К урокам по развитию речи
статья по русскому языку (3 класс) на тему
В данной работе рассматриваются некотрые виды работ работы над предложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_urokam_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Основой любой творческой работы над синтаксическим материалом должно быть сознание единства семантики и синтаксиса, умение видеть за абстрактными синтаксическими структурами конкретное значение. Учитель при этом должен раскрыть тесную связь между языковой формой и внеязыковым содержанием. Только через понимание этой связи ученик придет к пониманию языка как системы и к пониманию уникальности родного языка.
На уроках русского языка я часто используют такие задания:
- деление сплошного текста на предложения
- распространение предложений и составление предложения на заданную тему, с определенным предметом речи
- восстановление деформированного предложения
- редактирование (исправление ошибок в выделении границ предложения) и т. д.
Деление сплошного текста на предложения (вычленение предложений из потока речи) - это упражнение позволяет работать над основными признаками данной синтаксической единицы и над интонацией. Интонация конца предложения не только сообщает цель говорящего (сообщить, спросить, потребовать), но и то, что данное высказывание закончено и представляет собой особую смысловую единицу. Умение вычленить из речевого потока его элементы – законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения)- лежит в основе умения строить логически правильную речь. Для отработки этого умения использую известный в практике графический диктант, при котором дети, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику.
Редактирование - восстановление правильных границ предложения - это полезное упражнение для отработки умения устанавливать границы предложений и правильно обозначать их на письме. Чаще всего дети, допускающие ошибки на установление границ предложения, имеют недостаточно развитый слух. Важно упражнять их в сопоставлении интонации, самим произнося фрагменты с интонацией, отражающей правильно и неправильно обозначенные границы предложений. Можно детям предложить и тексты с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы и произнести их с соответствующей интонацией, а также попробовать заменить повествовательную интонацию побудительной.
Конструирование предложений из отдельных слов – чаще всего используется в школьной практике. Однако, если деформированное предложение дать в составе контекста, хотя бы самого минимального: с предшествующим, предложением, обучающий эффект можно повысить. Полезно проводить и такую работу как сопоставления разных вариантов порядка слов. Критерием выбора лучшего варианта оказывается ясность, отчетливость развития мысли и эмоциональность её выражения.
Шире использовать контекст можно и в упражнениях по распространению предложений и по их составлению. Необходимо создать ученикам такие условия, при которых детям нужно «приспособить» свои предложения. В этом случае появится критерий оценки и выбора варианта - его соответствие заданным условиям.
Примеры заданий:
- составление предложений «Записки юного натуралиста» и т.д.
- составить предложения, которые могли быть продолжением данного предложения
- составить предложения по схемам
При выполнении такого рода заданий ученик приучается задумываться над смыслом, над выражаемом содержанием и учится поиску для выражения этого содержания адекватных языковых средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом
Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....
Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.
Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...
Разработка урока по развитию речи.
Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...