Урок по теме "Закрепление.Части речи. Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок по русскому языку, проведённый в 4 «В» классе Гусевой М.В.

Тема: Закрепление.Части речи. Словосочетание.

Тип урока: повторение пройденного.

Задачи:

  • развивать умение различать части речи, уточнить их грамматические признаки;
  • развивать умение классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;
  • сравнивать слово, словосочетание, предложение;
  • формировать умение составлять словосочетания по картине с изученными частями речи;
  • содействовать развитию умения употреблять более точные, меткие слова в речи;
  • развивать умение определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопросов;
  • развивать умение разбирать предложение; выделять в предложении словосочетание.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Различать изученные части речи;
  • Называть грамматические признак изученных частей речи;
  • Подбирать примеры изученных частей речи;

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  • Группировать слова по определённому признаку, обосновывать своё мнение;
  • Вступать в диалог для решения поставленной задачи;

Личностные:

  • Анализировать результаты деятельности, планировать действия по улучшению результатов;
  • Проявлять фантазию, включать воображение;
  • Доброжелательно относиться к окружающему миру, испытывать чувства эмоционально- нравственной отзывчивости при чтении текста.

 

Межпредметные связи:

  • Чтение(работа над лексическим значением слова; определение темы и главной мысли текста; составление мини-сочинения).
  • Музыка ( музыкальный фон классической музыки для чувственного восприятия и более глубокого анализа текста).

Ресурсы урока: учебник,1ч., рабочая тетрадь, рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                        Мотивация познавательной деятельности, самоопределение

Включение учащихся в беседу.

- Для чего существует речь?

 

- Какая речь бывает с точки зрения языка?

- Сейчас вы услышите стихотворение Ларисы Олейник.  Какое бы задание вы себе задали после прослушивания?

 

-На какой вопрос вы должны ответить, чтобы определить тему?

-Главную мысль, идею?

 

Отвечают на вопросы.

- Для выражения мыслей, чувств, общения, передачи знаний.

- Устная, письменная, внутренняя.

- Определить тему и главную мысль.  ( Ребята могут назвать и другие, но учитель останавливается на этих заданиях).

 

- О чём стихотворение.

- Для чего автор это рассказал, на что хотел обратить наше внимание.

                                                           Актуализация необходимых знаний, развитие речи

Последние листья с деревьев слетают,

И серая туча накрыла весь город,

И грустные мысли котёнка терзают:

«Ведь скоро зима. Это холод и голод…

Где лапки погреть? Где промокшую шубку

Слегка просушить, молока полакать?...

Где нежно погладят? Хотя бы минутку

Дадут в теплоте и уюте поспать?»

 

Послушайте стихотворение Виктора Лунина, он тоже пишет об этом.

…На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста…

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!

Сказала мама: «Не мечтай!»

Он промяукал мне : «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси!»

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: Как тут быть?

Я закричал: «Усыновить!»

 

Посмотрите, как автор заставил нас задуматься об очень важных вещах в жизни. Вот и вы попробуйте раскрыть главную тему и написать мини – сочинение на тему «Настоящие сокровища».

А я вам помогу музыкальным фоном, возможно музыка вам подскажет что-то .

 

В каком словаре мы можем узнать толкование слова «сокровище»?

 

Замечательно то, что большинство из вас выбрали и раскрыли в своих рассказах сокровища, как любовь и забота близких, друзей; дары природы; знания и др. Это намного ценнее в жизни.

Обсуждают стихотворение. Определяют тему: осень, одинокий грустный котёнок. Определяют главную мысль: Такое горе может произойти с любым живым: животным, человеком. Очень плохо, горько быть сиротой, одиноким. Нельзя оставаться равнодушным, можно всегда чем-то помочь, главное не пройти мимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята пишут на музыкальном фоне (классическая музыка) мини-сочинения. Затем по желанию выходят те, кто хочет зачитать вслух. Обсуждение.

 

 

 

- Толковом.

Чтение лексического значения в словаре слова «сокровище»

Организация познавательной деятельности. Работа по теме урока.

Из чего состоит речь? Предложение? Все слова в речи -это….?

 

Организация игры «Части речи» параллельно с обучающим словарём.

 

 

 

 

 

Проверка:

- Какие вы выписали слова с разным количеством букв и звуков? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия:

 

- Подпишите знакомые части речи в своих сочинениях. Где затрудняетесь – поставьте вопросительный знак.

 

Работа с мультимедийным диском « Русский язык за 10 минут. 4 класс»

 

 

- Части речи.

 

  1. Ребята пишут 7 словарных слов, пользуясь орфографическим словарём, обозначают орфограммы и определяют  количество букв и звуков.
  2. Вместе с этим учащиеся первых парт выходят к доске и выбирают карточку с нужной частью речи, забирают её себе. Когда сели первые и приступили к работе, выходят вторые и т.д.

 

 

 

  1. Проверка частей речи: выход команды, которая выбирала карточки с существительными. Проговаривание хором определения имени существительного. Каждый зачитывает свою карточку и доказывает, задаёт вопрос к слову. Остальные – руки на локоть и хлопок, если ошибка. (Кто первый заметит?)
  2. Аналогично проверка команд – групп  с прилагательными, глаголами, наречиями, числительными, местоимениями.

 

Ребята подписывают части речи, а несколько человек у доски (по – очереди) работают с диском под наблюдением учителя, выполняя задания на интерактивной доске по составлению словосочетаний. Эта работа ведётся на разных уроках. Группы каждый день вызываются разные, и проводится эта работа, как соревнование между группами, так как озвучиваются результаты набранных баллов (или пропущенных «голов») командой.

                                                                       Физкультминутка.

Море волнуется раз, море волнуется 2, море волнуется 3.

Фигура одушевлённого существительного замри.

Фигура, выражающая прилагательное – чувства замри. И т. д.

Ребята отдыхают, а при команде замри  -замирают, соответственно заданию. Двое остаются, а остальные, задавая вопрос, пытаются отгадать существительное, прилагательное и т. д.

Работа по теме урока. Продолжение

 

Что такое Словосочетание?

Работа в группах: составить по репродукции картины И.Шишкина«Лес перед грозой» словосочетания по заданной модели.

 

 

 

Проверка.

Учащиеся по группам составляют одно (лучшее – как договорятся) словосочетание, соответствующее заданию:

- Сущ. (гл. слово) + прилагательное (зависимое);

- Сущ. (гл.) + сущ.(завис.);

- глагол (гл.) + сущ. (завис.); (не спутать с грамматической основой)

- глагол (гл.) + наречие (завис.);

 

                Работа по учебнику

-Где мы используем словосочетания?

-Составьте предложение из словосочетаний в упражнении № 30, стр.23. ( Это домашнее задание – устный разбор).

Работа с упражнением № 29,стр.22.

 

- В построении предложений.

Ребята показывают веера с пропущенными орфограммами в словах из упражнения и объясняют их.

Запись и разбор первого предложения вместе с показом на доске. (Игра передай мелок)

 

                      Рефлексия.

 

 

- Что вы сегодня нового изучили? Кто доволен своей работой на уроке?

Запись и разбор второго предложения самостоятельно.

Подведение итогов

Инициирует обсуждение трудностей, возникших при работе или организации работы в группах.

Анализируют деятельность, выявляют трудности, предлагают варианты выхода из сложившихся ситуаций. Дают самооценку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку, проведённый в 4 «В» классе Гусевой М.В.

Тема: Закрепление. Части речи. Словосочетание.

Тип урока: повторение пройденного.

Задачи:

  • развивать умение различать части речи, уточнить их грамматические признаки;
  • развивать умение классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;
  • сравнивать слово, словосочетание, предложение;
  • формировать умение составлять словосочетания по картине с изученными частями речи;
  • содействовать развитию умения употреблять более точные, меткие слова в речи;
  • развивать умение определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопросов;
  • развивать умение разбирать предложение; выделять в предложении словосочетание.

                                        Планируемые результаты

Предметные:

  • Различать изученные части речи;
  • Называть грамматические признак изученных частей речи;
  • Подбирать примеры изученных частей речи;

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  • Группировать слова по определённому признаку, обосновывать своё мнение;
  • Вступать в диалог для решения поставленной задачи;

Личностные:

  • Анализировать результаты деятельности, планировать действия по улучшению результатов;
  • Проявлять фантазию, включать воображение;
  • Доброжелательно относиться к окружающему миру, испытывать чувства эмоционально- нравственной отзывчивости при чтении текста.

Межпредметные связи:

  • Чтение (работа над лексическим значением слова; определение темы и главной мысли текста; составление мини-сочинения).
  • Музыка ( музыкальный фон классической музыки для чувственного восприятия и более глубокого анализа текста).

Ресурсы урока: учебник,1ч., рабочая тетрадь, рабочая программа.

                                                                                 Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                        Мотивация познавательной деятельности, самоопределение

Включение учащихся в беседу.

- Для чего существует речь?

- Какая речь бывает с точки зрения языка?

- Сейчас вы услышите стихотворение Ларисы Олейник.  Какое бы задание вы себе задали после прослушивания?

-На какой вопрос вы должны ответить, чтобы определить тему?

-Главную мысль, идею?

Отвечают на вопросы.

- Для выражения мыслей, чувств, общения, передачи знаний.

- Устная, письменная, внутренняя.

- Определить тему и главную мысль.  ( Ребята могут назвать и другие, но учитель останавливается на этих заданиях).

- О чём стихотворение.

- Для чего автор это рассказал, на что хотел обратить наше внимание.

                                                           Актуализация необходимых знаний, развитие речи

Последние листья с деревьев слетают,

И серая туча накрыла весь город,

И грустные мысли котёнка терзают:

«Ведь скоро зима. Это холод и голод…

Где лапки погреть? Где промокшую шубку

Слегка просушить, молока полакать?...

Где нежно погладят? Хотя бы минутку

Дадут в теплоте и уюте поспать?»

Послушайте стихотворение Виктора Лунина, он тоже пишет об этом.

…На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста…

Он был, конечно, сирота.

Он мне мяукнул: «Выручай!

Сказала мама: «Не мечтай!»

Он промяукал мне : «Спаси!»

Сказала мама: «Не проси!»

Он всхлипнул, заморгал глазами

И перелез на туфлю к маме.

Вздохнула мама: Как тут быть?

Я закричал: «Усыновить!»

Посмотрите, как автор заставил нас задуматься об очень важных вещах в жизни. Вот и вы попробуйте раскрыть главную тему и написать мини – сочинение на тему «Настоящие сокровища».

А я вам помогу музыкальным фоном, возможно музыка вам подскажет что-то .

В каком словаре мы можем узнать толкование слова «сокровище»?

Замечательно то, что большинство из вас выбрали и раскрыли в своих рассказах сокровища, как любовь и забота близких, друзей; дары природы; знания и др. Это намного ценнее в жизни.

Обсуждают стихотворение. Определяют тему: осень, одинокий грустный котёнок. Определяют главную мысль: Такое горе может произойти с любым живым: животным, человеком. Очень плохо, горько быть сиротой, одиноким. Нельзя оставаться равнодушным, можно всегда чем-то помочь, главное не пройти мимо.

Ребята пишут на музыкальном фоне (классическая музыка) мини-сочинения. Затем по желанию выходят те, кто хочет зачитать вслух. Обсуждение.

- Толковом.

Чтение лексического значения в словаре слова «сокровище»

                               Организация познавательной деятельности. Работа по теме урока.

Из чего состоит речь? Предложение? Все слова в речи - это….?

Организация игры «Части речи» параллельно с обучающим словарём.

Проверка:

- Какие вы выписали слова с разным количеством букв и звуков? Почему?

Рефлексия:

- Подпишите знакомые части речи в своих сочинениях. Где затрудняетесь – поставьте вопросительный знак.

Работа с мультимедийным диском « Русский язык за 10 минут. 4 класс»

- Части речи.

  1. Ребята пишут 7 словарных слов, пользуясь орфографическим словарём, обозначают орфограммы и определяют  количество букв и звуков.
  2. Вместе с этим учащиеся первых парт выходят к доске и выбирают карточку с нужной частью речи, забирают её себе. Когда сели первые и приступили к работе, выходят вторые и т.д.

  1. Проверка частей речи: выход команды, которая выбирала карточки с существительными. Проговаривание хором определения имени существительного. Каждый зачитывает свою карточку и доказывает, задаёт вопрос к слову. Остальные – руки на локоть и хлопок, если ошибка. (Кто первый заметит?)
  2. Аналогично проверка команд – групп  с прилагательными, глаголами, наречиями, числительными, местоимениями.

Ребята подписывают части речи, а несколько человек у доски (по – очереди) работают с диском под наблюдением учителя, выполняя задания на интерактивной доске по составлению словосочетаний. Эта работа ведётся на разных уроках. Группы каждый день вызываются разные, и проводится эта работа, как соревнование между группами, так как озвучиваются результаты набранных баллов (или пропущенных «голов») командой.

                                                                       Физкультминутка.

Море волнуется раз, море волнуется 2, море волнуется 3.

Фигура одушевлённого существительного замри.

Фигура, выражающая прилагательное – чувства замри. И т. д.

Ребята отдыхают, а при команде замри  -замирают, соответственно заданию. Двое остаются, а остальные, задавая вопрос, пытаются отгадать существительное, прилагательное и т. д.

                         Работа по теме урока. Продолжение

Что такое Словосочетание?

Работа в группах: составить по репродукции картины И.Шишкина «Лес перед грозой» словосочетания по заданной модели.

Проверка.

Учащиеся по группам составляют одно (лучшее – как договорятся) словосочетание, соответствующее заданию:

- Сущ. (гл. слово) + прилагательное (зависимое);

- Сущ. (гл.) + сущ.(завис.);

- глагол (гл.) + сущ. (завис.); (не спутать с грамматической основой)

- глагол (гл.) + наречие (завис.);

                Работа по учебнику

-Где мы используем словосочетания?

-Составьте предложение из словосочетаний в упражнении № 30, стр.23. ( Это домашнее задание – устный разбор).

Работа с упражнением № 29,стр.22.

- В построении предложений.

Ребята показывают веера с пропущенными орфограммами в словах из упражнения и объясняют их.

Запись и разбор первого предложения вместе с показом на доске. (Игра передай мелок)

                      Рефлексия.

- Что вы сегодня нового изучили? Кто доволен своей работой на уроке?

Запись и разбор второго предложения самостоятельно.

                                                                  Подведение итогов

Инициирует обсуждение трудностей, возникших при работе или организации работы в группах.

Анализируют деятельность, выявляют трудности, предлагают варианты выхода из сложившихся ситуаций. Дают самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи. Словосочетания. Предложения.

Тетрадь для самостоятельной работы обучающихся....

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи.  Словосочетание.  Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова....

Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Предмет «Формирование грамматического строя речи».Цель: закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета....

Конспект урока «Формирование грамматического строя речи» в 4 «А» классе I отделение Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета.

Предмет «Формирование грамматического строя речи».Тема: Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими назначение предмета (1 скл).Тип урока: урок закрепления умений и навыков ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание»"

Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 10 изд., перераб. – М..: Просвещение, 2019Раздел :...