Внеурочная деятельность по русскому языку "Весёлая грамматика"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
ШКОЛА РОССИИ
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur._russkiy.docx | 81.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33 п. Октябрьский
муниципального образования Туапсинский район
Краснодарский край
Утверждено
решение педсовета протокол №1
от 28 .08. 2014 года
Председатель педсовета
____________ Ж. М. Оганесова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня /по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок "Весёлая грамматика"
срок реализации программы: четыре года
возраст обучающихся: 1 – 4 классы
Составитель: Белоусова Светлана Сергеевна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» (в соответствии с ФГОС) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2011.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Сроки реализации: 2014-2018г.г.
2. Тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Характеристика деятельности обучающихся | |
лекции | практические занятия | ||||
І год обучения | Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. Овладение навыками по грамматике русского языка. Работать по предложенному учителем плану. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | ||||
I | Наша речь и наш язык | 2 | 2 | - | |
II | Текст | 1 | - | 1 | |
III | Предложение и словосочетание | 1 | - | 1 | |
IV | Слово и его значение | 15 | 2 | 13 | |
V | Состав слова | 1 | - | ||
VI | Части речи | 2 | - | 2 | |
VII | Фонетика и графика | 8 | 1 | 7 | |
VIIІ | Орфоэпия | 1 | 1 | - | |
ІX | Орфография | 2 | - | 2 | |
Итого: | 33 ч. | 7 ч. | 26 ч. | ||
ІІ год обучения | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Осознавать роль языка и речи в жизни людей . Слушать и понимать речь других. Подробно пересказывать небольшие тексты. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | ||||
І | Наша речь и наш язык | 4 | - | 4 | |
ІІ | Текст | 4 | - | 4 | |
ІІІ | Предложение и словосочетание | 1 | 1 | - | |
ІV | Слово и его значение | 5 | 1 | 4 | |
V | Состав слова | 4 | - | 4 | |
VІ | Части речи | 2 | - | 2 | |
VІІ | Фонетика и графика | 9 | 2 | 7 | |
VІІІ | Орфоэпия | 1 | 1 | - | |
ІX | Орфография | 4 | 1 | 3 | |
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. | ||
ІІІ год обучения | Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Пользоваться словарями, справочниками. Устанавливать причинно-следственные связи. | ||||
І | Наша речь и наш язык | 2 | 1 | 1 | |
ІІ | Текст | 5 | - | 5 | |
ІІІ | Предложение и словосочетание | 2 | - | 2 | |
ІV | Слово и его значение | 10 | 2 | 8 | |
V | Состав слова | 4 | - | 4 | |
VІ | Части речи | 2 | - | 2 | |
VІІ | Фонетика и графика | 3 | 1 | 2 | |
VІІІ | Орфоэпия | 1 | 1 | - | |
ІX | Орфография | 5 | 1 | 4 | |
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. | ||
ІV год обучения | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||
І | Наша речь и наш язык | 2 | - | 2 | |
ІІ | Текст | 2 | 1 | 1 | |
ІІІ | Предложение и словосочетание | 5 | 1 | 4 | |
ІV | Слово и его значение | 11 | 1 | 10 | |
V | Состав слова | 3 | 1 | 2 | |
VІ | Части речи | 4 | 1 | 3 | |
VІІ | Фонетика и графика | 4 | - | 4 | |
VІІІ | Орфоэпия | 1 | 1 | - | |
ІX | Орфография | 2 | - | 2 | |
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. | ||
3.Содержание программы
І. Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
ІІ. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
ІІІ. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
ІV. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
V. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
VІ. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
VІІ. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
VІІІ. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
ІX. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
· лекции;
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Основные методы и технологии
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
4. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
· Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
· Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
· Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
· Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
· Составлять текст по вопросам учителя.
· Работать со словарями.
· Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
· Правила правописания слов с изученными орфограммами.
· Признаки согласных и гласных звуков.
· Состав слова.
· Признаки родственных слов.
· Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
· Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
· Разбирать слова по составу.
· Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
· Писать НЕ с глаголами.
· Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
· Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
· Составлять рассказы по картинке.
· Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
· Правила правописания слов с изученными орфограммами.
· Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
· Главные члены предложения.
· Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
· Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
· Разбирать предложения по членам предложения.
· Обозначать на письме интонацию перечисления.
· Разбирать слова по составу.
· Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
· Писать правильно слова с удвоенными согласными.
· Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
· Определять число, время глаголов.
· Писать НЕ с глаголами.
· Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
· Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
· Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Проведение соревнований, турниров, КВН.
- Составление альбома лучших работ.
- Круглые столы, конференции.
6. Материально-технического обеспечения.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
1. | Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. | 1 |
2. | Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. | 1 |
3. | Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г. | 1 |
4. | Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. | 1 |
5. | Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. | 1 |
6. | Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. | 1 |
7 | Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. | 1 |
8 | Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1. | Комплекты для обучения грамоте ( наборное полотно, набор букв). | 25 |
2. | Комплект демонстрационных таблиц. | 1 |
3. | Наборы сюжетных картинок. | 6 |
4 | Репродукции картин в соответствии с тематикой. | 3 |
5. | Тексты для работы на занятиях. | 20 |
6. | Карточки с играми и заданиями; | 25 |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | 1 |
2. | Интерактивная доска. | 1 |
3. | Мультимедийный проектор. | 1 |
4. | Компьютер | 1 |
5. | Принтер струйный. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Презентация « Чудесные превращения слов». | |
2. | Слайды к презентациям по теме «Фонетические загадки». | 11 |
3. | Презентации «Русские пословицы и поговорки». | 2 |
4. | Презентация «Древние письмена» | 1 |
5. | Слайды для презентаций по теме «Слова XX века». | 12 |
6. | Презентация «Слова- антонимы». | 1 |
7. | Презентация «Секреты орфографии». | 1 |
8. | Презентация «Шарады.» | 1 |
9. | Презентаци « Ребусы». | 1 |
10. | Мультфильм « Весёлая азбука». | 1 |
5. Игры и игрушки | ||
1 | Набор ролевых игр. | 3 |
Настольные развивающие игры. | 5 | |
Игрушки. | 20 | |
25 | ||
6. Оборудование кабинета | ||
1. | Ученические столы с комплектом стульев. | 14 |
2. | Стол учительский с тумбой. | 1 |
3. | Шкафы для хранения дидактических материалов. | 2 |
4. | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | 2 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________/Т.Я. Магулян
«____» августа 2014г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33п.Октябрьский
муниципального образования Туапсинский район
Краснодарского края
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014-2015 учебный год
Кружок «Весёлая грамматика»
1 класс
Составитель: Белоусова Светлана Сергеевна
Планирование составлено на основе рабочей программы внутриурочной деятельности Белоусовой С.С., утвержденной решением педагогического совета №1 от «28» августа 2014г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
1год обучения
№ п/п | № разд. | Тема урока. | Всего часов | Теория | Прак тика | Дата план | Дата факт |
1 | 7 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | 1 | |||
2 | 7 | К тайнам звуков и букв. | 1 | 1 | |||
3 | 7 | Фонетические загадки. | 1 | 1 | |||
4 | 4 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | 1 | |||
5 | 4 | К тайнам волшебных слов. | 1 | 1 | |||
6 | 4 | Выбор друзей в Стране Слов. | 1 | 1 | |||
7 | 4 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | 1 | |||
8 | 4 | Чудесные превращения слов. | 1 | 1 | |||
9 | 7 | В гости к Алфавиту. | 1 | 1 | |||
10 | 7 | Аз да Буки – целая наука. | 1 | 1 | |||
11 | 7 | В глубь веков на Машине времени. Первые родственники алфавита. | 1 | 1 | |||
12 | 7 | В Страну Слогов. | 1 | 1 | |||
13 | 9 | В Королевстве ошибок. | 1 | 1 | |||
14 | 4 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | 1 | |||
15 | 4 | На карнавале слов. Слова – омофоны | 1 | 1 | |||
16 | 4 | В Театре близнецов. | 1 | 1 | |||
17 | 4 | Конкурс знающих. | 1 | 1 | |||
18 | 4 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 1 | 1 | |||
19 | 5 | Детское словотворчество. | 1 | 1 | |||
20 | 3 | Русские пословицы и поговорки. | 1 | 1 | |||
21 | 4 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы . | 1 | 1 | |||
22 | 4 | Полёт в будущее. Неологизмы. | 1 | 1 | |||
23 | 4 | В Клубе весёлых человечков. Подбор синонимов и антонимов. | 1 | 1 | |||
24 | 4 | Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова. | 1 | 1 | |||
25 | 1 | Умеем ли мы общаться? | 1 | 1 | |||
26 | 6 | Ты и вежливое Вы. | 1 | 1 | |||
27 | 2 | Как красив и благозвучен русский язык. | 1 | 1 | |||
28 | 1 | Речь вокруг нас. | 1 | 1 | |||
29 | 7 | Волшебная сила ударения. | 1 | 1 | |||
30 | 8 | Что портит нашу речь? | 1 | 1 | |||
31 | 4 | Что за чудо, эти словари? | 1 | 1 | |||
32 | 6 | Я и моё имя. | 1 | 1 | |||
33 | 9 | «Язык родной, дружи со мной!» Итоговое занятие. | 1 | 1 | |||
Итого: | 33 ч. | 7 ч. | 26 ч. |
2 класс
№ п/п | № разд. | Тема урока. | Всего часов | Теория | Прак-тика | Дата план | Дата факт |
1 | 7 | Как возникла наша письменность? | 1 | 1 | |||
2 | 2 | Как обходились без письма? | 1 | 1 | |||
3 | 2 | Древние письмена. | 1 | 1 | |||
4 | 2 | «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? | 1 | 1 | |||
5 | 1 | Родной язык! Он с детства мне знаком. | 1 | 1 | |||
6 | 7 | Меня зовут Фонема. | 1 | 1 | |||
7 | 7 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | 1 | |||
8 | 7 | «Ошибкоопасные» места. | 1 | 1 | |||
9 | 7 | Тайны фонемы. | 1 | 1 | |||
10 | 7 | «Фонемы повелевают буквами». | 1 | 1 | |||
11 | 7 | Опасные согласные. | 1 | 1 | |||
12 | 7 | На сцене гласные. | 1 | 1 | |||
13 | 7 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | 1 | |||
14 | 9 | Ваши старые знакомые. | 1 | 1 | |||
15 | 9 | Правила о непроизносимых согласных. | 1 | 1 | |||
16 | 9 | Занимательная орфография. | 1 | 1 | |||
17 | 9 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | 1 | |||
18 | 5 | Строительная работа морфем. | 1 | 1 | |||
19 | 4 | Где же хранятся слова? | 1 | 1 | |||
20 | 5 | Поговорим о всех приставках сразу. | 1 | 1 | |||
21 | 4 | Слова – родственники. | 1 | 1 | |||
22 | 5 | Кто командует корнями? | 1 | 1 | |||
23 | 1 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | 1 | |||
24 | 5 | «Пересаженные» корни. | 1 | 1 | |||
25 | 6 | Занимательная морфология. | 1 | 1 | |||
26 | 6 | Из истории происхождения русских фамилий. | 1 | 1 | |||
27 | 4 | Словари- наши друзья и помощники. | 1 | 1 | |||
28 | 4 | Устаревшие слова. | 1 | 1 | |||
29 | 4 | Слова XX века. | 1 | 1 | |||
30 | 3 | Крылатые выражения в русской речи. | 1 | 1 | |||
31 | 1 | Волшебные слова нашей речи. | 1 | 1 | |||
32 | 8 | Что такое культура речи? | 1 | 1 | 1 | ||
33 | 2 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 1 | |||
34 | 1 | Язык- зеркало нашей души. | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. |
3 класс
№ п/п | № разд. | Тема урока. | Всего Часов | Теория | Прак-тика | Дата план | Дата факт | |||||||
1 | 4 | Сказочное царство слов. | 1 | 1 | ||||||||||
2 | 4 | Путешествие в страну Слов. | 1 | 1 | ||||||||||
3 | 5 | Как образуются слова. | 1 | 1 | ||||||||||
4 | 5 | Чудесные превращения слов. | 1 | 1 | ||||||||||
5 | 5 | Весёлые суффиксы. | 1 | 1 | ||||||||||
6 | 1 | Добрые слова. | 1 | 1 | ||||||||||
7 | 4 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | 1 | ||||||||||
8 | 7 | Из истории письменности на Руси. | 1 | 1 | ||||||||||
9 | 4 | Новые слова в русском языке. | 1 | 1 | ||||||||||
10 | 1 | Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! | 1 | 1 | ||||||||||
11 | 4 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | 1 | ||||||||||
12 | 4 | Синонимы в русском языке. | 1 | 1 | ||||||||||
13 | 4 | Слова- антонимы. | 1 | 1 | ||||||||||
14 | 4 | Слова- омонимы. | 1 | 1 | ||||||||||
15 | 3 | Крылатые слова. | 1 | 1 | ||||||||||
16 | 9 | В королевстве ошибок. | 1 | 1 | ||||||||||
17 | 9 | Секреты орфографии. | 1 | 1 | ||||||||||
18 | 9 | Составление собственных орфографических словарей (непроизносимый согласный). | 1 | 1 | ||||||||||
19 | 2 | В стране Сочинителей. | 1 | 1 | ||||||||||
20 | 2 | Искусство красноречия. | 1 | 1 | ||||||||||
21 | 2 | Какие бывают тексты? Учимся их создавать. | 1 | 1 | ||||||||||
22 | 2 | Проба пера. | 1 | 1 | ||||||||||
23 | 2 | Праздник творчества и игры. | 1 | 1 | ||||||||||
24 | 9 | Трудные слова. | 1 | 1 | ||||||||||
25 | 8 | Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. | 1 | 1 | ||||||||||
26 | 5 | Занимательное слообразование. | 1 | 1 | ||||||||||
27 | 7 | Шарады и логогрифы. | 1 | 1 | ||||||||||
28 | 7 | Занимательная фонетика. | 1 | 1 | ||||||||||
29 | 6 | Имена числительные вокруг нас. | 1 | 1 | ||||||||||
30 | 4 | В гостях у слов- родственников. | 1 | 1 | ||||||||||
31 | 3 | Предложения-загадки. | 1 | 1 | ||||||||||
32 | 6 | Имя дома твоего (история названия города). | 1 | 1 | ||||||||||
33 | 4 | Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с быстротой поражающей. | 1 | 1 | ||||||||||
34 | 9 | КВН по русскому языку. | 1 | 1 | ||||||||||
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. |
4 класс
№ п/п | № разд. | Тема урока. | Кол-во часов | Теория | Прак-тика | Дата план | Дата факт |
1 | 8 | Что такое орфоэпия? | 1 | 1 | |||
2 | 7 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | 1 | |||
3 | 7 | Звуки не буквы! | 1 | 1 | |||
4 | 7 | Звуки природы и музыка языка. | 1 | 1 | |||
5 | 2 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 1 | |||
6 | 7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | 1 | |||
7 | 9 | Путешествие по островам Орфографии. | 1 | 1 | |||
8 | 4 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 1 | |||
9 | 4 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | 1 | |||
10 | 4 | «Следы» старославянского языка в русском языке. | 1 | 1 | |||
11 | 4 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | 1 | |||
12 | 4 | Многозначность слова | 1 | 1 | |||
13 | 4 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 1 | |||
14 | 4 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | 1 | |||
15 | 5 | Как возникают названия. | 1 | 1 | |||
16 | 4 | Слова – антиподы. | 1 | 1 | |||
17 | 4 | Путешествие в страну фразеологизмов. | 1 | 1 | |||
18 | 4 | В стране иностранных слов. | 1 | 1 | |||
19 | 5 | К истокам слова. | 1 | 1 | |||
20 | 5 | Слова, как деревья, ветвисты. | 1 | 1 | |||
21 | 1 | Слова, придуманные писателями. | 1 | 1 | |||
22 | 4 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | 1 | |||
23 | 1 | Словарь языка Пушкина. | 1 | 1 | |||
24 | 9 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | 1 | |||
25 | 3 | Путешествие в мир синтаксиса. | 1 | 1 | |||
26 | 3 | Кому и чему служит интонация. | 1 | 1 | |||
27 | 3 | Похвальное слово знакам препинания! | 1 | 1 | |||
28 | 3 | Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных? | 1 | 1 | |||
29 | 3 | Всем нам приобщении поможет обращение. | 1 | 1 | |||
30 | 6 | Тематические группы слов. | 1 | 1 | |||
31 | 6 | Имена прилагательные в русских народных сказках. | 1 | 1 | |||
32 | 6 | Глаголы в былинах. | 1 | 1 | |||
33 | 6 | Путешествие грамматических терминов из Древней Греции в Россию. | 1 | 1 | |||
34 | 2 | Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 ч. | 6 ч. | 28 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в страну Грамматика""
Программа внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"
Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика».
Рабочая программа по внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика»...
Актуальность внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" в начальной школе
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащим...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс...