"Синонимы и антонимы",
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Открытые уроки в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-g_konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
Тема урока: «Синонимы и антонимы».
Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятий синонимы и антонимы, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;
Познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; научаться подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в речи; делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи; анализировать пословицы;
Коммуникативные – определять общую цель и пути её достижения, осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф.Климановой и др., ТПО; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс Л.Ф.Климановой и др., слайды с заданиями, проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много,
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
2.Актуализация знаний.
Чистописание.
На доске заготовка к минутке чистописания: заглавная и строчная буквы Оо, предложение «Опрятный человек всегда чистый, аккуратный, чистоплотный»
(дети записывают буквы и предложение)
-Что можно сказать о значении слов в предложении?
- Как называются такие слова?
-Что такое синонимы?
Проверка домашнего задания. (ТПО № 98-100) Назовите синонимы. Сделайте вывод.
3. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации.
-- Прочитайте пословицы и подумайте какие слова пропущены. (Слайд 1)
Доброе слово лечит, а ______ калечит.
Платье хорошо новое, а друг _______.
Осенью дни ненастные, а весной ______.
-- Какие слова нужно вставить?
-- Как они называются? Почему? К какой части речи принадлежат?
-- Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них антонимы и подчеркните.
Объясните смысл данных пословиц. Найдите орфограммы, объясните их написание.
--Догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке. ( Будем учиться подбирать антонимы к предложенным словам)
4. Проработка содержания темы.
Просмотр анимации с CD диска. Формулировка понятия синонима и антонима с помощью сообщения профессора Самоварова.
Выполнение упражнения с CD диска (К словам в левом столбике подберите антонимы из правого, соединив их стрелочками, определите части речи)
Работа по учебнику: упражнение № 121(устно) Обобщение знаний об антонимах.
-- Прочитайте «Узелки на память»
5. Физминутка
Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…( низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…( близко).
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты… (смельчак).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай:…( конец).
6. Работа по теме урока. Организация деятельности по применению знаний
Игра «Волшебные превращения» (ТПО № 107)
--Работаем парами. Выполните задание и прочитайте новый текст.
-- Какой текст вам больше нравится :данный в учебнике или новый?
-- Почему?
Работа по учебнику: упражнение № 122 (с.76)
-- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
(1. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь. 2. Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
Выборочное списывание.
1 ряд – выпишите пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком.
2 ряд – выпишите пословицу, в которой два предлога.
3 ряд – выпишите пословицу, в которой два имени прилагательного.
Работа по учебнику: упражнение № 123 (с.77)
- Какими способами можно объяснить значение слова?
Работа в парах:
- Объясните разными способами значения слов «грустный – весёлый», «трусливый – отважный».
Упражнение на экране ( слайд № 2)
Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас:
Широкий -…
Твёрдый -…
Старый — …
Скучный — …
Бесполезный — …
Неряшливый — …
( Узкий Мягкий Новый Интересный Ценный Аккуратный)
7.Самостоятельная работа.
Работа по учебнику: упражнение № 124 (с.77)
--Самостоятельно подобрать антонимы и записать в тетрадь.
8. Подведение итога урока
- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.
- Слова каких частей речи могут быть антонимами? Приведите примеры.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
9. Рефлексия.
--Что понравилось?
-- Что не понравилось?
-- Что особенно запомнилось?
10. Домашнее задание: ТПО №106
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Урок русског языка "Синонимы и антонимы"
3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов
Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах (...
Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы
В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал. Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...