Стратегия списывания текста в 1 классе
опыты и эксперименты по русскому языку (1 класс) на тему
Списывание текста в 1 классе вырабатывает навыки, которые лежат в основе грамотного письма, решает такую цель, как выработка внимательности при письме ("зоркости"), умения проанализировать слово.
Списывание в школьной практике, как один из видов орфографического упражнения, используется давно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_tsrps.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю.С.Черепанова, учитель начальных классов,
МОУ СОШ №1 г. Камешково
Стратегия списывания текста в 1 классе
Списывание текста в 1 классе вырабатывает навыки, которые лежат в основе грамотного письма, решает такую цель, как выработка внимательности при письме ("зоркости"), умения проанализировать слово.
Списывание в школьной практике, как один из видов орфографического упражнения, используется давно.
В начальных классах умение списывать должно быть сформировано «в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания». Умением списывать учащиеся должны овладевать уже начиная с букварного периода.
Процесс списывания требует развития определенных навыков, совершенного владения отдельными психологическими приемами. Словом, списывающий должен иметь хорошо развитую мелкую моторику, что подразумевает быстрое и четкое взаимодействие основных сенсорных систем человека.
Сначала я провела срезовую работу. Проверяла в первую очередь безошибочность списываемого текста. Ученики должны были списать текст с доски. Результаты показали, что качество выполнения работы невысокое. Только 4 человека справились с работой хорошо. Значит, у остальных детей умение списывать, не сформировано. Доказательством этого служат ошибки, допущенные учениками при списывании.
Виды ошибок | Кол-во учащихся | |
Орфографические ошибки | 10чел. 62 % | |
Пропуск слов или букв | 8 чел. 50 % | |
Вставка лишних букв | 6 чел. 38 % |
Исходя из этого, была выбрана данная тема для исследования. Поставлена цель исследования: обеспечить высокий уровень качества списывания (уменьшится количество ошибок, повысится аккуратность, ученики будут следовать требованиям каллиграфии).
Исходя из цели, решались следующие задачи:
-выявить ведущие репрезентативные системы учащихся,
-выявить индивидуальные стратегии списывания текста,
-проанализировать первичные и вторичные ученические стратегии,
-составить универсальную стратегию по списыванию текста.
Была выдвинута следующая гипотеза: развитие познавательных стратегий списывания текста позитивно отразится на качестве списывания (уменьшится количество ошибок, повысится аккуратность, ученики будут следовать требованиям каллиграфии).
Работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Камешково с учащимися 1 «В» класса. В исследовании приняли участие 16 учеников в возрасте 7 лет.
Исследовательская работа по данной теме состояла из четырёх основных этапов:
1)подготовительный,
2)диагностический,
3)практический,
4)обобщающий.
Подготовительный этап включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по данной теме. Особое внимание было уделено методическим наработкам педагогов в концепции ЦРПС.
На диагностическом этапе была проведена диагностика по определению ведущих репрезентативных систем у первоклассников по тестовым методика А.А. Плигина, А.В. Герасимова. Результаты представлены в таблице.
Сводная таблица данных выявления ведущей репрезентативной системы у учащихся 1 «В» класса.
Визуальная сенсорная репрезентативная система | Аудиальная сенсорная репрезентативная система | Кинестетическая сенсорная репрезентативная система |
9 ч.-56 % | 1ч.-6% | 6 ч.-38 % |
Из полученных данных следует: у 56% учащихся преобладает визуальная система восприятия, у 38%-кинестетическая система восприятия, у 6%-аудиальная.
Результаты диагностики удивили меня. Я и не могла догадываться, что в моём классе столько учеников с кинестетической сенсорной репрезентативной системой и тогда мне стало понятно, почему эти учащиеся были неуспешными в процессе списывания.
Практический этап: проведена работа по списыванию текста, был разработан вопросник (с элементами листа анализа) для выявления индивидуальной стратегии списывания текста по модели Т.О.Т.Е.
Вопросник для выявления индивидуальной стратегии (с элементами листа анализа)
1.Почему ты начал списывать текст?
-получил задание от учителя
-хочу порадовать себя
-хочу научиться списывать печатный текст в тетрадь
-что-то своё
2.Что тебе показалось трудным?
-неизвестные слова
- текст большой по объёму
-что-то ещё
3.Как ты должен написать текст в тетрадь?
4.С чего ты начнёшь свои действия?
-прочитаю несколько раз данный текст(вслух, про себя, шёпотом, медленно)
-сразу начну писать (внимательно, быстро, медленно, проговаривая каждое слово)
-вспомню, как каллиграфически пишутся буквы
-делал что-то ещё
5.Как ты списывал печатный текст в тетрадь? Определи последовательность действий.
-смотрел на данный текст несколько раз, стараясь заучить его
-записывал текст по предложению, по слову (внимательно, быстро, медленно)
-делал что-то ещё
6.Как ты себя проверял?
-перечитывал каждое предложение (про себя, шёпотом, медленно, внимательно)
-прочитывал по слогам свой текст
-сверял написание трудных слов с написанными словами в печатном тексте
-проверял расстановку знаков препинания
-после записи текста прочитал его целиком
7.Что тебе помогало выполнять это задание?
-диктовал сам себе (шёпотом, про себя, медленно, быстро)
-несколько раз перечитывал печатный текст (шёпотом, про себя, медленно, быстро)
-памятка с каллиграфическим написанием букв
-что-то ещё
8.Что ты делал, если у тебя не получалось что-то?
-прочитывал несколько раз печатный текст (вслух, шёпотом, про себя)
-просил помощи у учителя, одноклассников
-что-то ещё
9.Как ты понял, что написал весь текст?
-поставил точку в последнем предложении (быстро, аккуратно)
-сравнил написанный текст с печатным по объёму
-что-то ещё
10.Как ты понял, что написал текст аккуратно, красиво, без ошибок?
-посмотрел, текст написан без помарок
-прочитал, все слова написаны без ошибок
-буквы написаны каллиграфически правильно
-что-то ещё
11.Какое действие ты выполнил последним?
-вздохнул
-сдал тетрадь учителю
-закрыл тетрадь
-улыбнулся
- похвалил себя за хорошую работу.
Работа с вопросником велась индивидуально, и со слов учеников записывались ответы. Были выявлены индивидуальные стратегии учащихся.
Приведу примеры первичных стратегий.
Стратегия №1 Даша Р.
1.Получила задание от учителя.
2.Текст очень трудный.
3.Я должна его написать без ошибок.
4.Сначало читаю весь текст.
5.Чтобы списать текст, читаю каждое предложение, запоминаю их и пишу в тетрадь.
6.Поставила точку в последнем предложении.
7.Сдала тетрадь учителю.
В данной стратегии не выражены сенсорные предпочтения, из интеллектуальных операций преобладают операции чувственного познания (восприятие). В стратегии отсутствуют мотивация, целеполагание, коррекция, действия не разнообразны, нет рефлексии.
Стратегия № 2 Андрей В.
1.Учитель дал задание.
2.В тексте встретились незнакомые слова.
3.Текст должен быть написан без ошибок, аккуратно.
4.Проговариваю весь текст про себя.
5. Чтобы списать текст, вспоминаю, как пишутся буквы.
6.Сравнил, сколько предложений записано у меня и сколько в тексте.
7.Сдал тетрадь.
В данной стратегии не выражены сенсорные предпочтения, из интеллектуальных операций преобладают операции чувственного познания (восприятие). В стратегии отсутствуют мотивация, целеполагание, коррекция, действия не разнообразны, нет рефлексии.
Стратегия №3 Катя М.
1.Нужно списать текст.
2.Текст простой.
3.Я должна написать текст в тетрадь без ошибок.
4.Открываю тетрадь и начинаю списывать текст.
5. Чтобы списать текст, прочитываю каждое предложение.
6. Сравнила, сколько предложений записано у меня и сколько в тексте.
7. Сдала тетрадь.
В данной стратегии не выражены сенсорные предпочтения из интеллектуальных операций преобладают операции чувственного познания (восприятие). В стратегии отсутствуют мотивация, целеполагание, коррекция, действия не разнообразны, нет рефлексии.
В ходе дальнейшей работы по списыванию были задействованы все каналы восприятия учащихся. Я предложила первоклассникам следующий методический приём: на экран я вывожу три одинаковых текста. Для визуалов трудные слова выделяю определённы цветом, для аудиалов в этих словах изменён шрифт. Это для них определённый знак: слово для списывания трудное и на него нужно обратить особое внимание. Для кинестетиков трудные слова подчёркнуты и в тетради они тоже должны быть подчёркнуты.
Например:
Я шёл по цветущему лугу. Жужжали пчёлы. Порхали разноцветные бабочки. Светило яркое солнце. Было светло и радостно.
Я шёл по цветущему лугу. Жужжали пчёлы. Порхали разноцветные бабочки. Светило яркое солнце. Было светло и радостно.
Я шёл по цветущему лугу. Жужжали пчёлы. Порхали разноцветные бабочки. Светило яркое солнце. Было светло и радостно.
В начале работы в полученных стратегиях учеников преобладали односложные ответы и предметные действия. Дальнейшая работа по разукрупнению стратегий первоклассников, приведение примеров удачных стратегий, использование всех систем восприятия способствовали тому, что в стратегиях стали более осмысленными действия и рассуждения, стали выделяться управленческие акты (планирование, коррекция, контроль качества, фиксация результата), появились аналитико-синтетические операции (сравнение, анализ).
Приведу примеры стратегий учеников после проделанной работы.
Стратегия № 1. Даша Р.
1.Получила задание от учителя и решила выполнить его, чтобы меня похвалили.
2.На первый взгляд, показалось, что текст трудный, т. к. большой по объёму.
3. Мне нужно написать красиво и аккуратно.
4. Я сразу начну писать текст, проговаривая каждое слово.
5. Медленно переписываю текст в тетрадь по одному слову.
6. Чтобы себя проверить, перечитала про себя каждое написанное предложение.
7.Я внимательно диктовала про себя каждое предложение, чтобы помочь себе переписать весь текст.
8.Медленно прочитывала уже написанный текст и думала, чего не хватает.
9.После того, как списала весь текст, сравнила по предложению с данным.
10. Внимательно посмотрела в тетрадь, текст написан без ошибок, аккуратно.
11.Улыбнулась и быстро сдала тетрадь учителю.
Проанализируем эту стратегию. В ней присутствуют:
- визуальные предикаты ( на первый взгляд, красиво, посмотрела)
- аудиальные предикаты (проговаривала, диктовала)
- кинестетические предикаты (улыбнулась)
С точки зрения модели Т.О.Т.Е. в стратегии есть мотивация (хочу, чтобы меня похвалили); сформулированы критерии достижения цели (аккуратно, без ошибок); операции разнообразны ( проговорила, переписала, списала, перечитала, посмотрела, сравнила, диктовала); присутствует контроль, результат фиксируется.
В стратегии присутствуют следующие интеллектуальные операции: операции чувственного познания (восприятие, внутриречевое проговаривание), аналитико-синтетические операции (сравнение), управленческие акты (контроль).
Стратегия № 2. Андрей В.
1. Решил выполнить задание, чтобы мама меня похвалила.
2. В этом тексте, мне встретились незнакомые слова.
3.Текст должен быть написан без ошибок, аккуратно.
4.Сначало я читал весь текст про себя.
5.Потом мысленно вспомнил, как пишутся каллиграфически правильно буквы и соединения букв. Старался про себя запомнить весь текст, а затем внимательно записываю в тетрадь, то что запомнил.
6.Когда я переписал весь текст, проверил написание всех слов, проговаривая каждую букву.
7.При выполнении этого задания мне помогала памятка с каллиграфическим написанием букв.
8.Если у меня что-то не получалось, я внимательно переписывал то или иное слово.
9.Чтобы понять весь ли текст переписал в тетрадь, я мысленно посчитал, сколько у меня написано предложений и сколько предложений в печатном тексте.
10.Ещё раз внимательно посмотрел в тетрадь и убедился, что ошибок нет.
11.Мысленно представил, как мама меня похвалит, улыбнулся и быстро сдал тетрадь.
Проанализируем эту стратегию. В ней присутствуют:
- визуальные предикаты (посмотрел)
- аудиальные предикаты (проговаривал)
- кинестетические предикаты (улыбнулся)
С точки зрения модели Т.О.Т.Е. в стратегии есть мотивация (хочу, чтобы мама меня похвалила); сформулированы критерии достижения цели (аккуратно, без ошибок); операции разнообразны (читал, вспомнил, запомнил, переписал, проверил, посмотрел, представил); присутствует контроль, результат фиксируется.
В стратегии присутствуют следующие интеллектуальные операции: операции чувственного познания (восприятие, внутриречевое проговаривание, представление), аналитико-синтетические операции (сравнение), управленческие акты (контроль, фиксация результата).
Стратегия № 3. Катя М.
1.Я начала списывать текст, чтобы быть грамотной.
2. Прочитав про себя текст, поняла, что легко справлюсь с заданием.
3. Мысленно представляю, что текст должен быть написан самостоятельно и без ошибок.
4.Внимательно смотрю на текст и прочитываю про себя.
5.Затем быстро открываю тетрадь и начинаю аккуратно списывать текст по одному предложению.
6.Закончив писать, я медленно проверяю каждое слово по буквам.
7.При написании текста, я шёпотом диктовала сама себе каждое предложение
8.Если у меня что-то не получалось, я аккуратно исправляла ошибки.
9.Чтобы понять весь ли текст переписан, я мысленно по объёму сравнила написанный мною текст с данным.
10.Ещё раз посмотрела в тетрадь и увидела, что текст переписан аккуратно, без ошибок и самостоятельно, т.к. при выполнении задания не прибегала к помощи учителя.
11.Похвалила себя за работу и быстро сдала тетрадь.
Проанализируем эту стратегию. В ней присутствуют:
- визуальные предикаты (мысленно представляю, смотрю, проверяю по букве, сравнила по объёму, увидела)
- аудиальные предикаты (диктовала)
С точки зрения модели Т.О.Т.Е. в стратегии есть цель (хочу быть грамотной); сформулированы критерии достижения цели (самостоятельно, без ошибок); операции разнообразны (прочитываю, открываю, проверяю, диктовала, исправляла, сравнивала, посмотрела, похвалила); присутствует контроль, рефлексия (похвалила себя за работу), результат фиксируется.
В стратегии присутствуют следующие интеллектуальные операции: операции чувственного познания (восприятие, внутриречевое проговаривание), аналитико-синтетические операции (сравнение), управленческие акты (целеполагание, контроль, коррекция, фиксация результата).
После проведённой работы, учащиеся совестно с учителем попытались составить универсальную стратегию. Вот что у нас получилось.
Универсальная стратегия списывания текста.
- Прежде чем списывать, подумаю, какого результата хочу добиться, зачем это нужно. (Хочу списать грамотно, получить «пятерку», похвалу родителей, учителя).
- Читаю весь текст целиком, чтобы понять, о чем там говорится. (Почувствую – вкус, запах и другое, услышу, увижу, посмотрю)
- Посмотрю, какие слова трудные, длинные, подчеркну их в тексте, проговорю по слогам.
- Найду слова со знакомыми орфограммами.
- Читаю предложение. Читаю слово. Пишу и проговариваю себе по слогам.
- Проверяю. Сравниваю написанные слова с подчеркнутыми.
- Чувствую себя хорошо, доволен собой, я молодец.
Обобщающий этап. Подводя итоги проделанной работы, сделан следующий вывод: включение технологии ЦРПС в образовательный процесс положительно отразилось на качестве списывания (уменьшилось количество ошибок, повысилась аккуратность, многие ученики стали следовать требованиям каллиграфии).
Я провела повторную работу по списыванию. Результаты оказались следующими: без ошибок справились 8 человек, это 50% от всего количества выполнявших работу.
Виды ошибок | Кол-во учащихся |
Орфографические ошибки | 5 чел. 31 % |
Пропуск слов или букв | 2 чел. 13 % |
Вставка лишних букв | 1 чел. 6 % |
В процессе данной работы не всё получилось, как хотелось бы. Во многих стратегиях моих учеников появились мотивация и цель, чего не было в первичных стратегиях. Это большое достижение. Нет рефлексии в индивидуальных стратегиях, но это можно объяснить возрастом первоклассников. Да, у меня и моих учеников ещё много работы впереди, но мы постараемся применять полученные умения планировать свою деятельность на других учебных предметах.
Литература:
1. Адамович Е.А. Списывание с книги как прием обучения грамотному письму. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1949. – 12с.
2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 158с.
3. Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений // Русский язык в школе. – 1988. - № 2 – с.34 – 39
4.Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников (ЦРПС): из опыта работы экспериментальной площадки.- Владимир: Транзит-ИКС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельное списывание текста. 1 класс.
Конспект урока письма по программе "Школа 2100"...
Стратегия списывания
Алгоритм списывания текста...
Контрольное списывание (текст) 4 класс I полугодие
Контрольное списывание (текст) 4 класс I полугодие...
Выявление стратегии списывания печатного текста
Отчет о проведенной работе по выявлению стратегии списывания печатного текста...
Списывание текста 2 класс
Списывание текста - русский язык "Школа России" 2 класс...
Контрольное списывание текста 2 класс
Контрольное списывание текста...
Списывание текста. 4 класс. 1 полугодие
Размещённый текст представлен в двух уровнях сложности. Первый вариант - базовый уровень. Второй вариант - повышенный уровень сложности. Текст для списывания подойдёт как для закрепления, так и ...