Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Елизарова Ольга Степановна

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова;

пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Родственные слова»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова;

пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока:

1. Орг. момент (слайд - 1)

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

- Открываем тетради, …(Пальчиковая гимнастика), запись числа, классная работа.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем,

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

2. (Слайд - 2)

На доске написаны слова

-Посмотрите на слова.

– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?

вет..р  

 ..сина   

д..рога 

 л..пата   

р..сунок   

б..рёза

– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить - словарные слова)

3. Слайд - 3. Выход на тему (проверка) Самоанализ-светофор

 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
ооиеое     ооиеое   …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. 
(Корень.)
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

4. Работа над темой. Слайд-4

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

– Что мы называем корнем слова?
- О чем  будем говорить сегодня на уроке?

(Что такое однокоренные(родственные) слова?)Слайд - 5

Послушайте стихотворение:
 
Слайд – 6. (Работа в парах в  тетр. на печ. основе стр. 25 упр.51)


Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

- Что нужно сделать?

 -Найдите  в каждой строчке только родственные (однокоренные) слова.

- Выписать выделенное слово и рядом с ним однокоренное.

- Проверка устная.

5. Задание на карточке (индивид.)

Карточка №1.

Найди лишнее слово (зачеркни)

  • Вода, водяной, водить, водолаз
  • Лиса, лист, лисёнок
  • Лось, лоскут, лосёнок

Почему так считаете?

Проверка с доски (вместе) Слайд – 7.

6. Коллективное выполнение упражнения. (Слайд – 8).
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном!
– Почему вы так считаете?
– На какой вопрос отвечает каждое слово?

- Что оно обозначает?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
(Слайд – 9)
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

7. Проект уч-ся (рисунки с однокоренными словами) (Пустой слайд-10)

8. Первичное  закрепление. (Развитие умения)

На листах    Игра  «Выбери пару». Гость Мальвина
Соединить пары однокоренных слов.
– На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (работа в группах)., 1 уч-ся  на компьютере)

9. Слайд – 11.

-Являются ли эти слова однокоренными? Почему?

10. Слайд – 12.

- Разделите слова на группы.

 Слайд – 13.

- Проверка.

11. Физминутка.

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Слайд -14-25. (презентация физминутки для глаз)

12. Выявление однокоренных слов. Работа с учебником стр.62 упр.87

Слайд 26.

- Прочитайте, выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. (1 уч-ся работает у доски).

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

 

(НА доске – ЁЖ, ежиха, ежонок. Чиж, чижиха, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок.

Слайд – 27 – пустой.

Буратино.

  Слайд - 28.

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Слайд – 29. Проверка

Слайд – 30.

Буратино.

Игра «Суета».  

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

- Над чем мы работали на уроке?(Родственные слова9однокоренные, корень слова.

- Какие знания получили?

- Над чем ещё нужно поработать?

-Оцените свою работу.

Слайд - 31.

Домашнее задание.

 Смайлики – самооценка. Жёлтый – «5», зелёный –«4», красный – «3».

Слайд – 32.

Урок окончен.

Слайд – 33.

Апплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...