Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Яковлева Лариса Юрьевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ_yaz_1v.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецка

Рабочая программа по русскому языку

для 1 В класса

Учитель Яковлева Л. Ю.

2013-2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

             Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в начальной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в начальной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1.  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  1. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

 

 

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 -  Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 - Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений  в Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ №373   от 6 октября 2009 года».

 -  Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»

 -  Основная образовательная программа   начального общего образования  МБОУ гимназии №1.

 

 Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  («Школа России», Москва Просвещение 2011 год )

                         

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Азбука» и прописям, учебнику «Русский язык», 1-й класс.

 II. Общая характеристика учебного предмета

  В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, графическим обозначением этих частей слова.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

 Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м   классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  1. видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  4. находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  4. разделительные ь и ъ;
  5. проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. проверяемые буквы согласных на конце слова;
  7. пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов.

 

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова».

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте   дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

 При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

- традиционный урок;

-урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации, урок-путешествие и др.)

 

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения  

Виды и формы контроля:

- текущий  контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа,   проект, практические работы);

- промежуточная аттестация (контрольная работа).

      Контроль за планируемыми результатами осуществляется через качественную оценку.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс.   Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 165 часов в соответствии с учебным планом, с календарно-учебным графиком МБОУ гимназии № 1.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Азбуки и учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

 VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Обучение грамоте и развитие речи

Добуквенный период Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

 Русский язык и развитие речи Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово.

Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

 VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Формирование речи

6

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

 

 -- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике

алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 --выразительно читать и пересказывать текст;

 --учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2

Звуки и буквы.

123

- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике

алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов;

 - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определенной орфограммой

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- оценивать уместность использования слов в тексте;

3

Слова , слова , слова….

14

--закрепление минимума понятий о гласных звуках и буквах, анализ звукового состава и написания слов, нахождение однокоренных слов, выделение корней, повторение правил оформления  предложений на письме. Работа над каллиграфией, непроверяемыми написаниями.

-- контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения.   -записывать под диктовку отдельные слова и предложения.

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом.

Контролировать этапы своей работы.

4

Предложение. Текст.

9

Моделировать предложение. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

5

Повторение .

13

        ИТОГО

165

Календарно-тематическое планирование

Обучение грамоте (письмо)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Приме

чание

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

Добукварный период (8 ч. )

1

Наши пальчики играют. Наш друг – карандаш

1

1

2.09.

2.09.

2

Любимые игрушки.  Мы лепим, лепим, лепим

1

1

3.09.

3.09.

3

Путешествие в страну Знаний (составление «карты знаний»).  Представление результатов творческой самостоятельной работы

1

1

4.09.

4.09.

4

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.  Письмо и овалов и полуовалов

1

1

5.09.

5.09.

5

Рисование бордюров.  Письмо длинных прямых наклонных линий

1

1

6.09.

6.09.

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (справа).   Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)

1

1

9.09.

9.09.

7

Письмо больших и малых овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.  Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо

1

1

10.09.

10.09.

8

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов

1

1

11.09.

11.09.

Букварный период (72 ч.)

9

Строчная и заглавная буква А, а

1

1

12.09.

12.09.

10

Строчная и заглавная буква О,о

1

1

13.09.

13.09.

11

Строчная буква и

1

1

16.09.

16.09.

12

Заглавная буква И

1

1

17.09.

17.09.

13

Строчная буква ы

1

1

18.09.

18.09.

14

Строчная и заглавная буква У, у

1

1

19.09.

19.09.

15

Строчная и заглавная буква Н, н

1

1

20.09.

20.09.

16

Строчная и заглавная буква Н, н

1

1

23.09.

23.09.

17

Строчная и заглавная буква С, с

1

1

24.09.

24.09.

18

Строчная и заглавная буква С, с

1

1

25.09.

25.09.

19

Заглавная буква С

1

1

26.09.

26.09.

20

Заглавная буква С

1

1

27.09.

27.09.

21

Строчная и заглавная буква К, к

1

1

30.09.

30.09.

22

Строчная и заглавная буква Т, т

1

1

1.10.

1.10.

23

Строчная и заглавная буква Т, т

1

1

2.10.

2.10.

24

Строчная и заглавная буква Л, л

1

1

3.10.

3.10.

25

Повторение и закрепление изученного

1

1

4.10.

4.10.

26

Строчная буква р. Заглавная буква Р

1

1

7.10.

7.10.

27

Строчная и заглавная буква В, в

1

1

8.10.

8.10.

28

Строчная и заглавная буква В, в

1

1

9.10.

9.10.

29

Строчная и заглавная буква Е, е

1

1

10.10.

10.10.

30

Строчная и заглавная буква П, п

1

1

11.10.

11.10.

31

Строчная и заглавная буква М, м

1

1

14.10.

14.10.

32

Строчная и заглавная буква М, м

1

1

15.10.

15.10.

33

Строчная буква з

1

1

16.10.

16.10.

34

Заглавная буква З

1

1

17.10.

17.10.

35

Строчная и заглавная буква Б, б

1

1

18.10.

18.10.

36

Строчная и заглавная буква Б, б

1

1

21.10.

21.10.

37

Строчная и заглавная буква Д, д

1

1

22.10.

22.10.

38

Строчная и заглавная буква Д, д

1

1

23.10.

23.10.

39

Строчная и заглавная буква Я, я

1

1

24.10.

24.10.

40

Строчная и заглавная буква Я, я

1

1

25.10.

25.10.

41

Строчная и заглавная буква Г, г

1

1

28.10.

28.10.

42

Строчная и заглавная буква Г, г

1

1

29.10.

29.10.

43

Строчная буква ч

1

1

30.10.

30.10.

44

Строчная буква ч

1

1

31.10.

31.10.

45

Заглавная буква Ч

1

46

Буква ь

1

47

Буква ь

1

48

Буква ь

1

49

Строчная буква ш

1

50

Строчная и заглавная буква Ш, ш

1

51

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

52

Строчная и заглавная буква Ж, ж

1

53

Строчная и заглавная буква Ж, ж

1

54

Строчная и заглавная буква Ж, ж

1

55

Строчная и заглавная буква Ж, ж

1

56

Строчная буква ё

1

57

Строчная буква ё

1

58

Заглавная буква Ё

1

59

Строчная и заглавная буква Й, й

1

60

Строчная и заглавная буква Й, й

61

Строчная буква х

1

62

Строчная и заглавная буква Х, х

1

63

Строчная и заглавная буква Х, х

1

64

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

65

Строчная буква ю

1

66

Заглавная буква Ю

1

67

Строчная и заглавная буква Ю, ю

1

68

Строчная буква ц

1

69

Заглавная буква Ц

1

70

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами

1

71

Строчная буква э

1

72

Заглавная буква Э

1

73

Строчная буква щ

1

74

Строчная буква щ

1

75

Заглавная буква Щ

1

76

Строчная и заглавная буква Ф, ф

1

77

Строчная и заглавная буква Ф, ф

1

78

Строчные буквы ь, ъ

1

79

Повторение и закрепление изученного.

1

80

Повторение и закрепление изученного

1

        ИТОГО

80

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку 1 класс (Послебукварный период)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Календарные сроки

Приме

чание

по плану

факти

чески

по плану

факти

чески

Наша речь. (3 ч. )

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи.

1

2

Речь устная и речь письменная. Русский язык- родной язык русского народа.

3

Закрепление изученного.

Текст, предложение, диалог.( 4 ч. )

4

Текст

1

5

Предложение

1

6

Диалог

1

7

Закрепление Изученного.

1

Слова, слова, слова…(6 ч. )

8

Слово. (Роль слов в речи)

9

Развитие речи.Составление текста по рисунку и опорным словам.

10

Слово. (Тематические группы слов. Вежливые слова.)

11

Слово.(Слова однозначные и многозначные, слова близкие и противоположные по значению.)

12

Слово. (Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.)

13

Закрепление изученного.

Слово и слог. Ударение. (8 ч.)

14

Слово и слог.(Слог как минимальная произносительная единица.)

15

Слово и слог. (Деление слов на слоги .)

16

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

17

Перенос слов.( Правила переноса слов .)

18

Перенос слов.( Правила переноса слов .)

19

Ударение.(Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.)

20

Графическое обозначения ударения. Слогоударные модели слов.

21

Закрепление изученного.

Звуки и буквы ( 51 ч.)

22

Русский алфавит или азбука. Значение Алфавита.

23

Русский алфавит или азбука. Использование алфавита при работе со словарём.

24

Развитие речи. Наблюдение над выразительными возможностями языка.

25

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

26

Звуки и буквы.Условные звуковые обозначения слов.Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

27

Буквы е , ё , ю , я  и их функции в слове.

28

Гласные звуки .Слова с буквой  Э

29

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

30

Гласные звуки. Буквы , обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын).

31

Ударные и безударные звуки. Произношение ударного и безударного гласных звуков в слове и их обозначение буквой на письме..

32

Ударные и безударные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах

33

Ударные и безударные гласные звуки.Способы проверки написания буквы, обозначающейбезударный гласный звук(изменение формы слова)

34

Ударные и безударные гласные звуки.Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.Работа с орфографическим словарём.

35

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

36

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Работа с орфографическим словарём.

37

Закрепление изученного .

38

Закрепление изученного.

39

 Проверочный диктант.

40

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

41

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки ( точка-бочка)

42

Согласные звуки. Буквы , обозначающие согласные звуки

43

Слова с удвоенными согласными.

44

Согласные звуки Й и И. Слова с этими буквами.

45

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости–мягкости. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

  46

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

47

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и , е , ё , ю . ь .

48

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции – сохранять мир в своей стране  и во всем мире.

49

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова.

50

Закрепление.

51

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

52

Согласные звонкие и глухие  на конце слова. Произношение парного по глухости –звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

53

Правило обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

54

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

55

Закрепление изученного.

56

Закрепление изученного.

57

Проверочный диктант.

58

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий ( определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки ).

59

Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков:  непарных твёрдых ш, ж , непарных ч , щ.

60

Проект « Скороговорки»

61

Буквосочетания ЧК , ЧН , ЧТ. Правило правописания ЧК , ЧН , ЧТ.

62

Буквосочетания ЖИ – ШИ ,ЧА – ЩА ,ЧУ- ЩУ. Правило правописания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА , ЧУ-ЩУ.

63

Закрепление изученного.

64

Проверочный диктант.

65

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль»Шипящие согласные.

  66

Заглавная буква в словах (именах, фамилиях, отчествах)

67

Заглавная буква в кличках животных.

68

Заглавная буква в названиях городов, рек, морей и др.

69

Заглавная буква. Развитие речи.

70

Закрепление изученного

71

Закрепление изученного

72

Повторение и обобщение

73

Промежуточная аттестация (контрольный диктант)

74

Повторение изученного.

75

Повторение изученного.

76

Повторение изученного.

77

Повторение изученного.

78

Повторение изученного.

79

Повторение изученного.

80

Повторение изученного.

81

Повторение изученного.

82

Повторение изученного.

83

Повторение изученного.

84

Повторение изученного.

85

Повторение изученного.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Москва «Просвещение».

Канакина В. П., Горецкий В.Г., Бойкина М. В. и др. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.

Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

В.Г. Горецкий ,Н.А.Федосова Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение, 2013г.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2011

В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2013

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Компьютер.

Интерактивная доска, ЭОР

Магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....