Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработку составила: Худанова Марина Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г.Грязи,
Липецкой области
Тема урока: Алфавит
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
Предметные
1) помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его
2 Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
- осознают необходимость знания алфавита
- умеют называть буквы в алфавитном порядке
- приобрели первый опыт обращения к словарям
- повышение активности и самостоятельности на уроке
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, группавая.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки ,счётные палочки, цветные карандаши, " веер" с буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости.
А гости- это всегда радость, это хорошее настроение.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают.
Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
- У вас на партах лежат смайлики. Я хочу посмотреть , с каким настроением вы пришли на урок? Поднимите и покажите мне своё настроение.
Молодцы.!
Итог: У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)
А сейчас я вам загадаю загадку , а вы её должны отгадать.
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)
Ребята, а что же такое "Буквы"? ( Буквы - это знаки , для обозначения звуков)
А какие бывают звуки? ( гласные и согласные0
Нужно составить слово "Буквы" (1 ученик)
Звуковой анализ слова :
а) Обозначь ударение
б) Определи количество слогов ( Правило)
в) Сколько согласных? Гласных?
г) Назови согласные буквы. Какие это буквы? ( парные)
Назови их пары.
д) Назови гласные которые встретились в этом слове?
Где стоят они на ленте букв?( Это гласные , которые не смягчают согласные)
А сейчас мы с вами поиграем в игру “Конструирование букв”.
(Cлайд 3)
(О - П - Н - Е - Ь – Б)
- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.
-Уберите одну палочку так, чтобы получилась буква П
- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.
- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.
- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.
- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.
Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)
Ребята. Посмотрите внимательно на слайд..
Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)
И одновременно тема урока на доске " АЛФАВИТ"
- На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?
( Алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку)
А сейчас снова игра “Волшебные превращения”. Работа в парах.
(Cлайд 5)
- Вы изучили “Букварь” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.
На сначала вы должны разделиться на группы. В группе должны выбрать главного, ответственного. Я вам раздаю карточки. Вы должны вспомнить буквы, в состав которых входят овалы и дописать на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)
- Можно назвать эти буквы алфавитом?( Нет)
Почему нет? Что такое Алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
А сейчас откройте учебник на странице 100.
Знакомство со стихотворением Б. Заходера .
Чтение детьми. по четверостишию.
Обратите внимание , что крупным шрифтом выделен алфавит .
Проверьте по алфавиту , все ли буквы представлены в стихотворении.
(Нет букв Ё, Й, Ъ, Ы, Ь)
А сейчас физминутка для глаз " Солнышко".
Закрепление знания последовательности букв русского алфавита.
(Cлайд 6)
- Ребята. Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.
- Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?
4. Открытие новых знаний.
Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)
- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.
Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.
А сейчас посмотрите на страницу учебника. Мы сегодня должны сделать ещё и небольшое открытие.
На доске напечатаны названия слов .
Нам помогут названия двух первых букв в двух языках - в греческом и старом русском.
( На доске учитель читает запись ) а- альфа а- аз
р- вита б- буки
АЛЬФАВИТ АЗБУКА
Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.
И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.
Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему? ( Потому что мы живём в России , в нашей стране много народов и т.д.)
Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.
Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит. Но для этого я буду показывать на экране слайды с определением , что такое алфавит. Если вы согласны - то хлопаете, а если нет - то топайте ногами.
(Слайды 11, 12, 13, 14)
Вывод 4: алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку.
(Cлайд 14)
Музыкальная физминутка " Солнышко"
Ребята. А как вы думаете : Хорошо ли уметь читать?( ответы ребят)
Послушайте стихотворение В. Берестова " Читалочка"
(Cлайд 16)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
6. Первичный контроль.
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)
- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.
Что вы сделали , чтобы расположить слова в алфавитном порядке?
Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.
- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)
- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?
Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.
7 Чтение и анализ пословиц о пользе чтения.
Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает, тот много знает.
Стихотворение С. Маршака.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”
8. Рефлексия.
И так ребята. Мы с вами выполнили большую и сложную работу. Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? На какой вопрос хотели найти ответ?
Продолжите моё предложение:
Сегодня я узнал.....
Было интересно....
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!!!
Оценить работу на уроке вам помогут наше солнышко и тучка.
- Если вам на уроке было всё понятно , вы правильно отвечали на вопросы , выполнили задания, то прикрепите к плакату СОЛНЫШКО, , а если у вас возникли трудности , что-то было непонятно - ТУЧКУ,
Вы все справились с заданием. У вас у всех хорошее настроение. И у меня настроение от вашей работе на уроке я тоже могу характеризовать СОЛНЫШКОМ !
Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/28/picture-583.jpg)
Алфавит в стихах 2 часть
Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-368-1670040933.jpg)
Детский алфавит
В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....
Английский алфавит в стихах
Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....
Английский алфавит
При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания при изучении букв...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24660.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Алфавит
Красочные карточки с буквами английского алфавита...