Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" по технологии деятельностного метода в соответствии ФГОС по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_moy.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка в 3 классе по технологии деятельностного метода.
Тема: Неопределённая форма глагола.
«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
К. Г. Паустовский
Урок разработала и провела
Черпак В. В.,
учитель начальных классов
МБОУ Тамбовская СОШ
с. Тамбовка
2011 г
Урок русского языка в 3 классе по технологии деятельностного метода.
Тема: Неопределённая форма глагола.
Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)
Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы Задачи: стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Оборудование:
компьютер,
мультимидийная презентация,
Индивидуальные карточки.
Ход урока:
- Сегодня у нас много гостей из нашего родного Тамбовского района и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть Вам будет у нас светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за наши успехи.
Ход урока:
- Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности).
– Я хочу начать урок с высказывания Константина Георгиевича Паустовского:
- Прочитайте одним голосом:
«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». Слайд 1
- Почему важно хорошо знать свой родной язык? ( Потому что мы русские люди и должны уметь правильно говорить, писать).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.
-Какую тему мы изучаем? (глагол)
-Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит на этом уроке? (изучить что-то новое)
-Что для этого вы должны будете сделать? (понять, что мы не знаем и самим открыть новое)
- Я желаю вам успеха.
- С чего начнём урок? (с повторения)
-Что будем повторять? (то, что понадобится для изучения нового)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Самостоятельное выполнение заданий с написанными предложениями:
– У вас на партах лежит индивидуальная карточка.
- Прочитайте текст. - О чём говорится в тексте? (О работе крестьян)
Мы с Вами в какой местности живём? (в сельской)
-Чем занимаются жители нашего района? (выращивают пшеницу, ячмень, овёс, сою, т.е. растениеводством, а ещё разводят крупно-рогатый скот, свиней, т.е. – животноводством).
- Летом, в августе, наш район будет отмечать 85 годовщину со дня образования Тамбовского района. Району нужны умные, образованные, физически развитые люди. И, конечно же, мы с Вами не исключение.
-Сядьте правильно, красиво и выполните задание №1.
Задание №1. - Прочитай. Запиши первое предложение в тетрадь. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы, обозначь время и число.
Круглый год работают колхозники, чтобы получился х.роший ур.жай пш.ницы. Осенью они заботились о семенах. Зимой - ремонтировали машины. Весной тракторы дружно выйдут на поля, начнётся сев. Летом на полях работа не затихает даже ночью.
(если дети раньше выполнили задание, то пусть определят время у остальных глаголов).
- Ну, а сейчас давайте проверим, как Вы выполнили задание №1.
- Что это за слова с пропущенными буквами? (словарные)
- На какую орфограмму? (безударная непроверяемая гласная)
- Назовите пропущенные буквы. (В слове хороший, урожай, пшеницы).
-Назовите глаголы, определите время и число. ( работают- н.в., мн.ч., получился – п.в., ед.ч., заботились – п.в., мн.ч., ремонтировали – п.в., мн.ч., выйдут – б.в., мн.ч., начнётся – б.в., ед.ч., не затихает – н.в., ед.ч..)
- У Вас на индивидуальной карточке есть пункт «Оцени себя». Если Вы правильно вставили пропущенные буквы, поставьте себе за словарную работу «+», если были затруднения – «?»; если правильно определили число, время глаголов – поставьте «+», если нет – «?».
- Проверим Ваши знания о глаголе.
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется? слайд
- Как определить число глагола?
- Как определить время глагола?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
- Ну, теперь я убедилась, что Вы готовы к получению новых знаний
- Пробное действие.
- На индивидуальной карточке выполните Задание №2.
Задание №2. На карточке определи время и число глаголов.
(2 ученика с обратной стороны доски над карточками (большими) обозначают время и число глаголов, остальные – на карточках)
Выращивают, убирали, выйдут, сеять, вспахать. (Выращивают – н.в., мн.ч., , убирали- п.в., мн.ч., выйдут б.в. мн.ч, сеять, вспахать).
- Проверим, что получилось у детей у доски.
- Почему задание одно, а написали по-разному?
- Что показало пробное действие? (Наверное, мы чего-то не знаем)
- Что теперь мы должны сделать? (разобраться, в чём возникло затруднение)
(над словами «сеять, вспахать» поставить вопросительный знак)
- Мы к этим словам ещё вернёмся.
- Выявление места и причины затруднения.
-В чём возникло затруднение? - Чего мы не можем сделать? (в определении числа, времени глаголов)
- Почему возникло затруднение? ( не знаем что это за глаголы)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Кто уже догадался, что будем исследовать на уроке? (глаголы, у которых нельзя определить число, время)
- Чему должны научиться на уроке? (узнать, что за форма глагола, чем эти глаголы отличаются от других)
-А где можно узнать о новой форме глагола? (в учебнике, спросить у старших товарищей)
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
- Давайте вернёмся к нашим глаголам и ещё раз попробуем определить время . Получается? Почему? (глаголы н.в. отвечают на вопросы: что делает…, п.в. – что делал?..., б.в. – что сделает, что будет делать… ) - А эти глаголы на какие вопросы отвечают? (что делать? что сделать?)
- Попробуйте определить число. – Как определить число у глагола? ( по вопросу)
- А как бы Вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределённой формой глагола.
- Какова же тема урока? (Неопределённая форма глагола)
5. Построение проекта выхода из затруднения (реализация построенного проекта).
- Что будем исследовать? (глаголы неопределённой формы)
Задание №3
- Запишите слова вместе с вопросом в тетрадь. (Что делать?) разводить, (что сделать?) посадить, (что…?) косить, (что…?) убрать.
-Что общего у этих слов? (глаголы)
- Чем отличаются от других глаголов? (нельзя определить число, время)
- На какой вопрос отвечают?
- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (нет - не можем определить ни число, ни время)
Какую форму имеют эти глаголы? (неопределённую) - Чем похожи? (отвечают на вопросы: что делать?, что сделать?)
- Какую часть речи мы исследовали? (глагол)
-Какой формы? (неопределённой) слайд
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать?, что сделать?)
Неопределённая форма глагола | ||
Что делать? | Что сделать? |
- Вернёмся к глаголам в пробном действии, в которых Вы затруднились определить число, время.
- Запишите их с красной строки вместе с вопросами. (Что делать?) сеять, (что сделать?) вспахать. (ученик у доски)
-Так можно у них определить число, время? (нет)
- Почему? (это глаголы неопределённой формы)
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать?, что сделать?)
- Получилось справиться с затруднением?
- Проверим, верно, ли мы сделали открытие? Откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правило, сверьтесь с эталоном. – Совпадают выводы? Мы же дети Тамбовского района – умные дети, любим и изучаем свой родной язык.
-Как Вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов?
-Такие глаголы имеют 3 названия: Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив.
- Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Глаголы в неопределённой форме используются для выражения мысли, о каком – то действии, не указывая на лицо, число и время. Например: «Мы, умеющие писать». Автору неважно, кто умеет писать: я, вы, ваши мамы и папы. Неважно когда: сегодня, завтра, вчера. Важно, что всё-таки мы, люди, умеем писать, читать…
- Итак, неопределённая форма глагола используется для указания на обобщённое значение.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Мы узнали способ действия?
- Какой наш следующий шаг? (потренироваться в определении глаголов неопределённой формы)
7. Физминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
(Поворот вправо)
Через левое плечо.
(Поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
- Продолжаем работу, тренируемся.
Запись на мониторе, а дети проговаривают хором: подумать – что сделать? – гл. н.ф., писать – что делать? – гл. н.ф., уйти – что сделать? - гл. н.ф., беречь – что делать? – гл. н.ф. – не писать, только проговорить!!!
- На что оканчиваются глаголы? Это ещё одна отличительная особенность глаголов н.ф. слайд
Задание №4. Игра «Пятый лишний». Поработайте в паре. Проговаривая друг другу слова, выберите только глаголы неопределённой формы, докажите, что это они и запишите их.
Бегать, выиграть, строил, прыгать, победить.
Проверка по эталону (на слайде: бегать, выиграть, прыгать, победить).
- Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».
-Какое слово оказалось лишним? Почему?
- На какую тему гл. н.ф.? (Спорт).
- В конце июня этого года у нас, в Тамбовке, пройдёт областная сельская Спартакиада. Спортсмены нашего района на пртяжении 14 лет являются чемпионами областной сельской комплексной Спартакиады. Победы даются нелегко, но любовь к спорту помогает достичь высоких результатов. Приходите на стадион болеть за наших спортсменов.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание №5
- Поработайте в паре. Выполните упражнение 565 на стр.88. Запишите по 2 слова в каждый столбик
Что делать? Что сделать?
Шить прыгнуть
прыгать сшить
кричать крикнуть слайд
верить поверить лучше на цв. карточках
учить выучить
прилетать прилететь.
Проверка по эталону (карточки на партах) - Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».
9. Включение в систему знаний и повторение.
Задание №6.
-Прочитай. Объясни соседу по парте смысл данной пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
П.шком х.дить - долго ж.ть. слайд
Найди глаголы неопределённой формы, укажи их.
-Проверим. - Объясните смысл данной пословицы. (в движении вся наша жизнь).
- Какие буквы вставили? Назовите глаголы неопределённой формы.
- Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Вернёмся к началу урока.
- Где возникло затруднение? (в определении числа и времени у глаголов: сеять, вспахать)
- Каким способом преодолели затруднение? (исследовали)
- С какой формой глагола познакомились? – Чем эти глаголы отличаются от других? – Почему её так называют?
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Надо ли нам дальше продолжать изучать родной язык? - Почему?
-Оцените свою деятельность на уроке. Для этого используйте лесенку у себя на листочке.
- Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? – Почему?
- Кто не поставил себя на верхнюю ступеньку, какую цель своей деятельности вы поставите на будущее?
Оценки за урок.
Д/з с. 88 – правило, стр. 89 упр.566, списать, подчеркнуть глаголы, определить время или форму глаголов, + по выбору учащихся - разобрать слова «дерево, пустит» как часть речи.
Индивидуальная карточка
Задание №1. - Прочитай. Запиши первое предложение в тетрадь. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы, обозначь время и число. Круглый год работают колхозники, чтобы получился х.роший ур.жай пш.ницы. Осенью они заботились о семенах. Зимой - ремонтировали машины. Весной тракторы дружно выйдут на поля, начнётся сев. Летом на полях работа не затихает даже ночью. |
Пробное действие Задание №2. На карточке определи время глаголов. Выращивают, убирали, выйдут, сеять, вспахать. |
Задание №3 - Запишите слова вместе с вопросом в тетрадь. (Что делать?) разводить, (что сделать?) посадить, (что…?) косить, (что…?) убрать. -Что общего у этих слов? - Чем отличаются от других глаголов? - На какой вопрос отвечают? |
Задание №4. Игра «Пятый лишний». Поработайте в паре. Проговаривая друг другу слова, выберите только глаголы неопределённой формы, докажите, что это они и запишите их. Бегать, выиграть, строил, прыгать, победить. |
Задание №5 - Поработайте в паре. Выполните упражнение 565 на стр.88 Запишите по 2 слова в каждый столбик. |
Задание №6. -Прочитай. Объясни соседу по парте смысл данной пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. П.шком х.дить - долго ж.ть. Найди глаголы неопределённой формы, укажи их.
|
Оцени себя
1 | 2 | 3 | 4 | |
Лесенка
____
_____ _____ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс Тема "Неопределенная форма глагола"
Урок разработан с учетом требований ФГОС....
Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"
Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...
Конспект урока русского языка 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола"
в 3 классе («Школа России»)Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола» Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в не...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...