Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова;
пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Родственные слова»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова;
пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока:
1. Орг. момент (слайд - 1)
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
- Открываем тетради, …(Пальчиковая гимнастика), запись числа, классная работа.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный – пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы стряхнём
И писать уже начнём.
2. (Слайд - 2)
На доске написаны слова
-Посмотрите на слова.
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
вет..р
..сина
д..рога
л..пата
р..сунок
б..рёза
– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить - словарные слова)
3. Слайд - 3. Выход на тему (проверка) Самоанализ-светофор
1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
ооиеое ооиеое …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. (Корень.)
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)
4. Работа над темой. Слайд-4
- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
- О чем будем говорить сегодня на уроке?
(Что такое однокоренные(родственные) слова?)Слайд - 5
Послушайте стихотворение:
Слайд – 6. (Работа в парах в тетр. на печ. основе стр. 25 упр.51)
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.
Где слова родные (однокоренные)?
- Что нужно сделать?
-Найдите в каждой строчке только родственные (однокоренные) слова.
- Выписать выделенное слово и рядом с ним однокоренное.
- Проверка устная.
5. Задание на карточке (индивид.)
Карточка №1.
Найди лишнее слово (зачеркни)
- Вода, водяной, водить, водолаз
- Лиса, лист, лисёнок
- Лось, лоскут, лосёнок
Почему так считаете?
Проверка с доски (вместе) Слайд – 7.
6. Коллективное выполнение упражнения. (Слайд – 8).
– Назовите и выпишите однокоренные слова.
(Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень – очень интересно
Погулять в саду словесном!
– Почему вы так считаете?
– На какой вопрос отвечает каждое слово?
- Что оно обозначает?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили? (Слайд – 9)
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)
7. Проект уч-ся (рисунки с однокоренными словами) (Пустой слайд-10)
8. Первичное закрепление. (Развитие умения)
На листах Игра «Выбери пару». Гость Мальвина
Соединить пары однокоренных слов.
– На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (работа в группах)., 1 уч-ся на компьютере)
9. Слайд – 11.
-Являются ли эти слова однокоренными? Почему?
10. Слайд – 12.
- Разделите слова на группы.
Слайд – 13.
- Проверка.
11. Физминутка.
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
Слайд -14-25. (презентация физминутки для глаз)
12. Выявление однокоренных слов. Работа с учебником стр.62 упр.87
Слайд 26.
- Прочитайте, выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. (1 уч-ся работает у доски).
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и
стрижонком.
Разбежались кто куда,
Приведи-ка их сюда!
(НА доске – ЁЖ, ежиха, ежонок. Чиж, чижиха, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок.
Слайд – 27 – пустой.
Буратино.
Слайд - 28.
Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
Слайд – 29. Проверка
Слайд – 30.
Буратино.
Игра «Суета».
Больной, больница, большой.
Путь, дорога, путник.
Вода, река, водяной.
Часовщик, час, часть.
- Над чем мы работали на уроке?(Родственные слова9однокоренные, корень слова.
- Какие знания получили?
- Над чем ещё нужно поработать?
-Оцените свою работу.
Слайд - 31.
Домашнее задание.
Смайлики – самооценка. Жёлтый – «5», зелёный –«4», красный – «3».
Слайд – 32.
Урок окончен.
Слайд – 33.
Апплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...