конспект урока по русскому языку в 3 классе "Семья слов. Вода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок проведен в рамках РМО, получил хорошую оценку всех присутствовавших. Урок выходит за рамки предмета, в результате получился межпредметный проект о воде. По ходу урока дети создали буклет по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 67.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учителя начальных классов
МКОУ «Зыряновская сош» Алтайский край Заринский район
Макашенец Натальи Ивановны
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование |
|
Дидактическая цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проводить разбор слов по составу Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
| 1.Регулятивные
2.Познавательные
3.Коммуникативные
| - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение ( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой |
Мы рады приветствовать вас в нашем классе Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло. - Я тоже желаю вам успехов и достижения целей. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. | Приветствуют учителя, гостей, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: самоопределение |
2. Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) Самоопределение к деятельности. | Посмотрите на экран и разгадайте слово. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре 7 добавлю «Я» - Что получится … (семья) слайд №2 - что для вас значит слово семья? - где еще встречается понятие семья? - как думаете, а почему на уроке русского языка мы стали говорить о «семье»? -зачем нам нужно уметь подбирать однокоренные слова, разбирать их по составу? А сейчас попробуйте догадаться о «семье» какого слова пойдет речь? - откройте конверт №1, определите к какому малому жанру относятся эти тексты и выполните задание. - По какому признаку можно объединить все эти слова в одну группу? (если нет ответа, то последняя загадка о воде) Так почему можно объединить все отгадки? Итак, ребята, сегодня мы заканчиваем работу над проектом «Семья слов. Вода», подведем итог нашей работы и в конце урока представим готовый продукт-буклет. Мы уже проделали много работы и сегодня постараемся его закончить. | Учащиеся отгадывают загадку, ребус, говорят, как понимают, что такое семья, делятся опытом о том , что в природе тоже есть семьи ( семья пчел, муравейник, семья лис, волков и т.д.) Приложение №1. Дети работают с загадками, разгадывают, отгадки записывают в тетрадь (приложение 1) Дети определяют, что речь о воде в разных ее состояниях. | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
Повторение и систематизация знаний | Как то много лет назад Посадили странный сад, Не был сад фруктовым- Был он просто словом. Это слово – слово корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов (Е. Измайлов «Как растут слова») - Возьмите конверт №2. - Что это за слова? Как они относятся к теме урока? - Я считаю, что все они родственники! А как вы думаете? Запись слов в тетрадь. Разбор по составу. Работа с буклетом. Расположить слова соответственно схемы. (слайд № 8,9) Возьмите лист оценивания и отметьте пункт над которым работали в баллах) - Назовите следующий пункт нашего плана. | Работа в группе. Дети читают слова. Выделяют неоднокоренные ( корень одинаковый, но они не близки по смыслу, отодвигают). Остальные слова-родственные (одинаковый корень и близкие по смыслу слова) ( двое в тетради, а двое прямо на листочках, т.к. очень медленно пишут) Взаимопроверка и работа в буклете ( наклеивают слова) Дети читают по листам оценивания: Мы хотели узнать в каких малых жанрах устного народно творчества есть упоминания о воде. Работа в группе, дети обсуждают вопрос и приходят к мнению, что во мноих жанрах есть упоминание о воде: пословицы, поговорки, потешки, песни) | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
Защита проектов. | - Ребята, в озере Сложных слов живет водяной Водокрут. Он с утра был очень крут. Все пословицы закрутил, разорвал И по озеру их разбросал. А потом успокоился и решил поиграть с вами в игру «Вершки и корешки» - Как думаете, что нам предстоит сделать? Молодцы, вы все пословицы собрали правильно, а что дальше мы с ними будем делать? | Проект №1 Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось читать небылицы, потешки. Я решил, что надо найти потешки о воде, если они есть, записать их и, может быть, даже составить книжечку для одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих стихах про пользу воды. Я хочу прочитать вам несколько произведений из своей книжки (читает потешки) Приложение №2. - в пословицах русского народа тоже часто встречается слово вода. Например:
- Думаем, что вершки это начало пословицы, а корешки – конец. (собирают пословицы) Приложение №3. - Давайте их поместим в наш буклет. (наклеивают на страничку буклета | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Физминутка. | «Пошла Влада за водой» рус.нар. песня. | танец | |
Работа с листом оценивания (отмечают выполненные пункты плана, читают следующий) - Лиза,ты нам рассказала все о «живой» воде, а что ты знаешь о «мертвой» воде? (проблема на будущее, продолжение исследования) Работа с листом оценивания. - Ребята, сумели ли мы применить все свои знания, для того чтобы у нас получился буклет «Семья слов»? Подсчитайте баллы, которые вы набрали, работая над проектом и поставьте себе отметку (критерии на доске). | Проект №2. - Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение. Приложение №4. Проект№ 3 Приложение №5. Проект№ 4. Приложение №6. | ||
Итог урока. Рефлексия. | Наш урок подошел к концу. Так давайте же покажем нашим гостям, какой у нас получился замечательный буклет. Мишень. А сейчас ребята мы как сказочные герои возьмем стрелы в руки и выстрелим в мишень. Заключительный слайд. Прочитать. | Дети представляют готовый продукт работы над проектом и зачитывают свои стихи и рассказы о воде. Приложение №6. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. |
Приложение №1.
Утром бусы засверкали, Ищем, ищем - не найдём. (роса) | Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) |
На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град) | Над рекой, над долиной |
. Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) | Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) |
Очень добродушная Я, мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода) |
Приложение №2.
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! (Катя) умывается, Солнцу улыбается! | Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку, Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей. |
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. | Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке. |
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Пришел медведь ко броду — бултых в воду. |
Дорогие мои дети! Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевой. Из реки иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. | От водички, от водицы |
Приложение №3.
Не плюй в колодец, | случится водицы напиться! |
Лучше хлеб с водой, | чем пирог с бедой. |
Под лежачий камень | вода не течет. |
Не зная броду – | не лезь в воду. |
Приложение №4.
- А мне было интересно, есть ли фразеолоизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений? Еще есть фразеологизмы, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. Прослушайте стихотворение В.Суслова «Как работают слова». Я прочитаю стихотворение, а вы запишите в тетрадь те фразеологизмы, которые услышите и объясните их значение.
Как работают слова
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».
В.Суслова
Приложение №5.
Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке», - мы читали их на уроках чтения.
Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос и вот какие результаты получились.
На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода
Больше всего отметили сказки, которые знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:
- 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7 человек – «Иван-царевич и серый волк»
1 человек – Марья Моревна
1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо-Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам свою мечту о победе добра над злом. По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.
Свой список я помещаю в наш буклет.
Приложение №6.
В русских народных сказках говорится о «живой и мертвой» воде. А встречается ли в реальной жизни живая и мертвая вода?
«Да» - ответил 12 учеников потому что:
- -я видел много программ, в которых о них говорится
- -когда пьют много алкоголя, человек умирает, а родниковая полезна
- - живая - из родника, а мертвая - загрязненная
- - потому что есть родники с положительной и отрицательной энергетикой
- она существует в святых источниках
«Нет» - ответили 9 человека. Они считают:
- - волшебства не бывает
- - это бывает только в сказках
- - вода может быть только чистой и грязной
- нет, если бы она была, были бы все живы и здоровы, жили долго и счастливо
И все таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и это совсем не трудно.(описание опыта. А также из книги я узнала о том, что вода хорошо запоминает информациюи плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала хорошие, добрые слова- такая вода будет «живая», а если кто-то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше не пить.
Сказки говорят, что есть вода живая и мертвая. Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые люди перестали верить… Но есть в России такие места, где чудеса описанные в народном фольклоре живы до сих пор. Есть такие места и у нас, совсем рядом, например, в с.Жуланиха есть «Святой ключ». К нему теперь устраивают крестный ход. А вода там очень холодная, вкусная и не портится, сколько бы ни стояла.
Приложение №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...