Части речи
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Вводный урок УМК "Перспектива" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 16.6 КБ |
chasti_rechi_prezentatsiya.pptx | 2.9 МБ |
Тест выполнен в системе голосования ClassCom | 68.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Части речи
Цель: систематизировать знания детей о частях речи
Планируемые результаты: учащиеся научатся представлять части речи как группы слов, каждая из которых объединяется на основе общности вопросов и значений; различать имена существительные, прилагательные, глаголы, части речи самостоятельные и служебные.
I. Орг. момент
II. Актуализация.
1. Повторение правописания парных согласных (на инд. карточках)
Близкий, лёгкий, обед, просьба, овца, шкаф, ходьба, ложка, полёт, низкий, супчик (проверка через документ камеру)
- Какая буква у вас получилась? (М) (слайд 2)
- Охарактеризуйте звук, обозначаемый это буквой
- Её мы и будем писать на чистописании (Слайд 3)
2. Чистописание
М м Мм мл мо см ма ым ум ям
- Найдите буквосочетание, которое является словом.
- Образуйте однокоренные слова суффиксальным способом, приставочно - суффиксальным.
- Молодцы, посмотрите, как много слов вы составили.
А как вы думаете, в русском языке сколько слов?
III. Самоопределение.
- Действительно, в русском языке очень много слов. и сегодня мы с вами с ними поработаем.
- А моими помощниками будут главные герои предстоящего праздника - Нового Года - Дед Мороз и Снегурочка. (слайд 4)
- Интересно, что за мешок принес Деде Мороз?
- Представьте себе, что в этом мешке лежат все слова русского языка. сможем ли мы в них разобраться?
- Надо навести порядок - их классифицировать (разбить на группы по общему признаку). И я очень надеюсь, что у вас это получится.
- (слайд 5)Чтобы выяснить, по какому признаку мы будем классифицировать, давайте посмотрим на слова, которые выпали из мешка (мороз, морозный, морозит)
- Что общего в этих словах? (начинаются на М, однокоренные)
- Докажите, что однокоренные и выделите корень.
- Чем слова различаются? (разные части речи). Докажите.
- Являются ли разные части речи классификацией?
- Определите тему урока.
IV. Работа по теме урока.
1. - Назовите еще имена существительные на зимнюю тему.
- Докажите, что это существительные
- Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нет.
Вещи, люди и цветы, носороги и коты,
джинсы, майки и штиблеты называются ПРЕДМЕТЫ
Ах, какие все слова восхитительные, называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- Подберите "зимние" прилагательные. Докажите.
Художницу нашу знает весь свет.
раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие: какой? какое? какая? какие?
- А какая часть речи про себя говорит так:
Что без меня предметы - лишь названья.
А я приду - все в действие придет
Летит ракета, люди строят здания, цветут сады и хлеб в полях растет
- Придумайте глаголы.
- А еще есть часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Кто помнит, как она называется? (местоимение)
- Назовите часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
(ПРЕДЛОГ)
- Дед Мороз и Снегурочка приготовили вам еще задание -
- Перед вами карточки со словами.
Задание: подчеркнуть красным карандашом существительные, синим - прилагательные, зеленым глаголы, а предлоги - желтым. (взаимопроверка)
- Скажите, какие из записанных слов могут существовать сами по себе, независимо от других слов?
- Такие части речи называются САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
- Какие части речи сами по себе, вне предложения, не имеют никакого смысла?
- Предлоги
- А еще мы иногда пользуемся союзами.
- Это СЛУЖЕБНЫЕ части речи. Они служат для связи слов в предложении или для связи частей предложения.
2. Работа по учебнику
упр. 219 (1 часть) - устно
- Какую еще часть речи предлагает нам Мудрец? (числительное)
- Как вы думаете - что это за часть речи? (она используется для счета предметов)
- Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
- На каком уроке мы чаще всего пользуемся числительными?
- А это самостоятельная или служебная часть речи?
- Сегодня на уроке мы тоже воспользовались числительным. Когда? (написали число)
- Что еще вы видите на рисунке? (около предлогов нет вопросов)
- Почему? (к нему нельзя поставить вопрос)
- Это служебная часть речи.
- Запишите первое предложение.
Определите части речи. Ко всем ли словам можно поставить вопрос?
- Как называются слова, которые имеют значение и вопросы?
- К каким словам вопросы поставить нельзя?
- Как они называются?
V. Закрепление.
- А теперь я хочу проверить насколько вы были внимательны и умеете ли различать части речи
1. Указать группу слов, относящихся к существительным
а) солнце, парк, мороз
б) пушистый, близкий, зима
в) холодало, кипело, стояла
г) снеговик, снежный, снегопад
2. Среди однокоренных слов выбрать имя прилагательное
а) прыжок
б) прыгучий
в) прыгать
г) попрыгунья
3. Укажи "лишнее" понятие
а) имя существительное
б) подлежащее
в) имя прилагательное
г) местоимение
4. Найди определение глагола
а) обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
в) не имеет признаков и вопросов
г) обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5. Определите числительное
а) две тысячи четырнадцать
б) красивое
в) она
г) метрополитен
VI. Рефлексия
- Какой Новый Год без елочки. У нас тоже она есть, но только не украшена.
Если сегодня вам был понятен урок - повесьте на нее красный шарик, если осталось много непонятного - желтый, если вам было не интересно - синий.
Тест.
1. Указать группу слов, относящихся к существительным
а) солнце, парк, мороз
б) пушистый, близкий, зима
в) холодало, кипело, стояла
г) снеговик, снежный, снегопад
2. Среди однокоренных слов выбрать имя прилагательное
а) прыжок
б) прыгучий
в) прыгать
г) попрыгунья
3. Укажи "лишнее" понятие
а) имя существительное
б) подлежащее
в) имя прилагательное
г) местоимение
4. Найди определение глагола
а) обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
в) не имеет признаков и вопросов
г) обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5. Определите числительное
а) две тысячи четырнадцать
б) красивое
в) она
г) метрополитен
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
м согласный, звонкий, непарный, может быть твёрдым [м], может быть мягким [м , ]
мороз морозный морозит глагол сущ. прилаг .
ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Предлог Союз
часть речи предмет кто? что? Имя существительное
часть речи признак предмета какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное
часть речи действие предмета что делать? что сделать? Глагол
- задать к слову вопрос - определить, что обозначает слово - назвать часть речи Алгоритм
часть речи служит для связи слов в предложении Предлог
ЧАСТИ РЕЧИ Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог предмет признак действие Служит для связи слов в предложении Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать?
Задание: подчеркнуть красным карандашом существительные , синим – прилагательные , зелёным – глаголы , жёлтым - предлоги мороз иней ледяной над идёт снежный наступил перед катаются морозный в коньки
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог Союз Самостоятельные части речи Служебные части речи
Упражнение 219 с. 123
Количество и порядок предметов при счёте сколько? который? Числительное
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Числительное Предлог Союз Самостоятельные части речи Служебные части речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Среди однокоренных слов выберите прилагательное A) прыжок B) прыгучий C) прыгать D) попрыгунья
3. Укажите «лишнее» понятие A) имя существительное B) подлежащее C) имя прилагательное D) глагол
4. Найди определение глагола A) Обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? B) Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? C) Не имеет признаков и вопросов D) Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
5. Определите числительное A) Две тысячи пятнадцать B) Красивое C) Она D) Метрополитен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...