Статья. Занимательный и игровой материал на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Фурман Светлана Валентиновна

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.

Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Занимательный и игровой материал на уроках русского языка.

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Сам процесс постижения нового должен стать для детей увлекательным, принося приобщение к неведомым ранее тайнам морального удовлетворения, чувство гордости за свои успехи.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил, заданий учебника. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность. Интерес вызывает удивление, будит мысль. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. При обучении детей в начальных классах часто используют загадки. Пословицы. Скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи.

Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.

  Игра «Из каких слов выпали гласные?».

д.р.вн.    п.ртр.т

м.л.т.к    с.л.м.

к.ньк.   т.л.ф.н

  Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова.

Учащиеся записывают составленные слова.

го (город, горох, гореть, горизонт}

И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в норку утащили.

..суда, ..рёза, ..сква

«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти.

Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов. В начале урока, как орфографическую можно провести игру с загадками. Запись словарных слов из загадок.

Шутливые словесные загадки - это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас ребёнка, учит его чувствовать слово и вырабатывает умение мыслить нестандартно. Область их применения чрезвычайно широка.

Помогите вашим детям весело и с пользой провести досуг, стать умными, догадливыми и находчивыми!

ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ

 

Мой дружок, Умельцев Лёха,

Сделал порох... из гороха!

А рецепт совсем простой.

Догадайся, дорогой!

(Заменить Г на Пгорох - порох)

 

Хоть малым-мала кастрюля,

Но сидит в ней наша Юля!

Помещается в ней просто,

А ведь Юлька с папу ростом.

Дайте мне скорей ответ:

Быть так может или нет?

(Может: кастр-Юля)

 

Как же это? Как же это?

Размяукалась... котлета.

Есть её теперь боюсь,

Прежде в этом разберусь.

Кто из вас подскажет, дети,

Кто там спрятался в котлете?

(Кот: кот-лета.)

 

Бусы женщин украшают,

Все об этом твёрдо знают.

Чтоб мужчинам их носить,

Нужно что-то отцепить.

Что? Скорее говори!

Я считаю: раз, два, три...

(Нужно отцепить букву Ббусы - усы.)

 

Что добавить нужно к шине,

Чтоб помчаться на машине?

(Слог МА: ма-шина

Через поле и л.сок
Подаётся г.л.сок
Он б.жит по пр.в.дам-
Скажешь здесь, а слышно там.
(
Телефон)

В 3 классе интересно проходит игра «Перепутаница» Слова можно брать только те, которые являются именами существительными в именительном падеже, в единственном числе. Например, исходное слово контрабас. Оно означает музыкальный инструмент.

Сейчас мы перепутаем в нем буквы и получим новые слова. Из букв, входящих в это слово, можно составить более 200 слов: баркас, кот, бант, банка, собака, бас, рот, банк, банкрот, и т. д.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.

Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ...
(Алфавит)

Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.
Его следы - твои труды.
(Карандаш)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
(Земляника)

Этими загадками можно пользоваться и на уроках природоведения, чтения, труда.

Загадки используются с первых дней 1 класса. Например, при формировании у детей умения делить слова на слоги предлагается детям отгадать загадки:

  1. Рыжий маленький зверек
    По деревьям скок-поскок. (
    Белка).
  2. Зубастый, мохнатый,
    Как есть начнет -
    Песенку поёт. (
    Кот).
  3. Гладишь - ласкается,
    Дразнишь - кусается. (
    Собака).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, выполняют графическое обозначение на доске.

При изучении алфавита мы используем  стихи про буквы.

Всем известна буква А –
Буква очень славная. 
Да к тому же буква А 
В алфавите главная. 

Веселый, толстый клоун 
Играет на трубе. 
На этого пузатого
Похожа буква Б. 

В — буква очень важная, 
Воображала страшная. 
Грудь колесом, живот надут, 
Как будто нет важнее тут. 

Аист на одной ноге 
Напоминает букву Г. 

Забавные превращения

   Если лишить хищника одной буквы, он становится домашним животным.

   Вместо грызуна появляется породистая лошадь, стоит только изменить порядок букв.

   Прибавьте морскому животному одну букву -  оно превратится в насекомое.

   Отнимите у насекомого одну букву – появится рыба.

   От перемены одной буквы зверек превращается в змею, домашнее животное в птицу, рыба в дикое животное, а домашняя птица – в пушного зверя.

   Скажите: с какими словами происходят такие превращения?

(Коза. Кожа. Рожа. Рожь. Роль. Соль. Соло. Село. Сено. Сени. Пень. Лень. Лань.)

Волшебная буква

   Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное. Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево. Если прибавите к этой же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое. С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Догадались какая это буква?

К – рот

К – лен

К – омар

К – ремень

К - лещи

Шутливые словесные загадки - это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас ребёнка, учит его чувствовать слово и вырабатывает умение мыслить нестандартно. Область их применения чрезвычайно широка. Они одинаково хороши и для познавательных игр по русскому языку, и для различных праздников и конкурсов. Аудитория тоже самая обширная: от младших школьников до учащихся 6-7 классов.

Помогите вашим детям весело и с пользой провести досуг, стать умными, догадливыми и находчивыми!

Детям нравятся словарные диктанты, когда учитель читает загадку, а они записывают отгадку, которая является словарным словом.

Пословицы и поговорки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:

  1. Чем зря кричать, лучше … (помолчать).
  2. От лени болеют, от труда … (здоровеют).

Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл.

  1. Терпение и труд все перетрут.
  2. Без труда нет добра.
  3. Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти.

Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква.

А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.

Список использованной литературы:

  1. В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.
  2. Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». –Санкт-Петербург, 1995г.
  3. Журнал «Начальная школа»
  • №3 за 1989г.;
  • №4 за 1989г.;
  • №7 за 1990г.;

Статью составила учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 405 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Фурман С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал к урокам русского языка по теме "Сочетания ЖИ - ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка "Упрямые Ж и Ш"...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Занимательный материал на уроках русского языка

Занимательный материал как средство повышения мотивации уроков русского языка...

Занимательный материал на уроках русского языка

Кроссворды,шарады,загадки    Игра помогает школьником быстро усваивать материал,учит логически мыслить и фантазировать   Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтв...