Правописание частицы "не " с глаголами.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Нефёдова Вера Ивановна

Конспект урока "Правописание частицы "не" с глаголами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolami.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль глаголов в предложении, в  речи. Правописание глаголов с частицей НЕ».

Цели:

          1.Повторить  и закрепить знания по теме «Глагол».

          2.Совершенствовать навык правописания частицы НЕ с глаголами.

          3.Развивать устную речь учащихся.

          4.Воспитывать внимание.

Ход урока.

.Оргмомент.

.Минутка чистописания.

   ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

-Найдите в словах орфограммы, подчеркните, поставьте ударение.

-По какому признаку можно объединить слова в одну группу? (Это имена существительные. Это слова с безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением.)

-Назовите признак, по которому можно разделить слова на группы. (Это имена существительные мужского и женского рода; 1-го и 2-го склонения.)

3.Введение в раздел.

Мы говорили с вами сейчас об имени существительном.

-А вот однажды одной части речи предложили ответить на вопросы агкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи идёт разговор.

   1). Что вы больше всего любите? (Люблю действовать).

   2).Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу).

   3).Что вы пожелаете ребятам?

         Чтобы русский все ребята

         На «пятёрку» знали.

        На письме и в разговоре

        Нас употребляли.

-Правильно, это глагол. А что помогло вам правильно ответить? (Глаголы обозначают действие. Они пишутся раздельно с частицей НЕ. Перед глаголами предлоги не употребляются).

-Образуй те от данных существительных глаголы. Запишите. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

-Сравните корни однокоренных слов.(Корни однокоренных слов пишутся одинаково).

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Мы будем говорить о глаголах)

.Формулирование темы и целей урока.

-Да, сегодня мы поговорим о глаголе и его речи в предложении и тексте.

Наша работа будет строиться по плану, который записан на доске.

                                                               План.

1.Почему часть речи получила такое название- глагол?

2.Какова роль глаголов в предложении, в тексте?

3.Как пишутся глаголы с частицей НЕ? Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей НЕ?

4.Что такое неопределённая форма глагола?

.Повторение изученного.

1) Почему часть речи получила такое название?

-Прочитайте первый вопрос. Как вы думаете, откуда взялось такое название – глагол?

-Давайте прочитаем статью из учебника упр.230.

-Каково было значение этого слова в старославянском языке? (Слово, речь).

-Сейчас старое значение слова утрачено. Глагол-это название части речи.

2) Какова роль глагола в предложении, в тексте?

-Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте составим предложения со словами, записанными в тетради. (Дети устно составляют предложения со словами рисовать, тревожиться, работать, дежурить).

Запись понравившегося предложения с комментированием.

-Какова же роль глагола в речи? (Они обозначают действие, жвижение от действия к действию).

3)Как пишутся глаголы с частицей НЕ?

На доске текст.

    В лесу и в поле всё стихло. Дует ветер. Шумят деревья. Поют птицы. Природа заснула. Наступила ночь.

-Какое время суток описывается в тексте? (Вечер, ночь).

-Подумайте, перед какими глаголами надо поставить частицу НЕ, чтобы картина была завершённой.

      В лесу и в поле всё стихло. Не дует ветер. Не шумят деревья. Не поют птицы. Природа заснула. Наступила ночь.

Вывод: частица НЕ придаёт отрицательный смысл глаголу и всему предложению.

4) Самостоятельная запись текста и выборочная проверка.

5) Что такое неопределённая форма глагола?

-Расскажите, что вы знаете о неопределённой форме глагола.(схема на доске)

Неопределённая форма.

Вопросы

что делать?                                                                         что сделать?

-Какая орфограмма на конце глаголов неопределённой формы в словах беречь, печь, стеречь?

6)Работа по учебнику. Упр.223.

а)Прочитайте текст. Как вы напишите частицу НЕ с глаголами?

-Образуйте от данных глаголов глаголы неопределённой формы по образцу, записанному на доске.

    Образец: не чавкай – (что делать?)  чавкать

б) Сам.запись слов учащимися.

в) Выборочная проверка.

Итог урока.

-Какую часть речи сегодня повторили?

-Расскажите о глаголе, используя вопросы на доске.

-Послушайте стихотворение и назовите глаголы.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб растёт.

Домашнее задание упр.235


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Правописание -не- с глаголами

Уроки правописания -не- с глаголами в 4 классе. Разработки этих уроков были сделаны на курса группой учителей для начальной школы. Опробованы в своих классах. Результаты работы положительные....

Правописание безударных окончаний глаголов

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....