Технологическая карта урока по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку (пример), краткое содержание плана конспекта урока, основные этапы урока, УУД по ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются:
По вертикали этапы урока: | По горизонтали: |
Организационный момент. | Задачи каждого этапа. |
Подготовка к активной познавательной деятельности. | Методы. |
Установка познавательной задачи. | Формы. |
Усвоение новых знаний. | Виды деятельности учащихся. |
Первичная проверка понимания. | |
Закрепление знаний. | |
Самопроверка знаний. | |
Итог. | |
Домашнее задание. |
Единых требований к составлению технологических карт не существует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Вариант 1
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
1 этап Цель – актуализировать знания о… | ||
Вариант 2
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
Вариант 3
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Вариант 4
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Пример технологической карты урока
- ФИО учителя
- 2 класс
- Предмет: русский язык, УМК «Перспектива»
- Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Глагол»
- Цели урока:
1. Систематизировать знания о глаголе, как части речи
2. Закрепить умение находить глагол в речи.
3. Стимулировать интерес к русскому языку, его многообразию.
- Задачи урока:
Образовательные: сформировать умение использовать глаголы в связной речи
Развивающие: развивать умение подбирать однокоренные глаголы, выделять синонимы и антонимы.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.
- Дидактические средства:
Для учителя: средства ИКТ (презентация), оценочные шаблоны красного, жёлтого и синего цвета.
Для обучающегося: тетрадь, учебник, карточка- тест для индивидуальной работы.
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Орг.момент | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо – под рукой! | Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. | Орфографическая разминка Выборочное письмо | В в…сеннем л…су вет…р свободно гуляет. Ничто не мешает ему к…ч…ть с…рё…ки у ол…хи. Со...нце осв…щ…ет яркие и пушистые цв…ты. Задание: объяснить пропущенные орфограммы Есть ли в этом тексте глаголы? Какая часть речи называется глаголом? Как изменяются глаголы? Какие из данных глаголов можно изменить по числам? К глаголу качать задание особое. Прежде назовите, какие слова называются синонимами? Подберите к слову качать слова – синонимы и запишите их в тетрадь. Весной на лугах расцветает много цветов. Мы, как волшебники, оживим каждый цветок, т.е. подберём к нему глагол, который будет указывать на его цвет. Каждый из этих глаголов разберите по составу. Для этого назовите части слова. Какой из данных глаголов лишний? | В слове весеннем пропущена безударная гласная е, проверочное слово вёсны. В слове лесу пропущена безударная гласная е, проверочное слово лес. В слове ветер пропущена безударная гласная е, непроверяемая ударением. В слове качать пропущена безударная гласная а, проверочное слово качка, вторая гласная а, ча пиши с буквой а. В слове серёжки пропущена безударная гласная е, проверочное слово серьги, пропущена парная согласная ж - проверочное слово серёжечка. В слове ольхи пропущен ь как показатель мягкости. В слове солнце пропущена непроизносимая согласная л, проверочное слово солнышко. В слове освещает пропущена безударная гласная е, проверочное слово свет, ща пиши с буквой а. В слове цветы пропущена безударная гласная е, проверочное слово цвет. В этом тексте глаголы: Гуляет, мешает, качать, освещает. Глаголом называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Глаголы изменяются по числам. По числам можно изменить глаголы: гуляет, мешает и освещает. Гуляет (ед. ч) – гуляют (мн. ч) Мешает (ед. ч) – мешают (мн. ч) Освещает (ед. ч) – освещают (мн. ч) Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Качать - покачивать — раскачивать — пошатывать — колебать — колыхать Белеет ромашка, синеет василёк, зеленеет травка, желтеют одуванчики. Слово состоит из корня, окончания, приставки и суффикса. Корнем называется общая часть родственных слов. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова. В слове белеет – окончание ет, корень бел, суффикс е. В слове синеет окончание ет, корень син, суффикс е. В слове зеленеет окончание ет, корень зелен, суффикс е. В слове желтеют окончание ют, корень желт, суффикс е. Лишний глагол желтеют, потому что он множественного числа. | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Физ. минутка. Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще через левое плечо! Хватит. Выдохнуть, вдохнуть, Потянуться, отдохнуть. | |||
Продолжение работы по теме урока. Цель: совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. | Развитие связной речи. | Вам нравится красивая и правильная речь? Мы на уроке будем работать над развитием связной речи. Поэтому, с данными словосочетаниями составим предложения, запишем их в тетради и в каждом предложении подчеркнём главные члены предложения. Постараемся составить предложения так, чтобы получился связный рассказ. | В нашем саду белеет одинокая ромашка. Рядом с ней синеет василёк. Вокруг зеленеет молодая травка. А вдали желтеют одуванчики. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: самостоя тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок. | Выборочное письмо
| Из текста (на доске – слайд) вы должны выписать словосочетания, в котором глаголы обозначают действие живых существ. Пришла весна. Но кругом ещё лежит снег. - Солнце улыбается, - зачирикали воробьи. - Кар-р! Кому? - закаркали вороны. - Всем, всем, всем! - запиликали синицы. Запели звонко птицы. | Зачирикали воробьи, закаркали вороны, запиликали синицы, запели птицы. | Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий. |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока. | Тест | Выберите верное утверждение: 1. Глагол отвечает на вопросы: А) какой, какая, какое, какие? Б) кто? Что? В) что делать? что сделать? 2. Глагол – это часть речи, которая обозначает: А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет 3. Подчеркни верный ответ: А) Глагол «бежит» – мн. ч. Б) Глагол «играли» – мн. Ч. Оценка своей работы: Красный цвет – отлично Жёлтый цвет– хорошо Синий цвет – недостаточно хорошо | 1. В; 2. Б; 3. Б. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем. |
Фрагмент урока: работа с тестами с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
Формы и методы применения данных заданий
Тесты можно применять на разных этапах урока, например на этапе проверки домашнего задания, этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний, этапе закрепления новых знаний и способов действий, этапе обобщения и систематизации знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Этап закрепления новых знаний | Выводит на экран вопросы теста, зачитывает каждый вопрос, выслушивает и выводит на экран ответы учащихся, комментирует результат | Слушают вопрос, читают его сами, обдумывают и дают ответ, анализируют результат | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация знаний | Дает задание для индивидуальной работы в рабочих тетрадях, затем организует взаимопроверку в парах при помощи экрана | Выполняют тесты в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи экрана | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов | Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на установление соответствия или закономерности
Формы и методы применения данных заданий
Задания на установление соответствия или закономерности можно использовать на: этапе проверки домашнего задания, этапе первичного закрепления знаний, этапе контроля и самоконтроля знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Проверка домашнего задания | Выводит на экран задание, вызывает учеников к доске для выполнения задания, сам комментирует результат или просит прокомментировать кого-то из учащихся | Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Фрагмент урока: работа с заданиями на выявление общих признаков (найди «лишнее»)
Формы и методы применения данных заданий
Задания типа «Найди лишнее» целесообразно использовать на этапе первичного закрепления полученных знаний, этапе применения знаний, этапе коррекции знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Первичное закрепление полученных знаний | Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Применение полученных знаний | Организует работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы у экрана | Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие | Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
Фрагмент урока: работа с заданиями на восстановление текста («Заполни пропуски»)
Формы и методы применения данных заданий
Логические задания на восстановление текста («Заполни пропуски») направлены на формирование у школьников логического мышления, умения проводить операции синтеза, восстанавливая целое из частей. Эти задания можно применять на этапе подготовки учащихся к усвоению новых знаний (для создания проблемной ситуации), этапе обобщения и систематизации, этапе контроля и самоконтроля.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Создает проблемную ситуацию, когда выполнение задания невозможно из-за недостатка знаний | У экрана выполняют задание. Пытаются исправить возникшие ошибки | Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Обобщение и систематизация | Организует фронтальную устную работу у экрана | По цепочке выполняют задания с подробным комментированием | Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...