Урок "Парные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок посвящен знакомству с парными согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 61.2 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова»

Цель: формировать умения УУД: ставить перед собой задачу при написании слов определять пути решения в соответствии с правилом.                   

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;
  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;
  • уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;
  • карточки с заданиями;
  • планшеты
  • карточки для самооценки.

1. Мотивация на учебную деятельность

-Возьмите друг друга за руки.

-Постарайтесь передать тепло своих рук своему товарищу, чтобы если сейчас он волнуется, переживает, - успокоился, понял, что рядом  его друг, готовый всегда прийти на помощь.

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас  ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. 
Дети лицом к гостям.
– Мы рады приветствовать вас в классе.
– Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.
– Пусть будет уютно и очень легко
– Поручено нам вас сегодня встречать
– Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться. Что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Прежде чем нам перейти к  теме урока, я прошу вас по рисунку узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

 Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. 5 баллов- это максимальное количество баллов за урок.

2.Актуализация знаний

- Да, без труда не выловишь даже рыбки из пруда. Если на уроке мы приложим старание, будем терпеливыми и трудолюбивыми у нас есть шанс поймать рыбку. Наша рыбка живет в пруду. В пути нас ожидает много интересных встреч. Итак, в путь!

- На пруду живет очень много лягушек, давайте вспомним про них дразнилку.

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят!

- А вот и первая встреча. Ребята, Нюша и Крош  играют в школу.

Нюша.  Крош, назови предметы, изображенные на этих картинках.

Крош. Шоколад,  пирог, арбуз

П. Молодец, Крош, а теперь скажи: на какие звуки заканчиваются эти слова?

В. На согласные, конечно.

П. А на какие – звонкие или глухие?

В. задумывается.

- Ребята, давайте поможем Крошу определить, какие это звуки.

-Произнесем слова, назовем в каждом слове последний звук и обозначим его на схеме.

Дети хором называют слова, повторяют последний звук, обозначают его на схеме:

        арбу

        шокола

        пиро

В. Ого, как интересно!

-Ребята, а что интересного заметил Крош? ( Во всех словах на конце слышим глухой согласный)

-А почему слышатся глухие согласные звуки? (Парные  звонкие согласные звуки в конце слов заменяются парными глухими – оглушаются)

Н. А теперь, Крош, объясни, какие буквы ты напишешь на месте этих звуков?

К. Проще ничего нет. В слове "шоколад" напишу букву "т", в слове "арбуз"- "с", в слове "пирог"- "к"

Н. Нет, Крош, тут что – то не то, вот я точно знаю, что в слове "шоколад" на конце надо писать букву "д", сама на фантике читала.

-   Задумались Нюша и Крош, а как объяснить, не знают.

-Поможем Нюше и Крошу?

- Какая возникла проблема?

(- Какую букву парного согласного писать на конце слова?)

3.Формулирование темы урока и постановка цели урока

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? («Парные согласные на конце слова»)

- Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной на конце слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться подбирать проверочные слова).

Что мы должны очень хорошо знать по теме «Парные согласные на конце слова»? (Парные согласные)

Минутка чистописания

Напишите  эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).

Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).

Оцените свою работу.

Зачем нужно знать парные согласные? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где                                         надо проверять?
Как

- В слове пирог  пишем «ге», потому что есть однокоренное слово пироги .

- Докажите правильность написания парных согласных в других словах.

- Как называются слова - доказательства.

- Проверочные.

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

- Проверяемые.

- Посмотрите внимательно  дайте определение, какие слова называются проверочными?

- Слова, в которых после согласных стоят гласные, называются проверочными.

- Что в этих словах надо проверять? (парный согласный)На доску вывешиваю Б-П, Д-Т, Г-К

- Где в слове находится эта буква? (на конце слова)

- Как подобрать проверочное слово?

Предлагаю вам восстановить правило. Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.

КАРТОЧКА

Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.

- Зачитайте правило своему соседу. Постройте домик у кого ответы совпадают.

Проверьте по образцу, насколько точно вы смогли восстановить правило. Оцените  работу своего соседа в картах урока.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Продолжаем наше путешествие. Нас встречает Совунья.

C:\Users\Оля\Downloads\images (3).jpg- Сегодня я непросто Совунья, а Совунья-Загадунья. Попробуйте отгадать загадки.

- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый напишет слово на планшете, букву парного согласного на конце подчеркнуть.

Этот зверь тебе знаком –

 Ест мышей, пьет молоко.

 Но на кошку не похож,

 Весь в колючках длинных... (еж).

Он ходит голову задрав,

 Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он... (жираф).

Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (Арбуз)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (гриб)

Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …
(Дрозд)


Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зеленая (пруд)

- Совунье понравились ваши ответы. Она дарит вам «помогалочку», чтобы быстрее подбирать проверочные слова.

Ласково (слово можно изменить, чтобы звучало ласково).

Много (изменить количество и станет много).

Нет (добавить “нет” - изменить форму слова).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Работа в группах.

C:\Users\Оля\Downloads\images (1).jpg

- Дорогие мои ребятишки,

А в зоопарк не хотите ли?

(Дети получают карточки-пазлы с проверяемым словом и с проверочным, если проверочное слово подобрано верно – получится картинка животного)

МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ (порода онагадори, разводят в Японии, длина хвоста до 10м), ВОРОБЕЙ

- Что объединяет эти слова?

-  Правильно, это слова с непроверяемым написанием. Каждая группа составит предложение со своим словом и запишет его в тетрадь.

Работа в парах

- Ребята мы знаем , что Нюша очень хозяйственная девочка. Она сегодня наводит порядок в домике.  Поможем Нюше убрать лишние вещи, и расставим все на свои места. Найдите в карте урока задание №3.

КАРТОЧКА

  • Вычеркните слова, где нет орфограммы «Парная согласные на конце слова». Слова на изучаемое правило запишите в тетрадь, орфограмму подчеркнуть

( Сон, тетрадь, корень, утюг, двор, шкаф , комод, шарф, карандаш, хлеб, щавель.)

- Сверьте свою работу с соседом. Постройте домик, если ваши работы совпали. Проверьте по эталону. Оцените работу соседа в карте.

- Почему эти слова требуют проверки? (правило)

6.Самостоятельная работа.

 - Что-то мы ходим, ходим а пруда не видно, не заблудились ли мы?

Давайте спросим дорогу у Бараша. Бараш очень творческая личность, на наш вопрос он ответил в письменной форме. (Зачитываю).  Посмотрите в карту урока, задание №4. Текст у вас у всех один, но задания разные. Прочитайте и выполните.

C:\Users\Оля\Downloads\images.jpg

Дорогой, дру.(к,г)! Иди через ле.(з,с). Под ёлкой живет ё(ж,ш).
За лесом пру(д,т). Через него мос.(д,т). В воде плавает много ры(п,б).
(Дети получают разноуровневые карточки)

I уровень

Дорогой, дру.(к,г)! Иди через ле.(з,с). Под ёлкой живет ё(ж,ш).
За лесом пру(д,т). Через него мос.(д,т). В воде плавает много ры(п,б).

II уровень

Дорогой, дру…! Иди через ле…. Под ёлкой живет ё….
За лесом пру…. Через него мос…. В воде плавает много ры….

III уровень

Дорогой, друк! Иди через лес. Подёлкой жевет ёш.
За лесом прут. Через него мосд. В ваде плавает много рып. (7)

Проверка по эталону.

- Оцените свою работу.

7.Рефлексия.
Вот мы и добрались до пруда, но рыбки не видно. Она появится как только узнает, чему вы научились на уроке и ваше настроение.

- Что надо проверять?

- Где надо проверять?

- Как надо проверять? (ПРАВИЛО)

- Встаньте, кто набрал 5 баллов. (аплодисменты) Кто 4 балла. (аплодисменты)

- А теперь хочется узнать ваше мнение об уроке. ЕСЛИ

  • Было интересно и легко  проголосуйте желтой ладошкой
  • Были затруднения, неинтересно - голубой ладошкой

Вот и рыбка, это символ наших знаний и умений, полученных на уроке благодаря нашим стараниям и трудолюбию.

8. Д/З.    - Закончилось наше путешествие. Но мы ещё будем тренироваться и все научимся безошибочно писать парные согласные на конце слова.
-Мне понравилось, как вы работали. Все были активными. Молодцы! Благодарю всех за урок.

Чтобы вы дома вспомнили  об уроке и поделились впечатлениями со своими близкими,  Смешарики дарят вам свои фотографии. На обратной стороне фотографии текст, с домашним заданием.

КАРТОЧКА

Прочитайте предложения, записанные на карточках найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите правильно эти слова в тетрадь, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

        Уже потемнел снек.

        На реке треснул лёт.

        Растаял снежный сугроп.

        Морос не щиплет за ноз.

        Это наступила весна.             

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

              Главная цель моего урока - способствовать получению знаний учащихся в правописании   слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами. Этого я старалась добиваться на протяжении всего урока. Мой урок – урок – практикум. Он построен на знаниях учащихся, полученных ранее на предыдущих уроках. Дети практически сами добывали знания. Я считаю, что дидактические и воспитательные цели были решены. Работа велась на доступном учащимся научном уровне. Большая часть урока проходила на высоком эмоциональном  подъёме.

              Главным методом обучения был выбран проблемно – поисковый метод. Наряду с этим методом так же были выбраны творческий, исследовательский, сотрудничество учителя и учащихся. Деятельность учащихся носит развивающий характер. Я старалась создать условия для эмоциональной открытости учеников. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.

             Формы организации учебного процесса можно охарактеризовать следующим образом: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

На уроке было отведено время для самостоятельной работы учащихся, которая носила дифференцированный характер, присутствовала планомерная обратная связь. Высокая работоспособность школьников в течение урока обеспечивалась за счёт выбранной структуры урока, отбора дидактического материала, за счёт разнообразия форм работы. Урок был проведен с использованием ИКТ.

        Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям.  Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.

   На уроке использовала момент, предупреждающий перегрузку детей. Дети сами сформулировали итог урока. В конце урока провела рефлексию. Выяснилось, что у детей класса преобладает положительное отношение к учению. Материал урока усвоен всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.

На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...