Главные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комарова Валентина Ивановна

- упражнять в распознавании главных членов предложения;

- работать над развитием речи учащихся, творческих способностей;

- развивать орфографическую зоркость, внимание;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.odt28.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Главные члены предложения

Цель:  - упражнять в распознавании главных членов предложения;

            - работать над развитием речи учащихся, творческих способностей;

                  - развивать орфографическую зоркость, внимание;

                 

1.Организационный момент.

                  Проверь себя скорей, дружок,

                  Готов ли ты начать урок?

                  Все ль на месте,

                  Все ль в порядке:

                  Книжки, ручки и тетрадки.

2.Минутка чистописания.

  цель: развитие навыка каллиграфического письма.

        - Открываем тетради, записываем дату.

       - Объясните выражение:

    слайд   №2                 Если в семье есть старец, значит,

                                      в семье есть драгоценность.

       -Как его понимаете?

Воспитательный момент.

        Старец – мудрый, почтенный. Говорят обычно об уважаемом и почитаемом человеке.

 - Кого мы  можем назвать почтенными, мудрыми?

Людей, которые сражались на фронтах войны. Они уже постарели, многих нет, а тех, кто еще жив мы должны уважать и помогать им.

       -Напишем по образцу: слайд № 3    старец

      -Отметьте наиболее удачно написанное слово.

      -Составим словосочетания со словом старец.

            Мудрый старец      седоволосый старец          помог старцу        жил у старца

      -Что есть в каждом словосочетании? ( главное слово и зависимое)                  3.Орфографическая минутка.

         Вставим пропущенную букву в слове, объясним орфограмму.

Слайд № 4                  наро. (д)        вра. (г)       ж.(и)знь     ч.(у)ткий      ст.(е)на

- Какое слово лишнее?  ч.(у)ткий      

- Почему?

 вывод:  все – сущ., чуткий прилагательное

4.Развитие речи.

Мы записали слова. Что можно составить из слов? (предложение)

Используя данные слова составьте предложения.

Составим из слов предложение, запишем его

5.Комментированное письмо. 

Слайд №5                 Народ бережет свою землю.

Чем предложение отличается от слова?

вывод:  слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль

5.Сообщение темы, цели урока.

Тема нашего урока   Главные члены предложения

Проверим   - Что знаете о предложениях?

Слайд № 6  Проверь себя  «Верно ли высказывание?»

1.Предложение состоит из слов.                                +

2.Предложение  выражает законченную мысль.      +

3.Слова в предложении не связаны по смыслу.       –

4.При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.                                                 +

5.В предложении есть только второстепенные члены. -

6.Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. +

Слайд № 7

Проверим работу.  Сверим с доской.        + + - + - +

Оцените себя. Кто получил «5»  «4» ит.д.

Цель урока: мы должны вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое, уметь находить их в предложении.

6.Работа по теме урока.

Слайд №8

1)Дописать главные члены предложения.

   -  Без чего не может быть предложения?                (без главных членов)

   -  Назовите их.                                                            (подлежащее и сказуемое)

   -  Чем отличается один главный член от другого? (вопросом)

   -  Как найти главные члены предложения?             (по вопросам, по смыслу)

                        а)  Ярко светит весеннее…………                 (солнце)

                       б)  На деревьях …..  листочки.                       (распустились)

                       в)  Ребята помогают …….                             (ветеранам)

Комментированное письмо (слова дописываем на доске)

2)Подчеркнем в предложении подлежащее и сказуемое

  -Укажем, какой частью речи выражено подлежащее, сказуемое.

Вывод:      -Какие слова вставили?  

                  -Какими членами в предложении они являются?

                  -Как подчеркиваем подлежащее? Сказуемое?

Слайд № 9

А знаете ли вы? Известный русский ученый, основатель первого университета в России – Михаил Васильевич Ломоносов ввел названия членов предложения: подлежащее и сказуемое.

подлежащее и сказуемое  это -???   – грамматическая основа.

-В нашу работу прокрались ошибки, они перепутали слова в предложениях, нам нужно предложения восстановить.

 2)Составим  из слов предложения. Слайд № 10

-Внимательно посмотрите на группы слов и скажите…

-Сколько здесь предложений? (одно)

                         а)Ребята, село, вышли, за.

                        б)Варя, мяч, в.

                        в)Легко, съехал, с, горки.  

Запишем его в тетрадь.  

 Вывод: записали только одно предложение: Ребята вышли за село., потому, что в нем выражена законченная мысль.

-Можно ли добавить в группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним? (играет- сказуемое,

                     Иван – подлежащее.

7.Творческая работа.  (не карточках)

Исправьте ошибки:  

                                       Как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

         -Кто уже справился? проверяем

                                             Как ярко светит солнышко. Дети идут на пруд.

        -Назовите грамматическую основу в каждом предложении.

                                            Солнышко светит, дети идут.

8. Работа в парах.      Проверим, чему научились на уроке.

1)Найти и подчеркнуть главные члены предложения.  

    Стр. 245 упр.621 (2 предложения списать в тетрадь)

2)Составь предложения. Записать в тетрадь. Подчеркнуть главные члены предложения.

                                         Малыши, в, играют, саду.

3)Исправь ошибки. Над главными членами поставь крестик.

                                         Шторм к вечеру. Кончился весело запели. Птицы.

Проверяем:  сверим с доской

         1)            Небо затянулось тучами.    Дорожка заросла травой.  

          2)             Малыши играют в саду.

                              +        +        +        +

          3)            Шторм к вечеру кончился. Весело запел птицы.

Оцените работу.

Кто получил «5»  «4» ?

7.Итог урока

-Какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое)

-Какой частью речи выражено подлежащее?  Сказуемое?

-Как подчеркивается подлежащее? Сказуемое?

8.Д.З. стр. 243 упр.618

Списать, найти подлежащее и сказуемое.

2 класс  

Тема:  Синтаксис Обобщение

Цели:

  Систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис»;

развивать умение ставить знаки в конце предложений, находить словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому, определять главные и второстепенные члены предложения;

содействовать воспитанию

Ход урока.

  1. Орфографическая пятиминутка.

А) Суп, карась, избушка, глазки, бабушка, столб.  (на экране)

_ Что общего в этих словах? ( Имена существительные)

-  Какое слово лишнее? (Глазки – сущ. во мн. ч.)

Б) Алгоритм:

1 шаг

Произнеси слово. Есть ли в нём парные согласные на конце слова или перед глухим согласным?

Да: нужно проверять    нет: проверять не нужно

2шаг

Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.

Слышится звонкий     слышится глухой

3 шаг             Пиши букву  

      б, в, г, д, ж, з             п, ф, к, т, ш, с

В) Работа в «Игровых словариках».

  1. Работа над словосочетанием.

А) Составьте словосочетание со словом карась.

Б)  Повторение правила о словосочетании. Работа в парах.

В) Определите главное и зависимое слово:

жареный карась

суп из карася

Г) Взаимопроверка.  (на экране)

3. Словарная работа.

Найдите «пропавшее» слово, запишите его.      (на экране)

Назовите произведение и  автора:

Вдруг из маминой из спальни,  

кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

          (К. Чуковский)

Вместе весело шагать по просторам,

И, конечно, припевать лучше хором…

           (Матусовский)

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках…

  (Суриков)

Вставай! Иди! Гудок зовёт,

И мы приходим на завод.

  (В.В.Маяковский)

По фамилии Степанов

и по имени Степан

Из районных великанов

Самый главный великан.

     (С. Михалков).

 - Какие это предложения по цели высказывания?

Проверка. Сравните написание слов на экране:

Вдруг, весело, деревня, завод, фамилия.

 - На какие две группы можно разделить эти слова?

- Что общего у этих существительных?

  1. Работа над предложением.

Предложения по цели высказывания.

А) Составьте предложение:

1-й ряд – повествовательное;

2-й ряд – вопросительное;

3-й ряд – побудительное.

Б) Прочитайте эти предложения как восклицательное.

- Какие предложения называются восклицательными?

    В) Найдите побудительные предложения:

Перестаньте дразнить собаку!

Кто это так громко стучит в лесу?

Люблю грозу в начале мая !

Мойте фрукты и овощи перед едой.

На улице снег идёт.

Г) – Какие предложения называются побудительными?

Прочитайте, что может содержать побудительное предложение.

На экране:

Побудительное предложение:

Просьба, совет, призыв или приказ.

Д)  Прочитайте все предложения как восклицательные.

4. ФИЗМИНУТКА

5. Работа над предложением.

Знаки препинания в конце предложения.

А) Самостоятельная работа.

Разделите текст на предложения. Поставьте знаки в конце предложений: ( на экране)

 Какой свежий ветерок чья песенка слышится над степью давайте послушаем

Б) Взаимопроверка:

Какой свежий ветерок! Чья песенка слышится над степью? Давайте послушаем.

В) Назовите повествовательное, побудительное, вопросительное предложение. Докажите.

6. Работа над предложением.

Главные члены предложения.

А) Составьте предложение из данных слов, подчеркните главные члены предложения:

1 вариант

Солнце, за, жаркое, скрылось, деревьями.

2 вариант

По, колючий, бегает, ёжик, тропинке, лесной.

Б) Выпишите одно словосочетание.

I в.   Жаркое солнце скрылось за деревьями.

солнце (какое?) жаркое

скрылось (где?) за деревьями

II в.  По лесной тропинке бегает колючий ёжик.

ёжик (какой?) колючий

бегает (где?) по тропинке

7. Различие предложения и словосочетания.

А) Чем отличается предложение от словосочетания?

Повторение. Работа в парах.

Б) Найдите словосочетания, определите главное и зависимое слово:

а)  Листья на траве.

б  Бежит река.

в)  Осенний день.

г)  Медведь спит.

д)  Говорит быстро.

В) – Что можете сказать о предложениях? (Нераспространённые)

Г) Какие слова помогают уточнить смысл предложения, украсить его?

Д) Составьте предложения с второстепенными членами предложения.

С горы бежит бурная река.

Бурый медведь зимой спит в берлоге.

8.Творческое задание.

А) Прочитайте предложения.

 Парашютисты опустились в центре стадиона.

 Вдруг послышались лёгкие шаги.

      Б) Из первого предложения выпишите сказуемое.      

      В) Из второго предложения выпишите прилагательное.

      Г) Придумайте имя существительное.

      Д) Допишите второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос на что?

Проверьте:

Опускаются лёгкие снежинки на землю.

9. Итог урока.

Кто доволен своей работой на уроке? Кто не совсем доволен? Кто не доволен и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Предложение: "Главные члены предложения", 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к теме "Главные члны предложения" в 3 классе, УМК "Гармония"....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн...

Предложение. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Урок русского языка во 2 классе с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК «Школа России»...