Повторяем словообразование.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Повторить с обучающимися понятия "состав слова", формировать понятие "способы словообразования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_13_povtoryaem_slovoobrazovanie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 13.
Тема урока: «Повторяем словообразование» (учебник с. 27)
Речевая тема: «Времена года. Краски весны»
Цель:
- создать благоприятные условия для повторения понятия состава слова;
- создать условия для формирования понятий способов словообразования;
- учить правильно формулировать выводы по теме урока;
- обогащать активный словарный запас детей;
- создать условия для развития речи, памяти, умения рассуждать, доказывать, делать выводы
- создать условия для развития коммуникативной компетенции младшего школьника;
- учить логически правильно строить предложения по заданной теме;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, интерес к родному языку, любовь к природе.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок!
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол.
Начинаем разговор!
- Приветствие.
- Настрой учащихся на работу.
- Проверка организации рабочего места.
- Постановка цели и задач урока.
- Запись числа.
- Я предлагаю провести наш урок необычно, в форме игры под названием «Банк». Что такое банк? Банк выполняет три основные задачи: 1) накопление ценностей; 2) их удачное использование; 3) получение результата, то есть пользы, прибыли от этого.
Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги. Вот, например, что накапливаем мы с вами? (знания)
- А можно ли использовать знания? А получить при этом результат?
- Этим мы сегодня и займёмся.
Минутка чистописания.
На доске: л…сной, л…сник, прос…ка, л…совик
- Какая буква пропущена? Почему? Какое слово лишнее? Почему? Что оно обозначает?
- Как можно назвать остальные слова? (однокоренные) почему? Какие слова мы называем однокоренными? Выделите корень в словах?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарная работа.
- Запишите одним словом:
1. Подземная электрическая дорога.
2. Человек, совершающий полёты в космос.
3. Коллективная поездка или поход в музей, в лес.
4. Аппарат для передачи звуков на расстоянии по проводам.
5. Время года, когда тает снег.
- А теперь - проверка. Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки, если они есть.
Слова записаны на доске:
метро, космонавт, экскурсия, телефон, весна,
хлеб, вода, дом, дерево
- Прочитаем хором слова, выделяя интонацией их написание.
- Сравните слова в этих двух строчках. Какие из слов появились раньше? Почему?
- Как и почему появляются новые слова?
- Да, всё правильно, с появлением в нашей жизни новых предметов, появляются новые слова.
(показ детям картинок, с изображением данных предметов)
Изучение нового материала.
- Работа по учебнику с. 27 Работа с рубрикой «Вспомни материал»
- Вспомним, из каких частей состоит слово? Для чего служат эти части?
- Дополним ответ:
Новые слова можно образовать при помощи…(приставки, суффикса, приставки и суффикса, сложения двух корней)
- Подтвердим свой ответ примерами (учебник с. 27)
- Вспомним, как называются эти способы словообразования.
- Работа в парах.
- Прежде чем приступить к работе в парах, давайте вспомним что такое «лексическое значение слова»? (то, что можно рассказать о слове)
- Можно ли по значению, определить, о каком слове идёт речь?
- Выполните упражнение 1 в парах, по образцу. Устно объясните друг другу, что вы знаете об этих словах.
- Проверим, правильно ли вы объяснили друг другу лексическое значение слов?
- Самостоятельная работа. Упражнение 2
- Прочитайте задание к упражнению 2.
- Кирилл тоже работал со словами, объяснял их значение, но, по-моему, допустил ошибки. Помогите мальчику их исправить.
- Назовём слова, в которых мальчик правильно определил лексическое значение.
- В каких словах ошибки? (конфетница, орешник, лесник, ягодник). Дайте правильное объяснение слов.
- Как вы думаете, нужно ли знать лексическое значение слов? Зачем?
Физминутка.
Пальчиковая гимнастика
- Ещё раз прочитаем словарные слова, записанные на доске, в первой строчке?
- Какое из слов лишнее? Почему? (весна)
- Все остальные слова в русском языке называют неологизмы.
- У каждого из вас на парте множество картинок и рисунков о временах года.
- Выберите картинки о весне. Расскажите, почему вы выбрали именно их?
- Составим по картинкам несколько предложений о весне (устно)
- Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
- А сейчас мы с вами совершим путешествие, путешествие в прошлое.
(самостоятельное чтение, пересказ)
- С каким словом познакомились? Что можете рассказать о слове «ладонь».
- Запишем это слово в словарик.
- Дифференцированная работа.
(индивидуальное задание)
- Каждый из вас получит индивидуальное задание на карточке. Из слов составьте предложение. Кто первый справится, тот поднимает руку.
- О каком времени года эти предложения? Составим из получившихся предложений текст, запишем его комментированно.
1) земля, зимнего, пробудилась, от, сна
2) проталинке, появился, на, подснежник, первый
3) у, цветут, лесного, ландыши, оврага
4) по, весело, проглядывают, первые, цветы, сторонам
- Комментированное письмо.
- Фронтальная работа с. 28 упр. 4
- Прочитайте текст. О ком он?
- А сейчас послушайте, рассказ о медведе? (сообщение ученика)
- Покажите рисунки, которые вы нарисовали к уроку? Каждый расскажите о своём медвежонке. Каким вы его нарисовали.
- Как ведёт себя медведь, с приходом весны?
- Выпишем выделенные слова.
косолапый лежебоку
- Объясним значение данных слов.
- Какой способ образования помог нам получить данные слова? (сложение)
- Почему лентяев называют лежебоками?
Домашнее задание.
с. 28 упражнение №3 (чтение задания к упражнению)
Итог урока. Рефлексия.
1. Работа со схемой «Что нового я узнал?»
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Как вы думаете, пополнили ли мы с вами наш «банк» знаний?
- А какими знаниями?
- Что нового узнали о слове?
- Какие новые слова узнали?
- Что такое лексическое значение слова?
2. Рефлексия.
- Перед каждым из вас лежит рисунок дерева, раскрасьте это дерево цветами весны.
- А какие цвета у весны!
(звучит музыка, голоса леса)
- Если ваше настроение хорошее, и вы много узнали нового, пополнили банк новыми знаниями, используйте яркие цвета весны.
- Если урок не порадовал вас, раскрасьте дерево тёмными цветами.
3. Оценивание работы учащихся учителем. Выставление оценок.
- Урок окончен! Всем спасибо за работу и внимание!
4 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"
Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....
Словообразование
Статья из опыта работы...
Словообразование. КАК РАСТУТ СЛОВА.
Исследование языковых явленийв процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.-----------------------------------------------------------------------------...
ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Повторяем фонетику и словообраЗование...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию»....
Повторяем фонетику и словообразование 4 класс
Презентация урока русского языка в 4 классе по теме: "Повторяем фонетику и словообразование" к УМК "Начальная школа 21 века"...
Повторяем фонетику и словообразование
4 класс русский язык программа "Начальная школа 21 века"...