Рабочая программа факультативного курса "Словоед"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
В программу факультативного курса вошли все слова, которые должны быть усвоены учащимися 2 класса, а также даны те слова, которых нет в программе, но они необходимы для расширения словарного запаса учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_slovoed.docx | 30.85 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_slovoed.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием словарных слов;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний о словах с непроверяемым написанием
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Общая характеристика курса.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. В программу факультативного курса вошли все слова, которые должны быть усвоены учащимися 2 класса, а также даны те слова, которых нет в программе, но они необходимы для расширения словарного запаса учеников.
Формирование навыков правильного написания непроверяемых слов включает следующие разделы:
- толкование слова;
- происхождение( этимология) слова;
- однокоренные слова;
- сочетаемость слов;
- синонимы, антонимы;
- переносное значение слова;
- литературные примеры.
Для систематизации работы над запоминанием слов с непроверяемым написанием учащиеся оформляют специальные тетради-словарики. В таких тетрадях дети записывают изучаемое слово, орфограммы, выполняют рисунки для букв, которые необходимо запомнить, подбирают однокоренные слова, составляют с изучаемым словом словосочетания и предложения.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тема 1. Морковь, заяц. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. Арбуз, ягода Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3.Берёза, деревня. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 4. Девочка, дежурный. Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Темы 5-6. Воробей, ворона, сорока. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Город, дорога. Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8. Быстро, скоро. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма».
Тема 9. Весело, ветер. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 10. Вдруг, вокруг. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 11. Завод, народ. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема12. Карандаш, стакан. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 13. Корова, молоко. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 14. Капуста, сапоги. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 15. Коньки, пальто. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 16. Класс, русский. Работа со словарём. Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 17. Лопата, урожай. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 18. Медведь, медведица. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 19. Лисица, животное. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами.
Тема 20. Собака, товарищ. Головоломка «Начни и закончи О». Работа со словарём. Конкурс загадок.
Темы 21-22. Машина, работа, рабочий. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 23. Одежда, посуда. Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Игра «Найди друзей».
Тема 24. Москва, столица. Головоломка «Все слова на О». Игра «Угадай - ка!»
Тема 25. Родина, Россия. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения. Прослушивание сказок, рассказов.
Темы 26-27. Пенал, ребята, тетрадь. Головоломка «Начинай на Е».
Тема 28. Петух, метель. Рассказ учителя о словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словарём. Разгадывание ребусов. Игра «Домино».
Тема 29. Суббота, здравствуй. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок.
Тема 30. Ученик, ученица. Рассказ учителя. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка.
Тема 31. Учитель, учительница. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Тема 32. Хороший, хорошо. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 33. Язык, земляника. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 34. Итоговое занятие. Представление готовых работ. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема | Виды неурочной деятельности | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 2 3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32 33 34 | Словарные слова. Морковь, заяц. Арбуз, ягода. Берёза, деревня. Девочка, дежурный. Воробей, ворона, сорока. Город, дорога. Быстро, скоро. Весело, ветер. Вдруг, вокруг. Завод, народ. Карандаш, стакан. Корова, молоко. Капуста, сапоги. Коньки, пальто. Класс, русский. Лопата, урожай. Медведь, медведица. Лисица, животное. Собака, товарищ. Машина, работа, рабочий. Одежда, посуда. Москва, столица. Родина, Россия. Пенал, ребята, тетрадь. Петух, метель. Суббота, здравствуй. Ученик, ученица. Учитель, учительница. Хороший, хорошо. Язык, земляника. Итоговое занятие. | Познавательная, игровая.
Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. Познавательная, игровая. | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата | Корректировка |
1 2 3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21-22 23 24 25 26-27 28 29 30 31 32 33 34 | Словарные слова. Морковь, заяц. Арбуз, ягода. Берёза, деревня. Девочка, дежурный. Воробей, ворона, сорока. Город, дорога. Быстро, скоро. Весело, ветер. Вдруг, вокруг. Завод, народ. Карандаш, стакан. Корова, молоко. Капуста, сапоги. Коньки, пальто. Класс, русский. Лопата, урожай. Медведь, медведица. Лисица, животное. Собака, товарищ. Машина, работа, рабочий. Одежда, посуда. Москва, столица. Родина, Россия. Пенал, ребята, тетрадь. Петух, метель. Суббота, здравствуй. Ученик, ученица. Учитель, учительница. Хороший, хорошо. Язык, земляника. Итоговое занятие. | Расширение и совершенствование словаря. Слово как лексическая единица языка, как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Состав слова. Образование слов. Родственные слова.
Развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти Решение занимательных задач. Оформление газет. Знакомство с научно-популярной литературой. Самостоятельная работа. Работа в парах, в группах. Творческие работы. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Планируемые результаты изучения курса
К концу изучения программы обучающиеся должны иметь представления:
об основных терминах, связанных с лексикой;
Знать:
откуда пришли к нам некоторые слова и выражения;
некоторые термины и понятия;
Некоторые пословицы, поговорки, загадки;
Уметь:
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы;
различать слова-паронимы, архаизмы и неологизмы.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа факультативного курса "Русская литература 19-20 века"
программа расчитана на 34 часа во 2 классе...
Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»
В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...
Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва).Так же пред...