Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработку составила: Худанова Марина Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г.Грязи,
Липецкой области
Тема урока: Алфавит
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
Предметные
1) помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его
2 Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
- осознают необходимость знания алфавита
- умеют называть буквы в алфавитном порядке
- приобрели первый опыт обращения к словарям
- повышение активности и самостоятельности на уроке
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, группавая.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки ,счётные палочки, цветные карандаши, " веер" с буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости.
А гости- это всегда радость, это хорошее настроение.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
- У вас на партах лежат смайлики. Я хочу посмотреть , с каким настроением вы пришли на урок? Поднимите и покажите мне своё настроение.
Молодцы.!
Итог: У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)
А сейчас я вам загадаю загадку , а вы её должны отгадать.
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)
Ребята, а что же такое "Буквы"? ( Буквы - это знаки , для обозначения звуков)
А какие бывают звуки? ( гласные и согласные0
Нужно составить слово "Буквы" (1 ученик)
Звуковой анализ слова :
а) Обозначь ударение
б) Определи количество слогов ( Правило)
в) Сколько согласных? Гласных?
г) Назови согласные буквы. Какие это буквы? ( парные)
Назови их пары.
д) Назови гласные которые встретились в этом слове?
Где стоят они на ленте букв?( Это гласные , которые не смягчают согласные)
А сейчас мы с вами поиграем в игру “Конструирование букв”.
(Cлайд 3)
(О - П - Н - Е - Ь – Б)
- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.
-Уберите одну палочку так, чтобы получилась буква П
- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.
- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.
- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.
- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.
Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)
Ребята. Посмотрите внимательно на слайд..
Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)
И одновременно тема урока на доске " АЛФАВИТ"
- На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?
( Алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку)
А сейчас снова игра “Волшебные превращения”. Работа в парах.
(Cлайд 5)
- Вы изучили “Букварь” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.
На сначала вы должны разделиться на группы. В группе должны выбрать главного, ответственного. Я вам раздаю карточки. Вы должны вспомнить буквы, в состав которых входят овалы и дописать на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)
- Можно назвать эти буквы алфавитом?( Нет)
Почему нет? Что такое Алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
А сейчас откройте учебник на странице 100.
Знакомство со стихотворением Б. Заходера .
Чтение детьми. по четверостишию.
Обратите внимание , что крупным шрифтом выделен алфавит .
Проверьте по алфавиту , все ли буквы представлены в стихотворении.
(Нет букв Ё, Й, Ъ, Ы, Ь)
А сейчас физминутка для глаз " Солнышко".
Закрепление знания последовательности букв русского алфавита.
(Cлайд 6)
- Ребята. Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.
- Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?
4. Открытие новых знаний.
Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)
- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.
Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.
А сейчас посмотрите на страницу учебника. Мы сегодня должны сделать ещё и небольшое открытие.
На доске напечатаны названия слов .
Нам помогут названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском.
( На доске учитель читает запись ) а- альфа а- аз
р- вита б- буки
АЛЬФАВИТ АЗБУКА
Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.
И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.
Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему? ( Потому что мы живём в России , в нашей стране много народов и т.д.)
Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.
Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит. Но для этого я буду показывать на экране слайды с определением , что такое алфавит. Если вы согласны - то хлопаете, а если нет - то топайте ногами.
(Слайды 11, 12, 13, 14)
Вывод 4: алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку.
(Cлайд 14)
Музыкальная физминутка " Солнышко"
Ребята. А как вы думаете : Хорошо ли уметь читать?( ответы ребят)
Послушайте стихотворение В. Берестова " Читалочка"
(Cлайд 16)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
6. Первичный контроль.
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)
- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.
Что вы сделали , чтобы расположить слова в алфавитном порядке?
Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.
- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)
- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?
Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.
7 Чтение и анализ пословиц о пользе чтения.
Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает, тот много знает.
Стихотворение С. Маршака.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”
8. Рефлексия.
И так ребята. Мы с вами выполнили большую и сложную работу. Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? На какой вопрос хотели найти ответ?
Продолжите моё предложение:
Сегодня я узнал.....
Было интересно....
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!!!
Оценить работу на уроке вам помогут наше солнышко и тучка.
- Если вам на уроке было всё понятно , вы правильно отвечали на вопросы , выполнили задания, то прикрепите к плакату СОЛНЫШКО, , а если у вас возникли трудности , что-то было непонятно - ТУЧКУ,
Вы все справились с заданием. У вас у всех хорошее настроение. И у меня настроение от вашей работе на уроке я тоже могу характеризовать СОЛНЫШКОМ !
Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавит в стихах
Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...