Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок-обопщение и систематизация знаний об имени существительном,путешествие по сказкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_workfiles_882_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docdlyansportala.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тип урока : обобщение и систематизация знаний .
ТЕМА: Итоговый урок – путешествие по сказкам « Имя существительное»
Педагогические задачи.Создать условия для формирования навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных ; СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ; СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ,КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА НА УРОКЕ .
Метапредметные УУД. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения ,которые будут сформированы на основе изучения данного раздела , определять круг своего незнания, анализировать изучаемые факты русского языка с выделением их отличительных признаков; Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом ; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать результат своих действий , вносить коррективы; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы , распределять роли, договариваться друг с другом ; предвидеть последствия коллективных решений .
Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения,проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке .
ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной ,давайте вспомним законы урока
ЗАКОНЫ УРОКА
- вести себя спокойно;
- не выкрикивать;
- быть терпеливым;
- дать возможность высказаться своим товарищам;
- уважать друг друга.
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.
Это имя зашифровано,
Слово это зачаровано,
Название предмета обозначает,
Всех родов оно бывает.
Изменяется по числам, падежам.
В речи помогает нам.
- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке?
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
Они слышны и здесь , и там,
На улице, и дома,
А я зову вас в тёмный лес.
Он полон сказок и чудес.
- Вы готовы к путешествию?
- Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:
Мы в лес за наукой сегодня пойдём
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
С пути никуда, никогда не свернём,
Все преграды уберём
- А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись
3. Актуализация опорных знаний
- Минутка чистописания
- Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки
- В путешествие по сказкам
Мы отправимся сейчас
Существительных немало
Встретят на дороге нас.
- Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.
УПРАЖНЕНИЕ « КУБОВАНИЕ»
Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что?
Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных.
Собственные имена существительные - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ.
Род - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная.
Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.
Ь - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.
- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу?
- Отгадайте загадку:
На сметане мешон
На окошке стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ….
Колобок
4. Работа над темой урока
Покатился Колобок по дорожке
А впереди указатель на ножке.
ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?
Ничего я не пойму.
Задание 1.( Работа в парах.)
- Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.
- Работать будем в парах
1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( « По щучьему велению» )
2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( « Царевна – лягушка» )
3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( « Сказка о царе Салтане» )
ПРОВЕРКА.
1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) .
2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение).
3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение).
- С первым заданием вы справились.
Снова Колобок в пути
Ну, а нам за ним идти.
Глядь, стоит избушка.
В ней живёт старушка.
От неё нам не уйти.
Ждут загадки впереди.
Задание 2. ( Работа в группах. )
- Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ.
ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ
- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ).
- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)
- Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич )
- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.)
- Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора)
Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.
- Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок?
( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
- Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше.
А над нами в чистом небе
Гуси- лебеди летят,
Поиграть они хотят.
Колобок остановился,
Над заданием склонился.
Задание 3.
Упражнение « Ледокол «
- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж.
Снегурочка ( В, п. )
Колобок ( И. п. )
Артемон ( Т. п.)
Золушка ( П. п. )
Карабас Барабас ( Р. П. )
Иванушка ( Д. п. )
- Определите род имён существительных.
И род, и падеж вы можете определять , но вот что- то приустал наш Колобок и решил сделать привал.
На привале у дубка
Кот увидел Колобка.
- Кот учёный просит вас разобраться со словами
Задание 4. Сгруппировать слова, но по какому признаку- догадайтесь сами (Сыновья, дед, сутки, лиса, баба, рожь, тесто, яблоки, сани, кони, воротник,слуги)
ПРОВЕРКА
Баба сыновья сутки
Дед яблоки сани
Лиса кони рожь
Воротник слуги тесто
( Задание выполняется устно по рядам.)
- И коту учёному мы помогли.
Колобок наш покатился,
У болота очутился.
Тут лягушка всех нас ждёт
И задание даёт.
Задание 5.
Лягушка предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.
Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.
- И с заданием лягушки вы справились.
Лес прошли и Колобок
Преподносит нам урок.
Предложу я предложение
Вам создать из данных слов.
Приступайте, кто готов.
Библиотека, дети, сказки, в, увлекательные, читали, школьная
- Разобрать предложение по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных.
Задание 6. « Рассыпалась поговорка»
Ложь, да, сказка, в, намёк, ней-
урок, молодцам, добрым.
Итог урока. Рефлексия. ( Оцените свою работу на уроке , дорисовав личико Колобку. )
МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №30»
ИТОГОВЫЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО СКАЗКАМ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
(РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС)
Подготовила
учитель начальных классов
Мареева Т.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...