Памятка и план фонетического разбора
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Последовательность устного и письменного звуко-буквенного анализа слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuko-bukv._analiz.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка фонетического разбора слова.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
          Поэтому на своих уроках,  с самых первых дней обучения первоклассников, в виде небольших обучающих моментов, я включаю игры, помогающие освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Это необходимо для того, чтобы ученики в начальной школе для фонетического разбора слова знали:

Фонетика – раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.

Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласных звуков — 6 [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

1 звук.

я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]:

если стоят после согласных (например: мяч — [м'ач], белка — [б'элка], лён — [л'он], люк — [л'ук]);

2 звука.

я — [й'а], е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]:

  • если стоят в начале слова (яма — [й'ама], енот [й'энот], ёлка [й'олка], юла — [й'ула]);
  • после гласной (баян — [бай'ан], веер — [вей'ер], чаёк (от чай) — [чай'ок], июль — [ий'ул'],
  • а также после Ъ и Ь (съел — [сй'эл], гроздья — [грозд'й'а], варенье — [варен'й'э], льёт (дождик) — [л'й'от], вьюга — [в'й'уга]).

Согласных звуков гораздо больше.

Согласные звуки в русском языке делятся:

  • на звонкие и глухие,
  • твердые и мягкие.

Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие. 

Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б'], [в]- [в'], [г]- [г']. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые. 
Не имеют пары по твердости [ч'], [щ'], [й'], они всегда мягкие.

Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.


 План

звуко-буквенного (фонетического) анализа слова.

        

1. Напиши слово, прочитай его и произнеси.

2. Раздели слово на слоги и подсчитай их количество.

3. Укажи возможность переноса слова.

4. Определи ударный слог, обозначь его.

5. Выпиши все буквы слова в столбик.

6. Рядом с каждой буквой запиши в квадратных скобках соответствующий ей звук.

 7. Определи и укажи характеристику гласных звуков по порядку:

  • ударные,
  • безударные.

8. Определи и укажи характеристику согласных  звуков по порядку:

  • звонкие-глухие,
  • парные-непарные,
  • твердые-мягкие,
  • сонорные.

9. Подведи черту. Посчитай количество букв и звуков, запиши цифрами.

        

Я´ корь - яǀкорь - якорь – 2 слога

Я [й’] – согл., зв., мягк.

    [а´] – гласн., ударн.

К [к] – согл., тверд., глух., парн.

О [a] – гласн., безударн.

Р [р’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Ь [-]

5б., 5 зв.

Варе´нье - ваǀреǀнье – ва-ре-нье  – 3 слога

В [в] – согл., зв., тверд., парн.

А [a] – гласн., безударн.

Р [p’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Е [э´] – гласн., ударн.

Н [н’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

Ь [-]

Е [й’] – согл., зв., мягк., непарн., сонорн.

    [э] – гласн., безударн.

7б., 7 зв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...

Памятка для звукобуквенного разбора слов

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и при переходе в  среднее звено....

Памятка родителям. План разборов слов и предложений по русскому языку.

Данный материал поможет при выполнении домашних заданий, выделению орфограмм и выполнению различных разборов (фонетический, разбор слова по составу, разбор предложения по членам предложения)...

Памятки для морфологического разбора

Морфологический разбор слов и порядок разбора предложения...

Памятка-тренинг для разбора слов по составу

Памятка-тренинг для разбора слов по составу со 2 класса. Учащиеся используют алгоритм разбора слов, суффиксы, приставки, т.о. приобретают навык поиска информации и разбора слов....

Памятка для фонетического разбора "Лента букв"

Памятка для фонетического разбора помогает систематизировать знания о буквах и звуках русского языка...

Памятка "Звуко-буквенный разбор"

Памятка содержит алгоритм звуко-буквенного разбора....