конспект урока русский язык 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сарнецкая Людмила Михайловна

Конспект урока по теме: правописание разделительного ъ и ь знаков. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnye_i_.rar879.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительные ъ и  ь

Цели урока:

 1.  Закреплять знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.

 2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль,  умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, в группе, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов,  интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других,

3.Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формирование УУД:

 Познавательные УУД:

1.Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3 Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4.Формируем умение работать с учебником

5.Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4. Формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1.Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3.Фформируем умение прогнозировать

4.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1. Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2.Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Развиваем умение оценивать свою деятельность.

Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

"Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка".

 Слайд:      Прочтем девиз нашего урока: «Мои знания – моё богатство»  Как вы понимаете смысл этих слов?

Откройте свои тетради, запишите дату.

  1.  Актуализация знаний и пробное учебное действие

Ролик

  1. Диалог персонажей по теме. Определяют проблему.

- Послушайте диалог Маши и Алеши. (ролик)

-О каких буквах говорил Алёша?

-Как вы считаете, нужны ли буквы Ъ и Ь?

-Над какой темой мы будем работать?  

Слайд: "Написание разделительного Ъ и Ь знаков"

А какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними)

- А моя цель – помочь вам лучше понять и усвоить эти  правила правописания.

2) -У вас на партах лежат картинки с изображением песочных часов, символом времени, на них показано два этапа урока: начало и конец урока. Отметьте цветным карандашом свое отношение к данной теме, которое соответствует вам в данный момент.

3) -А теперь угадайте, о какой букве говорится:

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

-О какой букве идет речь?

– Какую роль выполняет мягкий знак «ь» в словах перед гласными е, ё, и, ю, я?

Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник?

(Твердый знак.)

– Что вы помните о правописании слов с разделительным твердым знаком «ъ»?

– После, каких приставок и перед какими гласными он пишется?

  1. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

1)Сопоставьте  Ъ и Ь знаки и выясните:

Слайд:

Что общего?

Какие общие действия?

Каковы составные части?

 (на слайд)

Работают в парах.

Дают ответы на поставленные вопросы:

Название: разделительные

Разделяют гласную от согласной

Ь знак стоит в корне, Ъ знак - после приставки

2)На партах лежат карточки: приставка, корень, ь;  приставка, корень, ъ.

Работа в парах. Составьте схемы написания разделительного ъ и ь знаков. Объясните.

(Один работает на доске)

  1.  Построение проекта выхода из затруднения

Слайд: 

Учитель демонстрирует схему. Проанализируйте схему, сделайте вывод.

Ученики делают вывод и фронтально проговаривают.

Разделительный Ъ знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный Ь знак пишется в корне слова перед гласными е, ё, и, ю, я.

  1. Реализация построенного проекта

1)Карточка программированного контроля.

-Я буду         называть слова с разделительным ъ и ь знаками, а вы ставьте плюсик в нужный столбик.

  1. Веселье,  
  2. съезд,
  3. подъезд,
  4. стулья,
  5. подъём,
  6. ружьё,
  7. объявление,
  8. обезьяна

 

2)Упражнение в учебнике с.61 №2

Задание: прочитайте строчки слов. Найдите лишнее слово. Запишите остальные слова.

Проверка выполнения задания.

-Прочитайте выписанные слова. Какое слово лишнее и почему?

 3)Получают свои работы

Слайд:

-Оцените свою работу

 (слайд: без ошибок -5; 1-2 ошибки -4; 3-5 ошибок -3, более 5 ошибок -2)

Физминутка

Ролик

4) А сейчас, ребята я предлагаю  открыть таинственные двери и прочитать народную мудрость,  для этого нужно выполнить следующее задание. (Слушают задание) (Есть терпенье - будет и уменье!), объяснить прочитанное.

5)Работа в группах. Каждая группа получает конверты.

Отгадаем загадки и узнаем, какой знак прячется в отгадке

  1. Вход в здание (подъезд)
  2. Снежная буря (вьюга)
  3. Служащий, разносящий почту (почтальон)
  4. Растолковать, сделать понятным (объяснить)
  5. Пригодный для еды (съедобный)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1)–  Услышим скоро мы звонок,

      Пора заканчивать урок.

-    Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока? (подтверждают, что Ъ и Ь знаки нужны, не смотря на то, что звуков не обозначают, а значит проблема урока решена).

На песочных часах отметьте цветным карандашом, как вы в конце урока  понимаете нашу сегодняшнюю тему.

Возьмите карточку  в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу  на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

  1. Дома из отрывка вашей  любимой книги выбрать и записать слова с разделительным ъ и ь знаками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...