим и толковым словарями
- составляем предложение, записываем, подчеркиваем главные члены.
6.Подведение итогов
-один из учеников (подготовленный ранее) читает стихотворение А.Л. Барто «Разговор мамы с дочкой».
- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама ?
- Почему дочка не поняла маму?
- Где можно узнать что означает слово «теплота»?
- Откройте толковые словари и прочтите лексические значения этого слова.
-Так ли важно знать лексическое значение слова?
Дети делают вывод по теме урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...