1.
2.
3. |
Вызов
Осмысление
Рефлексия. |
Организационный момент. Психологический настрой на восприятие стихотворения И Сурикова. Меsage о весеннем мартовском дне.
Сообщаю цели урока: -Сегодня мы будем писать сочинение-описание. Будем строить эту работу на материале пейзажа. -Что значит написать сочинение- описание?
Вы только что озвучили свои наблюдения о весеннем утре. Давайте послушаем, как говорит об этом русский поэт И. Суриков. Читаю стихотворение.
Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения П. Чайковского «Времена года»
Беседа о прослушанном фрагменте. -Сравните стихотворение И. Сурикова и музыку Чайковского.
Слово учителя об авторе картины И. Левитане. Рассматривание картины И Левитана «Март» -Каково общее впечатление от картины: грустное или радостное? -Какие чувства, желания рождает пейзаж? Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение. радость | | восторг | | волнение | удивление | | восхищение | | беспокойство | испуг | | грусть | | Интерес
|
-Каким одним словом можно выразить настроение, создаваемое картиной? Анализ картины. -Каков, по-вашему, замысел картины?
-Какой день изобразил художник? -Как вы догадались, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?
-По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
-Что вы можете сказать про цвет неба?
-Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?
-Какие тона преобладают – теплые или холодные?
Предлагаю задания на развитие творческого воображения -Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
-Что бы вы могли там услышать?
Детям раздаются стихи о весне русских поэтов. Самостоятельно читают их. -Подумайте, что общего между картиной и стихотворениями.
-Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?
2-й урок
-Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное). Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины. снег | | лес | березы | | лошадь | небо | | солнце |
Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. Словарная работа Снег | Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый. | Лес | Зеленый, темный, манящий. | Березы | Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные. | Лошадь | Рыжая, дремлющая, усталая. | Небо | Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое. | Солнце | Яркое, сияющее, ликующее. |
Составление плана сочинения О чем напишем в начале сочинения? Как художник показывает приближение весны? Какую роль играет цвет в картине? Какое впечатление производит картина? Речевая подготовка
Устное рассказывание по плану
Задание 1 Найти неточно употребляемое слово и заменить его. Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого. Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение). Художник показывает (передает) нам радость. Задание 2 Подбери синонимы к словам. Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор. Картина – полотно, репродукция. Блестит – искрится, сияет, сверкает. Поражает – удивляет, изумляет. Задание 3 Определите, в чем ошибка и исправьте ее. Солнечный свет отражается на снег (на снегу). Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры. И на радость всех (всем) набухают почки. Чистое весеннее небо радует глаза (глаз).
Орфографическая подготовка Обращаю внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение, цвет.
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.
Самостоятельная работа над сочинением
Подведение итогов урока. Зачитываю лучшие работы.
|
Учащиеся сообщают свои наблюдения за погодой, состоянием природы весенним утром.
Подводятся к выводу, что надо дать определение содержания картины, идеи, средств художественной выразительности и передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает. Анализируют: - какие чувства вызывает? - какую картину себе представили? - какие звуки услышали? - какая связь с действительностью?
Ответы детей.
Из данного списка слов дети выбирают соответствующие.
Радость, праздник
Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем. День теплый и солнечный. На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев, небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце. Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка. Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние. Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца. Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.
Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца. Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.
Весна – это пробуждение. Все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном и народном творчестве, поэзии, живописи, музыке. Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух. Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет. Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима. Обсуждение рисунков учащихся
Учащиеся выполняют работу в парах.
На картине изображена ранняя весна, природа в марте
Описывают картину.
Примерный план - Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.
- Цвет и настроение картины.
- Небо, солнце, воздух.
- Снег, деревья.
- Мое отношение к картине.
Работают в парах по карточкам.
Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, - на чистовике.
. |
Беседа
Мозговой штурм
Кубик
Беседа
Классификация
Наблюдение
Ассоциации
Сравнение
Ключевые термины
Синтез
Взаимообучение
Пересказ
Парная мозговая атака
Свободное письменное задание
|
3 (3)
5(8)
5(13)
2(15)
2(17)
1(18)
2(20)
3(23)
7(30)
3(33)
4(37)
3(40)
4(44)
1(45)
10
5(15)
7(22)
3(25)
1(26)
15(41)
4 (45)
|
|