Открытый урок в 4 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок разработан по теме "Фразеологизмы. Закрепление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4_klass.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме
«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»
Цель: актуализировать знания о устойчивых сочетаниях слов- фразеологизмах; обобщить изученное о лексических группах слов.
Формируемые УУД: (познавательные )- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
(Коммуникативные)- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра;
(Регулятивные)- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание и качества и уровня усвоения материала;
(Личностные)- нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
- Орг. момент
- Проверка домашнего задания
(Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов)
- Актуализация знаний
Выборочный диктант
-Выпишете слова с парными согласными в корне.
-Биться как рыба об лёд, на первый взгляд, взять на себя труд, не в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, запретный плод, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.
(взаимопроверка, взаимооценка)
- Самоопределение к деятельности
-Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали?(Фразеологическте обороты)
-Как вы понимаете значение фразеологизма «Из кожи вон лезть?»
-Какую роль играют фразеологизмы в русском языке?
-где можно уточнить значение фразеологизма?
-сформулируйте задачи урока.(Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.)
V. Работа по теме урока
Работа по тексту.
-Прочитайте.
- Почему мальчик не понял выражение «Глаза на лоб полезли»?
-Можно ли понять смысл данного выражения если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?
-Прочитайте материал рубрики «Вспомните!»
-Что такое фразеологизм?
-Как же можно объяснить смысл выражения «Глаза на лоб полезли»
-Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм?
-Где можно уточнить значение фразеологизмов? (словарь Н.М. Шанского.)
Коллективная работа с фразелогическим словарём учебника.
Работа по иллюстрации.
-Прочитайте, какой фразеологический оборот она иллюстрирует.(Бить баклуши)
-Как обычно произносят этот фразеологический оборот (неодобрительно)
-Прочитайте, что такое баклуши. (Это палочки-чурки, из которых строят фигуру для игры в городки)
-Решите логическую задачу. Кто выиграл в этой игре?
-Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать)
-Прочитайте историю появления и значение фразеологизмов «Во весь дух, считать ворон, кашу заварил»
-Выполните письменное задание.
VI. Физминутка
VII. Закрепление изученного материала.
Игра «- Как об этом говорят?» Я – значение выражения, вы
ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся слово-подсказка)
1 группа - О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)
живут как кошка с собакой
2 группа – ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯВ СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)
остаться с носом
4 группа – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)
белая ворона
5 группа – ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)
волчий аппетит
6 группа – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)
пальчики оближешь
7 группа – КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)
ломать голову
- Прочитайте, какие фразеологизмы составили:
живут как кошка с собакой
остаться с носом
белая ворона
волчий аппетит
пальчики оближешь
ломать голову
- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу)
- Почему так говорят? При чём здесь медведь?
- Как сможете объяснить смысл этого фразеологизма?
- Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря).
(Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.)
Работа в парах с фразеологическим словарём. Коллективная проверка.
VIII. Рефлексия
Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу), «оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.
По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.
(Работа в парах.) На столах карточки
- Прочитайте записи.
ворон считать мечтать
витать в облаках молчать
мозолить глаза бездельничать
зарубить на носу надоедать
язык проглотить запомнить
В двух шагах Капля в море
Водить за нос Как ветром сдуло
За тридевять земель Рукой подать
И был таков Обвести вокруг пальца
Кот наплакал На краю света
Коллективная проверка
- Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить молчать и т.д.)
- Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.)
Коллективная проверка
IX. Подведение итогов урока
-Что такое фразеологизм?
-Какую роль играют эти слова в нашей речи?
-С какими видами словарей вы познакомились на уроках?
Оцените свою работу на уроке
X. Домашнее задание:
Упр. 76- составить рассказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....