"Синонимы и антонимы",
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Открытые уроки в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-g_konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу,  условия для использования понятий синонимы и антонимы, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректировать деятельность, устранять ошибки, вносить изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;  научаться подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в речи; делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи; анализировать пословицы;

Коммуникативные – определять общую цель и пути её достижения, осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф.Климановой и др., ТПО; электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс Л.Ф.Климановой и др., слайды с заданиями, проектор, экран, компьютер.

Ход  урока.

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

                   Нас сегодня ждет дорога,

                    И узнать нам надо много,

                    Так возьмемся, ребята,

                      Скорей за работу!

  2.Актуализация знаний.

Чистописание.

На доске заготовка к минутке чистописания: заглавная и строчная буквы Оо, предложение «Опрятный человек всегда чистый, аккуратный, чистоплотный»

(дети записывают буквы и предложение)

-Что можно сказать о значении слов в предложении?

- Как называются такие слова?

-Что такое синонимы?

Проверка домашнего задания. (ТПО № 98-100) Назовите синонимы. Сделайте вывод.

 3. Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации.

-- Прочитайте пословицы и подумайте какие слова пропущены. (Слайд 1)

Доброе слово лечит, а ______ калечит.

Платье хорошо новое, а друг _______.

Осенью дни ненастные, а весной ______.

-- Какие слова нужно вставить?

-- Как они называются? Почему? К какой части речи принадлежат?

-- Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них антонимы и подчеркните.

  Объясните смысл данных пословиц. Найдите орфограммы, объясните их написание.

--Догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке. ( Будем учиться подбирать  антонимы к предложенным словам) 

 4. Проработка содержания темы.

 Просмотр анимации с CD диска. Формулировка понятия синонима и антонима с помощью сообщения профессора Самоварова.

Выполнение упражнения с CD диска (К словам в левом столбике подберите антонимы из правого, соединив их стрелочками, определите  части речи)

Работа по учебнику: упражнение № 121(устно) Обобщение знаний об антонимах.

-- Прочитайте «Узелки на память»

 5. Физминутка

 Давайте поиграем:
Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь…( низко), 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь…( близко). 
Скажу тебе я слово трус. 
Ответишь ты… (смельчак). 
Теперь начало я скажу, 
Ну, отвечай:…( конец). 

6. Работа по теме урока. Организация деятельности по применению знаний

Игра «Волшебные превращения» (ТПО № 107)

--Работаем парами. Выполните задание и прочитайте новый текст.

-- Какой текст вам больше нравится :данный в учебнике или новый?

-- Почему?

Работа по учебнику: упражнение № 122 (с.76)

-- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

(1. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь. 2. Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

Выборочное списывание.

1 ряд – выпишите пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком.

2 ряд – выпишите пословицу, в которой два предлога.

3 ряд – выпишите пословицу, в которой два имени прилагательного.

Работа по учебнику: упражнение № 123 (с.77)

- Какими способами можно объяснить значение слова?

Работа в парах:

- Объясните разными способами значения слов  «грустный – весёлый», «трусливый – отважный».

Упражнение на экране ( слайд № 2)

 Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас: 

Широкий -…

 Твёрдый -… 

Старый — …

 Скучный — … 

Бесполезный — … 

Неряшливый — …

( Узкий Мягкий Новый Интересный Ценный Аккуратный)

7.Самостоятельная работа.

Работа по учебнику: упражнение № 124 (с.77)

 --Самостоятельно подобрать антонимы и записать в тетрадь.

8. Подведение итога урока

- Какие слова называются антонимами? Приведите примеры.

- Слова каких частей речи могут быть антонимами? Приведите примеры.

Вот и кончился урок,

 Он пошёл, надеюсь, впрок.

9. Рефлексия.

--Что понравилось?

-- Что не понравилось?

-- Что особенно запомнилось?

10. Домашнее задание: ТПО №106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

Урок русског языка "Синонимы и антонимы"

3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал.   Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...