Урок русского языка в 4 классе «Роль частей речи в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: показать роль в предложении слов каждой части речи; закреплять представление о роли окончаний в выражении грамматических значений; развивать речь учащихся при составлении текстов, абстрактное мышление при работе с грамматическими понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_chastey_rechi_v_predlozhenii.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Роль частей речи в предложении»
Цели: показать роль в предложении слов каждой части речи; закреплять представление о роли окончаний в выражении грамматических значений; развивать речь учащихся при составлении текстов, абстрактное мышление при работе с грамматическими понятиями.
Формируемые УУД: п. — сравнение и классификация по существенному основанию; к. — умение устно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей и мнением одноклассников; р. — умения смотреть, видеть и понимать увиденное; л. — ориентация в экологической деятельности, в природной среде.
Оборудование: тесты для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
С. Есенин
— Подчеркните сложное слово и орфограмму в нем.
— Разберите первое предложение по членам.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
(Повест., невоскл., слож., сост. из двух частей.)
— Разберите по составу слово речные.
— Выполните разбор как части речи слов золотые, сетку, задрожало.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске или слайде записаны слова.)
— Прочитайте слова. Разделите их на группы по частям речи.
Сильный, шел, днем, замело, летним, холодным, дождь.
— По каким признакам вы определяли, к каким частям речи относятся слова: по общим или частным? (По общим.)
— Легко ли было определить часть речи? Почему? (Трудно. Слова находятся не в начальной форме.)
— Что надо сделать, чтобы легче было определить часть речи?
— Составьте предложение из этих слов. (Холодным летним днем шел сильный дождь.)
— Найдите главные члены предложения.
— Какими частями речи они выражены?
— Как можно определить часть речи в предложении?
— Давайте ответим на этот вопрос, выполнив задания профессора Самоварова.
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какими способами можно распознавать части речи. Вспомнить, какая форма является начальной для каждой части речи. Поупражняться в определении грамматических значений частей речи.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте диалог профессора Самоварова, Ани и Вани нас. 117.
— Что рассказали Ваня и Аня о том, как можно определить часть речи?
— Какие это грамматические значения: общие или частные? (Это общие грамматические значения.)
Упр. 208 (с. 117)
(Пропедевтическое ознакомление с новым критерием определения частей речи — их ролью в предложении.)
— Прочитайте предложения.
— Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как вы это сделаете?
— Определите взаимосвязь роли слова в предложении и его принадлежности к определенной части речи.
— Какую роль еще может играть имя существительное в предложении?
— Какова их основная роль в предложении? (Подлежащее.)
— Проверьте свои наблюдения по сообщению профессора Самоварова.
— С каким еще способом определения части речи вы познакомились?
Упр. 210 (с. 118)
(Развитие речи.)
— Рассмотрите рисунок.
— Составьте небольшой текст.
— Как вы озаглавите текст?
(Комментированное письмо. Записывается лучший текст с объяснением орфограмм, знаков препинания и выделением главных членов предложения.)
Уровень повышенной сложности
— Составьте по рисунку сложное предложение и предложение с однородными членами, запишите их на доске, разберите по членам.
(Один ученик работает на закрытой части доски.)
— Определите части речи в записанном тексте.
— По каким основным признакам выделяются части речи?
— Приведите примеры, основываясь на одном из предложений текста. (Например: Охотники наблюдали за медвежатами.)
— К какой части речи относится слово охотник?
— Как вы это определили? (Слово обозначает предмет, отве-чает на вопрос кто?, в предложении является подлежащим и т. п.)
(Проверка. Далее чтение текста рубрики «Узелки на память». Обобщение знаний о грамматических значениях частей речи.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий из рабочей тетради
Упр. 122 (с. 75)
— Как мы будем определять часть речи? (Изменим форму слова (преобразуем ее в начальную), поставим вопрос, определим, что обозначает слово.)
— Какая форма является начальной для имени существительного? (Форма именительного падежа, единственного числа.)
— Какая форма является начальной для имени прилагательного? (Форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода.)
— Какая форма является начальной для глагола? (Неопределенная форма.)
— Изменяются ли предлоги? (Нет.)
— Какую роль они играют в речи? (Они служат для связи слоя в предложении.)
(Комментированное письмо. Учащиеся образуют начальную форму части речи, записывают слово. При определении начальной формы глаголов требуется помощь учителя. Важно не изменять вид глаголов, это умение поможет в дальнейшем верно определить спряжения глаголов.)
Упр. 123 (с. 75-76)
(Работа в парах. Одна пара представляет результат исследования у доски. Коллективное обсуждение.)
— Согласны ли вы с результатами работы?
— Какая часть слова помогала определить грамматическое значение? (Окончание.)
— Приведите примеры. (Во множественном числе глаголы и имена существительные имеют окончание -и, имена прилагательные — окончание -ие. У глаголов в прошедшем времени суффикс -Л-.)
— Как можно определить часть речи по роли слова в предложении? (Во втором и в третьем предложениях главные члены шорьки пырялись, зелюки хрюкотали.)
VII. Рефлексия
(На данном этапе урока можно использовать КИМы ) Проверочный тест
1. Укажите лишнее слово.
1) прилагательное 3) существительное
2) глагол 4) сказуемое
2. Укажите, что не относится к грамматическим значениям имен существительных.
1) число 3)время
2) род 4)падеж
3. Укажите, что относится к грамматическому значению глагола.
1) падеж
2) обозначает признак предмета
3) время
4) неодушевленное
4. Укажите, какое слово является именем прилагательным.
1) домой 3) здание
2) большой 4) звездой
5. Укажите, какую роль в предложении выполняет имя прилагательное.
1) второстепенный член 3) подлежащее
2) сказуемое 4) служит для связи слов
(Взаимопроверка. Оценивание с помощью сигнальной ленты Светофор».)
VIII. Подведение итогов урока
— Может ли роль слова в предложении помочь определить, к какой части речи это слово относится?
— О какой особенности частей речи мы сегодня узнали?
— По каким трем признакам можно определить, к какой части речи относится слово?
— Может ли грамматическое значение выражать определенную мысль?
— С помощью каких частей слова чаще всего выражается грамматическое значение?
Домашнее задание
Учебник — упр. 209 (с. 118).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."
Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....
Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".
Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"
Конспект урока по теме "Части речи"...
Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи
УМК "Школа России" Повторение в конце учебного года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....
Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять форму глагола; закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...
Технологическая карта урока. Русский язык, 2 класс, тема : "Части речи".
Тема "Части речи", урок открытия новых знаний. УМК 2 "Школа России"....
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...