Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Обучение звуковому анализу слов начинается на занятиях по подготовке детей к изучению основ грамоты еще в старшем дошкольном возрасте. Задача этих занятий – обеспечить ребятам равные стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokakh_obucheniya_gramote.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
Учитель Михеева Тамара Алексеевна
Обучение звуковому анализу слов начинается на занятиях по подготовке детей к изучению основ грамоты еще в старшем дошкольном возрасте. Задача этих занятий – обеспечить ребятам равные стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе.
На уроках обучения грамоте большая роль отводится звуковому анализу слова: умению различать гласные и согласные звуки, ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова к предложенным моделям.
В процессе этой работы особое внимание учитель должен уделить дидактическим играм, так как их основная цель – обучающая. В ходе такой игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, а игровая ситуация или персонаж помогает ему в этом.
Очень важно, чтобы каждая игра имела основные структурные элементы и был подведен ее результат ( итог).
Приведу примеры игр для первоклассников, которые я использую на уроках обучения грамоте.
Игра 1. Поезд – слово.
Цель: Научить детей составлять слова из заданных букв.
Оборудование: стилизованные картинки с изображением вагончиков поезда, в центре каждого вагончика – буква.
Детям предлагается добавить к паровозу вагончики так, чтобы можно было прочитать слово.
Игра 2. Найди свой дом.
Цель: Научить детей соотносить первые звуки в словах с изображениями букв.
Развитие зрительно-моторной координации у детей.
Оборудование: предметные картинки по числу участников игры. Стилизованные картинки с изображением домиков, в центре каждого дома – буква.
Участникам предлагается картинка с предметом. Учитель просит назвать первый звук этого слова. По сигналу дети занимают места рядом с домиком, на котором изображена нужная буква.
Игра 3. Перейди через речку.
Цель: Научить детей находить заданный звук в слове.
Развитие двигательной активности.
Оборудование: Полоса синей ткани или бумаги ( речка). Модели печатных букв ( мостики).
Дети располагаются на одном берегу реки. Чтобы перейти через речку по мостику нужно придумать слово, в котором есть такая буква. Если ребенок сам затрудняется выполнить задание, учитель может предложить помощь в виде загадки или описания предмета с данной буквой.
Игра 4. Запрещенное слово.
Цель: развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Ход игры: Детям предлагается встать у своего места. Учитель называет ( четко произнося ) « запрещенное» слово.
Взрослый перечисляет слова, близкие по звучанию с « запрещенным». ( лягушка, подушка, квакушка, сушка, кружка и т.д.) . При произнесении учителем нужного слова, ребенок должен сесть на место. Игра повторяется несколько раз с разным набором слов.
Игра 5. Бусы.
Цель: Научить детей подбирать слова разного звукового состава и соотносить их со звуковыми схемами.
Оборудование: Звуковые схемы слов ( отдельные звуки, слоги-слияния), шнурок или веревочка ( можно прикрепить ее к доске).
Ход игры: Учитель показывает детям предмет и предлагает составить схему этого слова из « бусинок», одевая их на нитку.
Игра 6. Всему свое место.
Цель: потренировать детей в определении места данного звука в слове.
Оборудование. Коробки с прорезями. Предметные картинки.
Ход игры: Учитель раздает детям картинки и предлагает определить место данного звука в слове. Опустить картинку нужно в определенную прорезь коробку ( начало, середина, конец).
Итогом игры становится выставка картинок, попавших в одну прорезь. Они могут быть объединены общей темой, тогда легко найти ошибку.
Игра 7. Дорисуй букву.
Цель: Закрепление зрительных образов букв, развитие пространственного воображения.
Оборудование: Листы с изображением печатных или письменных букв. ( изображения должны быть незавершенными).
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть рисунки, узнать и дорисовать букву. Можно предложить придумать слова из составленных букв.
Предложенный материал я использую в первом классе на уроках обучения грамоте и письма, но он может использоваться и во внеклассных занятиях с логопедом или воспитателем группы продленного дня.
Такие игры помогают ребенку сознательно оперировать звуковой стороной языка, его элементами. От четких и устойчивых представлений о звуковом составе слова часто зависит успех обучения чтению и письму, следовательно усвоение программы первого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....
Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.
Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста....
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
ИГРЫ на уроках обучения грамоте...