урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
урок русского языка в 4 классе на тему "Основа и окончание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_kl.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
д.Башкирская Ургинка
Урок русского языка
4 класс
Тема урока: Основа и окончание.
д. Башкирская Ургинка, 2014 год
Цели:
1.Создать условия для формирования представлений об окончании и основе слова.
2. Введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова.
3. Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
4.Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
5. Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.
6. Способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
7. Воспитывать организованность в работе, самостоятельность, умения прислушиваться к чужому мнению, уступчивости.
Оборудование: проектор, учебник, презентация, карточки.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.
ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Какую большую тему изучаем? (части слова)
-Расскажите, что знаете о каждой части слова
Что поможет при рассказе (алгоритм)
1 шаг
2 шаг
3 шаг
(уч-ся по очереди выходят к доске, берут модели частей слова, прикрепляют к доске и рассказывают)
-Мы выстроили модель слова. Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- О чем эта загадка? (о березе)
- Что можете рассказать о слове береза?
(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова, е нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»
Минутка чистописания (слайд 3)
- запишите заглавную и строчную буквы этого слово к себе в тетрадь,
- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень
-- С помощью чего образовалось это слово? работают по одному у доски
- Что сейчас повторили? …..
- следующий шаг урока (задание, которое вызовет у нас затруднение)
- Возьмите лист с заданиями.
-Прочитайте задание №1 (работа в парах)
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется. (слайд 4,5)
_________ называют символом России.
Русь моя, люблю твои _______!
_______ воспета в произведениях русских поэтов .
О _________ слагали песни.
На _________ распустились почки.
Под _______ нашли грибок.
-Проверьте себя СЛАЙД
Прочитайте 1 предложение.
Что изменили в слове береза? Оцените свою работу.
(работа оценивается в оценочных листах)
3. Выявление места и причины затруднения
- Какие слова написали (березу, березы, о березе)
Какая часть слова изменилась?
Расскажите об окончании. (высказывают….)
- У кого были затруднения? Где ошиблись, почему? ……..
- Кто справился с заданием, расскажите об этой части слова.
- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)
-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)
-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)
– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)
4. Решение цели урока
- Что поможет нам рассказать об этой части слова? (Алгоритм)
Обращение к алгоритму на доске:
- Название
- Место в слове
- Роль
5. Реализация построенного проекта
На этом этапе нужно поработать с этим же заданием, в котором было затруднение №1
Какую часть в слове изменили
Для чего она служит?
Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении
- Обратите внимание на доску. На ней осталась ещё одна часть слова. Как думаете, как называется эта часть слова? (……….???)
- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….
Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)
Уточните тему урока
- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если
не верное, то – (прием «Верите ли вы»)
№ | Утверждение | + Да/нет - | + Да/нет - |
1. | Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание | ||
2. | Верите ли вы, что окончание значимая часть слова | ||
3. | Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова | ||
4. | Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова |
Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже
Где можем еще узнать о новой части слова
Работа с текстом . (В группах)
- Возьмите зеленую карточку.
Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь:
-Что знали?
-Что новое в этом тексте для вас?
-Какие остались вопросы?
Энциклопедическая справка
В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова.
Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс.
- Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках)
Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку
Где проверим наши выводы?
- Откройте учебник с. 32, прочитайте правило
- Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание значимая часть слова)
- Дополните модель слова. Куда поместим основу слова? (один учащийся прикрепляет основу слова)
-Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка)
-Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово)
- Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.
6. Первичное закрепление
- Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка). Упр. № 26
- Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу.
Нахожу окончание
Нахожу основу…
7. Самостоятельная работа с проверкой
-Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу)сиреневая карточка
Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.
У красавицы реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки
-Проверка по эталону
-Оцените свою работу
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке. (нет)
На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.
- Оцените свою работу на уроке на оценочном листе .
Спасибо вам за работу и хорошего настроения на весь день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...