Рабочая по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г.Липецка
СОГЛАСОВАНО Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина Протокол №1 от 26.08.2014 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка _________________________ В.М.Цопа Приказ № 95-3-о от 27.08.2014 |
Рабочая программа по русскому языку
для 4А класса
(для углубленного изучения)
Учитель Менская М.А.
2014-2015 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Цели рабочей программы:
- развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи рабочей программы:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
- Развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
- Формирование у учащихся чувства языка.
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».
3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
6. Авторская рабочая программа: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык» 4 класс( 2013г.)
Сведения о программе
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык»
4 класс( 2013г.)
2.Общая характеристика учебного предмета.
В системе начального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место и ставит перед собой достижение следующих задач:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии
развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач
используется УМК 2100 по русскому языку: учебники (Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык» 4кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому» 4 класс).
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами
предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического илогического мышления на базе основных положений науки о языке(познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технология здоровьесбережения;
- технология игрового моделирования;
-технология продуктивного чтения.
Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации и др.);
- защита проектов;
- экскурсия;
-Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
-Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
-Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
- другие.
Виды и формы контроля за усвоением знаний.
- текущий контроль (устный опрос, диктанты, списывание, тестовые задания, изложение, проверочные работы);
- промежуточная аттестация (контрольная работа).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по русскому языку составлена на 140часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (5 часов в неделю, из которых 1 час предусмотрен для углубленного изучения в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся). Углубленное изучение тем: «Предложения с прямой речью», «Сложные предложения с союзами и, а, но».
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- 4-й класс
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
6.Содержание учебного предмета.
Основная задача реализации содержания учебного предмета:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Учебный предмет включает следующие разделы:
Повторение.
Предложение. Текст.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзами, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1. 2. 3. 5. | Повторение Раздел «Предложение. Текст» Простое предложение. Предложения с однородными членами Сложные предложения с союзами и, а, но Предложения с прямой речью Раздел «Слово. Части речи и члены предложения» Имя существительное Изменение имён существительных по падежам Три склонения имён существительных Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Имя прилагательное Что мы уже знаем об имени прилагательном Словоизменение имён прилагательных Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Глагол Что мы уже знаем о глаголе Словоизменение глаголов Правописание безударных личных окончаний глаголов Разбор глагола по составу Повторение | 9 36 13 11 12 45 34 12 5 6 9 11 2 2 7 35 3 2 20 10 | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов. Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью. Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прилагательное +существительное. Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор) Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате риалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.. Русский язык : учебник для 4 класса, Ч. 1,2 – М. : Баласс, 2013
- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык ( 4 класс): методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010.
- Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс.Вариант1,2/ Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2013.
- Афанасьева Н.Н.Уроки русского языка в 4 классе. – Клио, 2009.
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах; сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – Стиопресс, 2008.
- Кувашова И.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе. – Учитель, 2009.
- Соловьёва З.И. Русский язык: карточки для 4 класса. – М. Русское слово, 2008.
- Тикунова А.И. Сборник диктантов и творческих работ. – М. Просвещение, 2008.
- Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса / Л. Ю. Комиссарова ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. :Баласс, 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Большая энциклопедия начальной школы. – М. ОЛМА - ПРЕСС, 2010.
- Энциклопедия «Эрудит». – М. Мир книги, 2010.
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
компьютер;
мультимедийный проектор;
мультимедийные цифровые образовательные ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание | |||
по плану | фактич | по плану | фактич | ||||
Раздел 1 «Повторение» (9 часов) | |||||||
1 | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Знакомство с новым учебником. | 1 | 1.09 | ||||
2 | Повторение знаний о звуках и буквах. Фонетический разбор слов | 1 | 2.09 | ||||
3 | Повторяем и классифицируем изученные орфограммы | 1 | 3.09 | ||||
4 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами | 1 | 4.09 | ||||
5 | Повторение состава слова | 1 | 8.09 | ||||
6 | Повторение изученного о частях речи | 1 | 9.09 | ||||
7 | Контрольное списывание | 1 | 10.09 | ||||
8 | Диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | 11.09 | ||||
9 | Работа над ошибками | 1 | 15.09 | ||||
Раздел 2 «Предложение. Текст» (36 часов) | |||||||
Простое предложение. Предложения с однородными членами (13 часов) | |||||||
10 | Как отличить простое предложение от сложного. Основные виды простого предложения (односоставные и двусоставные) | 1 | 16.09 | ||||
11 | Предложения с однородными членами, не соединёнными союзом и и соединёнными союзом и | 1 | 17.09 | ||||
12 | Однородные члены без союзов и с союзами | 1 | 18.09 | ||||
13 | Запятая в предложении с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 22.09 | ||||
14 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | 23.09 | ||||
15 | Композиция текста. Обучающее изложение | 1 | 24.09 | ||||
16 | Работа над ошибками. | 1 | 25.09 | ||||
17 | Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | 29.09 | ||||
18 | Диктант №2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | 30.09 | ||||
19 | Работа над ошибками Типы текстов. Яркие признаки текста | 1 | 1.10 | ||||
20 | Урок подготовки к сочинению «Что я люблю» Рассуждение. | 1 | 2.10 | ||||
21 | Сочинение «Что я люблю» | 1 | 6.10 | ||||
22 | Работа над ошибками | 1 | 7.10 | ||||
Сложные предложения с союзами и, а, но (11 часов) | |||||||
23 | Запятая в предложении с бессоюзной связью (повторение) | 1 | 8.10 | ||||
24 | Запятая в сложном предложении с союзам и, а, но. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | 9.10 | ||||
25 | Запятая в сложном предложении союзам и, а, но | 1 | 13.10 | ||||
26 | Запятая в сложных и в простых предложениях. Текст повествование. | 1 | 14.10 | ||||
27 | Сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | 15.10 | ||||
28 | Работа над ошибками | 1 | 16.10 | ||||
29 | Закрепление изученного материала | 1 | 20.10 | ||||
30 | Закрепление изученного материала. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | 1 | 21.10 | ||||
31 | Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | 22.10 | ||||
32 | Диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | 23.10 | ||||
33 | Работа над ошибками | 1 | 27.10 | ||||
Предложения с прямой речью (12 часов) | |||||||
34 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | 28.10 | ||||
35 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Обращение. | 1 | 29.10 | ||||
36 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составление предложений с обращением. | 1 | 30.10 | ||||
37 | Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 10.11 | ||||
38 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Текст описание. | 1 | 11.11 | ||||
39 | Сочинение «Что сказала мама» | 1 | 12.11 | ||||
40 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. Составление предложений с обращением. | 1 | 13.11 | ||||
41 | Знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | 17.11 | ||||
42 | Обучающее изложение | 1 | 18.11 | ||||
43 | Работа над ошибками | 1 | 19.11 | ||||
44 | Диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | 20.11 | ||||
45 | Работа над ошибками | 1 | 24.11 | ||||
Что мы уже знаем об имени существительном (2 часа) | |||||||
46 | Имя существительное как часть речи. Признаки имён существительных. | 1 | 25.11 | ||||
47 | Имена существительные – синонимы, антонимы, многозначные слова. | 1 | 26.11 | ||||
Изменение имён существительных по падежам (12 часов) | |||||||
48 | Наблюдение за словоизменением имён существительных. Неизменяемые имена существительные. | 1 | 27.11 | ||||
49 | Развитие умений изменять имена существительные по падежам | 1 | 1.12 | ||||
50 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | 1 | 2.12 | ||||
51 | Именительный и винительный падежи | 1 | 3.13 | ||||
52 | Именительный и винительный падежи | 1 | 4.12 | ||||
53 | Родительный и дательный падежи | 1 | 8.12 | ||||
54 | Родительный и дательный падежи | 1 | 9.12 | ||||
55 | Творительный и предложный падежи | 1 | 10.12 | ||||
56 | Творительный и предложный падежи | 1 | 11.12 | ||||
57 | Закрепление изученного материала. Неизменяемые имена существительные. | 1 | 15.12 | ||||
58 | Проверочная работа №3 по теме «Изменение имён существительных по падежам» | 1 | 16.12 | ||||
59 | Работа над ошибками | 1 | 17.12 | ||||
Три склонения имён существительных (5 часов) | |||||||
60 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 | 18.12 | ||||
61 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 1 | 22.12 | ||||
62 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 23.12 | ||||
63 | Несклоняемые имена существительные, особенности их употребления | 1 | 24.12 | ||||
64 | Несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые имена существительные. | 1 | 25.12 | ||||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (6 часов) | |||||||
65 | Знакомство с новой орфограммой. Выведение орфографического правила | 1 | 29.12 | ||||
66 | Развитие умения писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце существительных | 1 | 12.01 | ||||
67 | Развитие умения писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце существительных» | 1 | 13.01 | ||||
68 | Проверочная работа №4 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» | 1 | 14.01 | ||||
69 | Диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» | 1 | 15.01 | ||||
70 | Работа над ошибками | 1 | 19.01 | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (9 часов) | 20.01 | ||||||
71 | Урок – исследование. Выведение правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | 21.01 | ||||
72 | Развитие умения применять правило и действовать по алгоритму | 1 | 22.01 | ||||
73 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | 1 | 26.01 | ||||
74 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | 1 | 27.01 | ||||
75 | Проверочная работа №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | 1 | 28.01 | ||||
76 | Диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | 1 | 29.01 | ||||
77 | Работа над ошибками | 1 | 2.02 | ||||
78 | Обучающее изложение | 1 | 3.02 | ||||
79 | Работа над ошибками | 1 | 4.02 | ||||
Что мы уже знаем об имени прилагательном (2 часа) | |||||||
80 | Прилагательные – антонимы. Роль имён прилагательных в речи | 1 | 5.02 | ||||
81 | Морфологический разбор имени прилагательного. Разряды прилагательных по значению. | 1 | 9.02 | ||||
Словоизменение имён прилагательных (2 часа) | |||||||
82 | Изменение имён прилагательных по падежам | ||||||
83 | Словосочетания. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | 10.02 | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (7 часов) | |||||||
84 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | 11.02 | ||||
85 | Развитие умения писать безударные падежные окончания имён прилагательных | 1 | 12.02 | ||||
86 | Свободный диктант. Разряды прилагательных по значению. | 1 | 16.02 | ||||
87 | Проверочная работа №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» | 1 | 17.02 | ||||
88 | Диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» | 1 | 18.02 | ||||
89 | Совершенствование умения писать безударные падежные окончания имён прилагательных. Разряды прилагательных. | 1 | 19.02 | ||||
90 | Работа над ошибками | 1 | 23.02 | ||||
Что мы уже знаем о глаголе (3 часа) | |||||||
91 | Глагол как часть речи. | 1 | 24.02 | ||||
92 | Значение и грамматические признаки глагола | 1 | 25.02 | ||||
93 | Морфологический разбор глагола | 1 | 26.02 | ||||
Словоизменение глаголов (2 часа) | |||||||
94 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 2.03 | ||||
95 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | 3.03 | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов (20 часов) | |||||||
96 | Определение спряжения у глаголов с безударным окончанием. Разноспрягаемые глаголы. | 1 | 4.03 | ||||
97 | Выведение алгоритма определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями | 1 | 5.03 | ||||
98 | Развитие умения определять спряжение глагола. Виды глагола | 1 | 9.03 | ||||
99 | Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | 10.03 | ||||
100 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | 11.03 | ||||
101 | Диктант №8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | 12.03 | ||||
102 | Работа над ошибками | 1 | 16.03 | ||||
103 | Закрепление умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Виды глагола | 1 | 17.03 | ||||
104 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | 18.03 | ||||
105 | Знакомство с возвратной формой глагола, с суффиксами – ся (-сь) | 1 | 19.03 | ||||
106 | Правописание –тся, -ться в глаголах. Виды глагола | 1 | 23.03 | ||||
107 | Буква ь после шипящих в глаголах 2 –го лица единственного числа | 1 | 24.03 | ||||
108 | Развитие умения писать букву ь после шипящих в глаголах 2 –го лица единственного числа | 1 | 1.04 | ||||
109 | Развитие умения писать букву ь после шипящих в глаголах 2 –го лица единственного числа | 1 | 2.04 | ||||
110 | Свободный диктант | 1 | 6.04 | ||||
111 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | 7.04 | ||||
112 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | 8.04 | ||||
113 | Контрольное списывание | 1 | 9.04 | ||||
114 | Обучающее изложение | 1 | 13.04 | ||||
115 | Работа над ошибками | 1 | 14.04 | ||||
Разбор глагола по составу (10 часов) | |||||||
116 | Порядок разбора глагола по составу | 1 | 15.04 | ||||
117 | Развитие умений разбирать глаголы по составу | 1 | 16.04 | ||||
118 | Развитие умений разбирать глаголы по составу | 1 | 20.04 | ||||
119 | Развитие умений разбирать глаголы по составу. Вступление и заключение | 1 | 21.04 | ||||
120 | Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами. Информационные жанры | 1 | 22.04 | ||||
121 | Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами. Словарная статья | 1 | 23.04 | ||||
122 | Проверочная работа №7 по теме «Глагол» | 1 | 27.04 | ||||
123 | Диктант №9 по теме «Глагол» | 1 | 28.04 | ||||
124 | Работа над ошибками | 1 | 29.04 | ||||
Раздел 4 «Повторение» (15 часов) | |||||||
125 | Повторение знаний о предложении. Второстепенные члены предложений. | 1 | 30.04 | ||||
126 | Повторение изученных орфограмм | 1 | 4.05 | ||||
127 | Контрольное изложение | 1 | 5.05 | ||||
128 | Работа над ошибками | 1 | 6.05 | ||||
129 | Повторение знаний о составе слова и частях речи | 1 | 7.05 | ||||
130 | Работа над ошибками | 1 | 11.05 | ||||
131 | Повторение знаний о составе слова и частях речи. Информационная заметка | 1 | 12.05 | ||||
132 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 | 13.05 | ||||
133 | Повторение изученных орфограмм Речевые жанры. | 1 | 14.05 | ||||
134 | Повторение изученных орфограмм Этикетные жанры и слова вежливости | 1 | 18.05 | ||||
135 | Повторение изученных орфограмм Этикетные диалоги | 1 | 19.05 | ||||
136 | Повторение изученных орфограмм Речевые привычки | 1 | 20.05 | ||||
137 | Повторение изученных орфограмм Опорные конспекты | 1 | 21.05 | ||||
138 | Повторение изученных орфограмм Скажи мне, почему. Аргументы | 1 | 25.05 | ||||
139 | Повторение изученных орфограмм Учись красноречию! | 1 | 26.05 | ||||
140 | Резерв | 1 | 27.05 | ||||
Резерв | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Русский язык 1 класс
По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...