Урок русского языка в 3 классе "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Познакомится с второстепенным членом предложения – дополнением. Учиться анализировать языковой материал. Упражняться в синтаксическом разборе предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dopolnenie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»
Урок русского языка в 3 классе
по теме: Дополнение
(УМК «Начальная школа XXI в.»)
Учитель начальных классов
Клименко Ж. В.
Тема: Дополнение.
Цели: Познакомится с второстепенным членом предложения – дополнением. Учиться анализировать языковой материал. Упражняться в синтаксическом разборе предложений
ХОД УРОКА
Индивидуальная работа у доски:
1) фонетический разбор слова скатерть
2) разбор слов по составу: безвыходная, промолчали, лебёдушка, радостно, пони, лесоповал, высокими, завистливые, украшают.
1. Актуализация имеющихся знаний.
- Прочитайте слова на слайде и подумайте, какое задание я хочу вам предложить.
Когда? Чьи? Чему? О чём? Как? Зачем? Куда? Какую? Кого? Кем? Почему?
(Определить, какие члены предложения отвечают на эти вопросы; разделить эти вопросы на группы в зависимости от синтаксической роли слов, отвечающих на них.)
Слайд1
2. Определение темы урока.
-Прочитайте предложения. Нравятся ли они вам? Почему? Дополните предложения словами, дающими более точную информацию. На какие вопросы в предложении отвечают эти слова?
Слайд 2
Алёша прочитал. (что?) книгу
В лесу после дождя много (чего?) грибов
К празднику я приготовил подарок. (кому?) маме
Бабушка и дедушка гордятся. (кем?) внуками
-Как вы думаете, о каком члене предложения более подробно пойдёт речь сегодня на уроке?
3.Что бы вы хотели узнать о дополнении?
Слайд 3
(На какие вопросы отвечает, что обозначает, с какой целью используется в предложении)
4. Значение каких членов предложения указано? Методом исключения определите, что обозначает дополнение.
Слайд 4
- признак предмета (определение)
- место действия (обстоятельство)
- время действия (обстоятельство)
- на какой предмет направлено действие (дополнение)
- кому принадлежит предмет (определение)
5. Работа с учебником стр. 90. Выполнение задания из рубрики «Вспоминаем пройденное». (Вывод: Вопросы форм слов и дополнений совпадают. Дополнением могут быть разные формы одного и того же слова)
Чтение определения в учебнике.
6. Работа в группах.
- Используя словарные слова, составьте словосочетания, в которых зависимое слово отвечало бы на данные (на форзаце) вопросы. Вопросы записывайте в скобках.
Слайд 5
Например, ветка (чего?) сирени
помог (кому?) товарищу
Проверка (каждая группа читает по 1 словосочетанию)
7. Словарная работа (запись слов с объяснением орфограмм)
- В каждой группе найдите «лишнее» слово:
Шимпанзе, кино, газета, шоколадка (одушевлённое сущ.)
Якорь, пальто, кафе, облако (муж. род; звуков меньше, чем букв)
- Остальные слова расположите в какой-либо закономерности:
кино, газета, шоколадка (в порядке возрастания количества морфем)
кафе, якорь, облако (в порядке возрастания количества звуков)
- Что объединяет между собой слова шимпанзе и пальто? (неизменяемые) В чём их особенность? Могут ли они менять свою форму?
8. Работа с учебником стр. 95 рубрика «Давай подумаем»
- Мы сказали, что дополнением являются формы слова. А могут ли неизменяемые слова быть дополнениями? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним синтаксический разбор предложений на стр. 95.
Физминутка (повторим, на какие вопросы отвечают разные члены предложения)
Хлопки 1 ряд – вопросы обстоятельств
2 ряд – вопросы определений
3 ряд – вопросы дополнений
Когда, как, какими, чего, о ком, чью, откуда, кому, с кем, о какой, где, в чьём, куда, почему, от кого, о чём
Вывод: неизменяемые слова могут быть разными членами предложения.
- На какие 2 группы можно разделить эти предложения? (односост. – двусост.; распр. – нераспр.; сказуемое выражено глаголом или кратким прилагательным)
9. Работа в парах. Проверка индивидуальной работы у доски.
-Вернёмся к инд. заданию у доски (разбор слов по составу). Выберите те слова, к которым можно задать вопросы дополнений. (лебёдушка, пони)
- Проверьте, верно ли выполнен фонетический анализ слова скатерть? Каким членом предложения может быть это слово? Поработайте в парах и составьте предложения с этим словом, ориентируясь на его синтаксическую функцию.
1 ряд – в роли подлежащего
2 ряд – в роли дополнения
3 ряд - в роли обстоятельства
- Можно ли слово скатерть употребить в переносном значении? Каким средством художественной выразительности оно тогда будет?
10. Итог урока.
- Можете ли вы теперь ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
Слайд 6
-Чтобы ответить на вопрос, с какой целью дополнения используются в речи, обратимся к самому слову. Почему данный член предложения получил такое название?
11. Рефлексия
Каким для вас был сегодняшний урок?
Что вы усвоили хорошо?
Над чем ещё предстоит работать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...
Методическая разработка урока русского языка по теме: "Дополнение".
Методическая разработка включает конспект и презентацию урока русского языка по теме "Дополнение"....
Презентация к уроку русского языка" Знакомство с дополнением".
Презентация к уроку русского языка. Начальная школа 21 века.3 класс...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Конспект урока русского языка 3 класс "Дополнение"
Развивать умение находить дополнение в предложениях, задавать вопросы и подчёркивать второстепенный член предложения....