Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Луговская Анна Михайловна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета.

 Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

         Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».               Кроме основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.

Цели обучения

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

         Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  4 часов в неделю, 136 часов в год. 

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения, изложения). 

Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

  • К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
  • признаки простого и сложного предложения;
  • признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  • признаки однородных членов предложения;
  • лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  • признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  • признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  • простое и сложное предложение;
  • главные и второстепенные члены предложения;
  • лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  • типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

  • производить синтаксический разбор предложения;
  • расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  • устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  • безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  • правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

         уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

        •        грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в концепредложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

        •        производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

•   подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•   распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•   изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•   изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•   изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

•   распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

•   устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•   распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•   производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•   интонационно правильно произносить предложения;

   •        писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

•   определять тему и основную мысль текста;

•   делить текст на части, соблюдать красную строку;

•   устанавливать связь между частями текста;

•   устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

•   озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

•   распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

   • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....