Работа над словами с непроверяемыми написаниями
материал по русскому языку на тему

Сукочева Алла Викторовна

Библиографический список научно-методической литературы к данной теме; конспекты, тезисы и аннотации статей; упражнения для самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovami_s_neproveryaemymi_napisaniyami.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Библиографический список научно – методической литературы к данной теме.

  1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1987. – С.367.
  2. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач.     Начальная школа. - 1999. - №4. – С.17.
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Бельдина Е.В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями. ⁄ ⁄     Начальная школа. – 2002. - №1. – С.32.
  5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы  усвоения орфографии, обучение орфографии.     Начальная школа. - 2003. - №4. – С. 39.
  6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
  7. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – М.: Изд. «Знание», 1977.
  8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся.     Начальная школа. - 2002. - №1. – С.90.
  9. Буркова Т.В. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию.     Начальная школа. - 1998. - №11. – С. 82.
  10. Возрастная и педагогическая психология.    Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1991, с.271.
  11. Волина В.В.Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. – С.271.
  12. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников.     Вопросы психологии. – 1983 - №5. – С.64.
  13. Ераткина В.В.  Работа с непроверяемыми написаниями». ⁄ ⁄     Начальная школа. – 1999. - №6.
  14. Жедек П.С. Методика обучения орфографии.    Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах.    Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1992, с.306.
  15. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями». ⁄ ⁄     Начальная школа. – 1993. - №11. – С.25.
  16. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Просвещение, 1991, с.47.
  17. Карякина Н.А. Орфограммы в загадках.  ⁄  Начальная школа. - 2001. - №2. –С.96.
  18. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка.   ⁄  Начальная школа. – 1990. - № 3. – С.37.
  19. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемыми написаниями.      Начальная школа. – 2004. - №8. – С.58.
  20. Махонина. Н.Н. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.    Начальная школа. - 2006. -  №6. – С.74.
  21. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости.     Начальная школа. - 1989. - №6. – С.73.
  22. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости.     Начальная школа. - 1996. - №1. – С. 45.
  23. Селезнева М.С. Работа по развитию орфографической зоркости.     Начальная школа. - 1997. - №1. – С. 81.
  24. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997.
  25. Уткина Т.И. Работа над словами с непроверяемыми написаниями.  Начальная школа. – 1999. - №6. – С.81.
  26. Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок.     Начальная школа. - 1997. - №8. – С.82.
  27. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками.     Начальная школа. - 2001. - №4. – С.42.
  28. Яшенкова С.Н. Как я работаю со словарными словами.    Начальная школа. - 2001. - №9. – С.109.

Конспект статьи учителя средней школы №109 г. Екатеринбурга Е.В. Бельдиной «Работа над словами с непроверяемыми написаниями».

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями я начала три года назад, когда приступила к занятию по развивающему обучению Л.В.Занкова, в частности столкнулась с учебником «Русский язык» А.В. Поляковой и на страницах его не увидела слов с этими написаниями. Мне пришлось перестроить свою работу, и вот что я получила.

    На первом – подготовительном - этапе провела следующую работу:

   1) систематизировала слова (программа 1-4, 1-3); записала их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке;

   2) систематизировала карточки и дописала новые слова в двух экземплярах;

   3) спланировала ознакомление со словами по классам на все учебные годы в алфавитном порядке, понедельно;

   4)приготовила словарики.

   Поставила цели:

раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;

добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового  и закреплении строго материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебника начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.

Мои ученики имеют индивидуальный словарик. С ним они начинают работу со второго полугодия первого класса. Слова дети пишут с одной стороны листа, а обратную сторону оставляют свободной, на ней они записывают словарные диктанты. В основном работа со словарем проходит коллективная, а со второго полугодия второго класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной.

За словариками я постоянно слежу, т.е. проверяю их, делаю выписку слов.

    Второй этап – ознакомительный.

На нем знакомлю детей со словом или группой слов – иначе, предъявляю слова.

Работу по предъявлению слова провожу следующим образом:

   1) рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;

   2) проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

   3) чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

   4) решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву?

Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме проверить;

   5) подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений;

   6) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно. Кроме того, надо помнить, что в начальной школе изучаются слова такие, как быстро, весело, вдруг

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов провожу через карточки-картинки, иллюстрации; пословицы, поговорки; загадки; тексты, описательные тексты; предложения.

На этом этапе обращаю внимание детей на осмысление значения слова – предмета, иначе – на признак, который присущ только этому предмету, а затем связываю с орфограммой. Например, изучаем слово берёза. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает ее от других деревьев. Дети сразу называет его: Ствол у березы белый.

Белая береста у березки нашей,

Нет на свете деревца

И милей и краше.

 - Помните дети, что все березы белые, после б пишите е.

На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять в устной речи.

В одной из своих статей Н.С. Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

   Третий этап – тренировочно-закрепительный.

Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Уроки русского языка начинаю с чтения слов по словарику (или из карточек) или орфографической разминки.

Для этого даю слово, которое изучили, но более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал. Например, в первом классе – письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов или кроссвордов, игр типа «Подскажи словечко», например:

На жарком солнышке подсох,

И рвется из стручков…(горох).

Прошу все слова назвать,

Где –оро- надо написать.

Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.

В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога…

В каких словах ель «растет»?

Понедельник, учитель…

На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие); ребусы; Иллюстрации; творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы; таблицы (вводятся в четвертой четверти в третьем классе).

   Четвертый этап – учетно-контрольный.

 Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся различные виды слуховых диктантов: словарные диктанты (в словариках, в рабочих или в контрольных тетрадях; І класс – 8-10 слов; ІІ класс – 10-12 слов; ІІІ класс – 12-15 слов); проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаю слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.

Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор делаю на запоминание, но не механическое. Карточки построены на контрасте цветов, так как младшие школьники любую информацию запоминают зрительно намного лучше, чем на слух. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и, конечно же, увеличивает словарный и лексический запас слов и грамотность письма.

 

   Пятый этап – итогово-аналитический, в результате которого я вывожу траекторию продвижения классов по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Конспект статьи  «Работа со словами с непроверяемыми написаниями» учителя школы

№ 1123 Москвы  И.В. Захаровой.

Данная статья преследует цель предложить некоторые рекомендации и конкретные учебные материалы для работы над словами, традиционно именуемыми в школьной практике «словарными». Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов.

Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.

Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предлагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы: а)отгадывание загадки; б)рассматривание предметной картинки; в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем уч-ся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слов.

2. Работа над «слуховым» образом слов.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.

Это очень важно для всей последующей работы, т.к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слов с «окошком» («дыркой»).

После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка: б.рёза.

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как оно написано.

Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: б.рёза.

Ответ: прием не равноценен приему записи слова с «дыркой» самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно.

После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать, проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке, либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования.

4. Работа над «зрительным» образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом П.С. Жедек. Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов.

Тезисы  статьи учителя ср. школы №1 г.Саяногорска Красноярского края Л.С. Лаптевой «Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием».

В статье автор делится своим опытом, методическими приемами, которые она использует в работе при изучении слов с непроверяемыми написаниями.

Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, «формируется в деятельности и является результатом многократных действий» (Д.Н. Богоявленский), она использует систему работы, при котором в течении недели можно повторить все словарные слова, изучаемые за год.

Пример изучения словарных слов. В начале года все слова делятся на группы (4-6 слов), каждая напечатана для каждого ученика. В картинном словаре слова и картинки сгруппированы соответственно этим группам и разложены по папкам.

Необходимо работать над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя детей с новыми словами, используется картинный словарь. На второй день дети пишут слова на кальке по трафарету (такие трафареты, соответствующие группам слов, изготовлены для каждого ученика и хранятся в конвертах, в классе). На третий день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой. На пятый день – усвоение этих слов изучаемой группы проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.

Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно по группам или выборочно.

Вот некоторые приемы, которые можно использовать при повторении.

1.Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем.

2.Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово:

крндш, пнл

3.Ответь одним словом.

Шестой день недели. (Суббота.)

4.Составить и записать рассказ по опорным словам:

ветер мороз, коньки, суббота, весело, ребята

Работая по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями,  ежедневно на уроке повторяется с детьми 2-3 группы слов, а за неделю практически все слова. Это повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

Аннотация статьи учителя начальных классов С.Н. Яшенковой, г.Сычевки Смоленской области «Как я работаю со словарными словами».

Автор статьи предлагает способ запоминания словарных слов детьми при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем: 1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления и действия, которые обозначают слова; 2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания используются схематические рисунки:

рабочий

работа

сапоги

пальто

машина

завод

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Упражнения для самостоятельной работы учащихся.

I класс.

Выпиши из словаря слова на тему: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», Птицы» и т.д.

Выпиши 4-5 слов на определенную букву: п, с, к и т.д.

Выпиши слова с ь в середине.

Группировка слов по месту ударения.

Допиши предложения:

   В класс вошла …

   Весело чирикает …

   В берлоге спит …

 

Игры. Первый слог «потерялся».

   …радь (тетрадь)

   …нал (пенал)

   …бака (собака)

   …хар (сахар)

 

Собери слоги.

   де, ный, жур (дежурный)

   воч, де, ка (девочка)

   ки, ва, лен (валенки)

II класс.

Выпиши слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

Выпиши слова, обозначающие предметы или признаки предметов.

Выпиши слова, обозначающие овощи, орудия труда и т.д.

Задания на классификацию:

а) запиши дни недели в нужном порядке;

б) запиши названия месяцев в нужном порядке.

Задания на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам, по различным признакам и т.д.).

III класс.

Выпиши 5 имен существительных 1-го или 2-го склонения.

Поставь словосочетание в нужном падеже. Например: весенняя погода (винительный, творительный падеж).

Подбери однокоренные слова (другой части речи). Например: металл – металлический; группа – групповой, группировать.

При изучении нового слова:

  • указать, какой частью речи оно является;
  • разобрать данное слово по составу;
  • от имени существительного образовать прилагательное (и наоборот);
  • просклонять новое слово по падежам.

            хорошо

            быстро

            весело

            скоро

  Как кататься на велосипеде?        

Хорошо, быстро, весело скоро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Работа над словами с непроверяемым написанием.

     Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе      «Психолого – п...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...