Урок русского языка в 3 классе с детьми с ЗПР
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в классе с детьми с ЗПР на тему "Роль имени прилагательного в предложении". Урок построен с учетом индивидуальных особенностей детей и их дефектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_s_detmi_s_zpr.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе с ЗПР на тему: Роль имени прилагательного в предложении»
Цель: Формирование понятия имени существительного как грамматической категории.
Задачи:
Образовательная
1. Познакомить учащихся с синтаксической ролью имени прилагательного в предложении.
2) Способствовать развитию аналитического мышления, самооценки.
Воспитательная
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
- Воспитание дружбы и взаимопомощи в классном коллективе.
Коррекционно-развивающая
Развивать речь, мышление, память.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: стандартный
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс», карточки с заданиями, м\м доска, муз. средства, таблицы для кластера, индивидуальные опорные схемы.
1.Организационный момент
- Повернитесь друг к другу и пожелайте хорошей работы на уроке.
Уточнение числа, месяца, времени года. Запись числа.
2. Целевая установка
- Сегодня на уроке мы выясним, какую роль играет имя прилагательное в предложении. Каждому раздаю листы самооценки, в которых вы будете оценивать себя за каждый этап урока.
Индивидуальная карта поурочного самоконтроля
Дата | Чистописание | Словарная работа | Знание правил | Работа с учебником | Работа на карточках | Оценка за урок |
3. Минута чистописания
- Отгадайте загадку. Что это?
Кто поляны красит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые витрины,
разукрасил все витрины? (зима)
- Пропишем буквы, из которых состоит слово «зима».
4. Словарная работа
- Назовите словарные слова, связанные с зимней темой. Записываем в тетрадь.
Мороз, иней, метель, рождество, север, коньки.
Дети читают слова, делят на слоги, ставят знак ударения, называют безударную гласную.
- Устно подберите к каждому слову подходящее по смыслу прилагательное. (крепкий, синий, снежная, православное, крайний, быстрые)
5. Работа над темой
а) Систематизация знаний об имени прилагательном
- Что мы знаем об именах прилагательных? (составляем кластер на доске)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА |
СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
МУЖСКОЙ РОД - КАКОЙ? ЖЕНСКИЙ РОД – КАКАЯ? СРЕДНИЙ РОД – КАКОЕ? | КАКИЕ? |
СКЛОНЯЮТСЯ
ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – (ЗАКРЫТО)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
б) Синтаксическая роль имени прилагательного
На экране м\м доски зимний пейзаж.
- Расскажите, какая зима была в этом году? Вам помогут вопросы, на которые вы будете отвечать:
1) Когда выпал снег? Какой?
2) В каком месяце стояли морозы? Какие?
3) Какой зимний день тебе больше всего запомнился и почему?
Записываем предложения в тетрадь и на доске.
В декабре выпал пушистый снег.
- Выполним синтаксический разбор. Подчеркните главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
- Найдите имя прилагательное в предложении (пушистый).
- К какому слову оно относится? (снег)
- Что определяет имя прилагательное? (имя существительное)
Имена прилагательные в предложении
чаще всего являются второстепенным
членом предложения – определением,
и подчеркиваются волнистой линией.
- Записываем в тетради второе предложение. Разбираем по членам предложения.
В январе стояли крепкие морозы.
- Повторяем правило еще раз. На третий вопрос отвечаем устно.
- Назовите имена прилагательные, которые вы использовали в предложении.
- Для чего нужны имена прилагательные?
- Что они определяют, какую часть речи?
- Чем они являются в предложении?
в) Завершение опорной схемы
- Ребята, давайте завершим опорную схему имени прилагательного. Возьмите на партах карточку со словом «определение» и доклейте в схему.
На доске в кластере открываем закрытое слово: определение. Еще раз проговариваем правило.
6. Физминутка
На экране м\м доски под музыку сменяются картинки с зимними видами спорта. Дети под музыку имитируют движения спортсменов.
7. Работа с учебником.
а)Чтение правила в учебнике с.171.
- Какая часть речи в предложении бывает определением?
- на какой вопрос отвечают определения?
- Что обозначает имя прилагательное?
б) Выполнение упражнения №552. Чтение текста из учебника.
- Чем отличаются эти два текста?
- Какой вам больше понравился и почему?
- Что так украшает предложения?
- Для чего нужны предложения в речи?
- Какую роль они играют в предложении?
- От какой части речи зависят?
Запишите эти предложения и подчеркните определения.
7. Применение нового правила
а) Работа в парах на карточках.
Карточка 1 Спишите. Определите род, число и падеж имен прилагательных. Подчеркните определение. Спит на льдине целый день толстый маленький тюлень. Зимнее солнце тускло греет. |
Карточка 2 Замените выделенные слова именами прилагательными. Подчеркните определение. Каникулы зимой, прогулки на лыжах, вечера в январе, метели из снега. |
Карточка 3 Придумайте и запишите 3 предложения с именами прилагательными на тему «Зима». Подчеркните определение. |
б) Мини – тест (на м\м доске)
Выберите верное утверждение:
В предложении имена прилагательные чаще всего бывают:
Имена прилагательные в предложении чаще всего бывают второстепенным членом предложения определением и подчеркиваются… |
8. Домашнее задание
9. Подведение итога урока.
Выставление оценок в индивидуальной карте поурочного самоконтроля.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания вам понравились?
- Какие задания у вас вызывали трудность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...