Правописание -не- с глаголами
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Уроки правописания -не- с глаголами в 4 классе. Разработки этих уроков были сделаны на курса группой учителей для начальной школы. Опробованы в своих классах. Результаты работы положительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_glagolami.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс
Технологическая карта
Тема | Правописание –не- с глаголами | ||
Цели | Ввести правила правописания –не- с глаголами. Научить использовать приобретенные знания при создании собственных советов о дружбе. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Глагол, глагол с приставками, -не- с глаголом. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения - проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями -понимать значимость слов о дружбе | Метапредметные умения Познавательные: - составлять и оформлять советы о дружбе - определять, в каких случаях частица «не» пишется раздельно, а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения - выбирать вариант выполнения задания - отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью - выполнять учебное действие в соответствии с планом - проверять написание текста, вносить исправления - выполнять задания, используя правила Коммуникативные: - формировать высказывания, используя термины - выполнять задания в рамках учебного диалога - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности | Предметные умения - писать –не- с глаголами в тексте, используя правило - писать с глаголами с частицей – не и глаголами-исключениями - писать глаголы с приставками в тексте - писать –не с глаголами, используя правило - графически выделять приставку и частицу - писать –не с глаголами, используя правило, и писать глаголы-исключения | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литературное чтение Тема – Устное народное творчество (малые жанры: пословицы, поговорки, загадки).
| Информационный материал Учебник «Русский язык» класс 4, ч. 1, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно», рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок». Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Зелениной и Хохловой. Автор Псарева Л.А. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Демонстрационный материал Памятки о дружбе. Интерактивный материал | Фронтальная индивидуальная – парная - групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности | |
- Мотивировать учащихся к изучению темы. - Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме дружбы между детьми в классе. | Ребята, давайте поговорим о дружбе. Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг. Почему вы считает его своим другом? Послушайте стихотворение С. Михалкова «Твой друг» и скажите, а кого поэт считает настоящим другом? Твой друг Он честен и бесстрашен На суще и в воде, Товарища и друга Не бросит он в беде. Он гнезд не разоряет, Не курит и не врет, Не виснет на подножках, Чужого не берет. С. Михалков Я хочу рассказать вам о двух мальчиках, которые считают себя друзьями. Зовут их Сережа и Игорь. Они ваши ровесники. Очень часто они спорят друг с другом, ссорятся. Однажды, когда Сережа на перемене нечаянно уронил горшок с цветком, Игорь тут же наябедничал на друга учителю. Игорь учится лучше Сережи и зазнается, когда получает очередную хорошую оценку. А Сережа сердится на товарища и начинает грубить и кричать. Ребята, как вы думаете, Сережа и Игорь- настоящие друзья? Как сделать так, чтобы их дружба была настоящей? (высказывание школьников должны подвести к тому, что такое настоящая дружба) У нас получились советы о дружбе. Сможем ли мы их записать? Что для этого нужно знать и уметь? Закончите предложение. Я хочу помочь Сереже и Игорю, а для этого мне нужно ________________ (узнать, как пишутся глаголы с частицей –не). | Личностные умения: - проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Результат деятельности | |
Блок А. Работа с глаголами | |||
Цель - Актуализировать знания учащихся о глаголе. - Научить выполнять задание в соответствии с целью. - Актуализировать знания о правописании глаголов с приставками. | Задание 1 (З) Прочитайте предложения и назовите глаголы «С голубого ручейка начинается река, А дружба начинается с улыбки.» Перечислите признаки глаголов. Задание 2 (П) Прочитайте слова. На доске: дружить, сопереживаем, уступаете, помогаю, прощают. Можно ли утверждать, что все эти слова-глаголы: дружить, сопереживаем, уступаете, помогаю, прощают помогают дружить? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Выпишите глаголы. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Задание 4 (З) Назовите общее в написании слов первого столбика. На доске записаны слова в 2 столбика: появился по воде запомнить за поворотом опечалиться о тебе доплыть до города спрыгнуть с трамплина Укажите, что объединяет слова первого столбика, второго столбика. Задание 5 (П) Объясните, почему слова первого столбика написаны слитно. Задание 6 (У) Учебник, с.68, № 2. Спишите предложения, раскрывая скобки. 1) Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. 2) Сугробы снега вьюги (на)мели, И грузовик, как баржа (на)мели… 3) Зависела б (от)мыла – Веснушки я б (от)мыла. Я. Козловский | Диагностические задания: Определите глаголы в каждом предложении, подчеркните их как члены предложения. Выделите приставки в глаголах. Мой друг занимается плаванием и играет в футбол. Дети принесли воды, полили цветы на клумбе и побежали купаться. Личностные умения: - понимать значимость слов о дружбе. Познавательные умения: - отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - выполнять задание в рамках учебного диалога. Предметные умения: - писать глаголы с приставками в тексте. | |
Блок Б. Работа с глаголами с частицей -не- | |||
Цель - научить учащихся писать глаголы с частицей –не-; - научить учащихся писать слова-исключения со слитным написанием –не- с глаголами. | Прочитайте рубрику (учебник, стр. 70)и расскажи о правописании частицы –не с глаголами. Задание 1 (З) Учебник стр. 70 Назовите глаголы с частицей -не 1) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. 2) Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? 3) Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. 4) Был ребенок – Не знал пеленок, Стал стариком – Сто пеленок на нем. 5) Кто ни разу шага не сделал? Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что частица –не- с глаголами пишется слитно? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Игра «Наоборот» Запишите глаголы противоположного действия Говорю: я пишу (не пишу), я молчу (не молчу), я ворчу (не ворчу), я стучу (не стучу), я пою (не пою). Задание 4 (У) Запишите словосочетания, раскрыв скобки: (Не)дергать за косички, (не)драться за обедом, (не)говорить с соседом, (не)танцевать на парте. Задание 5 (У) Исправьте ошибки и запишите пословицы. На доске: Не стыдно незнать – стыдно неучиться. Расстояние дружбе не мешает. Врагу некланяйся, для друга жизни не жалей. Задание 6 (З) Учебник, стр. 70. Назовите глаголы. Потчевать велено, а неволить грех. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Плохо можется, коли нездоровится. Расскажите о правописании этих глаголов. Задание 7 (П) Прочитайте, определите ошибку и обоснуйте свою точку зрения. не бояться, невзлюбить не любить недоумевать негодовать не понимать не делать ненавидеть Задание 8 (У) Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», стр. 27, упражнение 4. Составьте и запишите с каждым глаголом словосочетание. Ненавидеть - … (кашу) невзлюбить - … неволить - … негодовать - … недоумевать - … Задание 9 (У) Запишите предложение под диктовку. Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. | Диагностические задания Учебник, стр. 71, упражнение 2. Спишите, раскрыв скобки, вставь пропущенные буквы. Я (не)навижу слово «спать»! Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кр…вать! Уже д…сятый час!» Нет, я (не)спорю и (не)злюсь – Я чай на кухн… пью. Я никогда (не)тор…плююсь. К…гда (на)пьюсь – т…гда (на)пьюсь! Напившись, я вст…ю И, (за)сыпая на х…ду Л…цо и руки мыть иду… . Но вот (до)носится …пять Н…стойчивый приказ: «А ну, с…час же марш в кр…вать! …диннадцатый час!» Нет, я (не)спорю, (не)с…ржусь – Я не сп…ша на стул сажусь И начинаю кое-как С …дной н…ги снимать башмак. Я, как г…рой, б…рюсь со сном, Чтобы время (про)т…нуть, М…чтая только об …дном: П…дольше (не)з…снуть!.. С. Михалков Познавательные умения: -определять, в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные умения: - выполнять задание, используя правило Коммуникативные умения: - формулировать высказывая используя термины. Предметные умения: - писать –не- с глаголами, используя, правило; - писать глаголы-исключения. | |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||
Цель – установить степень усвоения темы; - писать -не- с глаголами; - писать глаголы-исключения. | 1) Диктант. В решете воды не удержать. Невзлюбил я эту собаку за ее злость. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Метель не утихла, небо не прояснилось. Слепая ненависть – плохой советчик. Задание: Выделите в глаголах приставку -не и частицу –не. | Регулятивные умения: - проверять написание текста, вносить исправления. Предметные умения: - писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями. -графически выделять приставку и частицу. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Результат деятельности | |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания своей памятки о дружбе. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - оформлять советы о дружбе; - представлять результат своей деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Напишите «Свод советов о настоящей дружбе», используя правила правописания «не» с глаголом. Свод советов о дружбе. 1. Один за всех и все за одного. 2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. 3.(Не) ссорься и (не) спорь с другом по пустякам. 4.(Не) ябедничай, лучше сам поправь. 5.(Не) зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. (Не)сердись и (не) падай духом, если у тебя что-то (не) получилось 6.В разговоре, в игре (не) будь грубым, (не) кричи. Импровизационный вариант Допишите «Свод советов о настоящей дружбе», добавив два собственных совета. Эвристический вариант Написать свои советы о взаимоотношениях со взрослыми. | Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. - составлять и оформлять советы о дружбе. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - писать –не- с глаголами, используя правило и писать глаголы-исключения. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно правильно писать –не- с глаголами, потому что….. 2. Чтобы написать советы о дружбе, нужно….. II. Задание на самооценку Закончите предложение: Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) советами о дружбе, которые написал сам. | ||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
- Соотнести полученный результат с поставленной целью; - оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Актуализировать знания о глаголе. Ввести правила правописания –не- с глаголами. Научить использовать приобретенные знания при создании собственной памятки. Ключевые умения Личностные умения: -понимать значимость слов о дружбе -проявлять интерес и желание к составлению свода советов Познавательные умения: -составлять и оформлять советы о дружбе -определять, в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения Регулятивные умения: -выполнять учебное задание в соответствии с целью -выполнять учебное действие в соответствии с планом Коммуникативные умения: -выполнять задание в рамках учебного диалога. -формулировать высказывая используя термины. Предметные умения: писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями. |
Ключевые умения | Умения | |
-понимать значимость слов о дружбе -проявлять интерес и желание к составлению свода советов | Личностные умения - проявлять интерес к созданию советов о дружбе и желание помочь Сереже и Игорю стать настоящими друзьями -понимать значимость слов о дружбе | |
-составлять и оформлять советы о дружбе -определять, в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения. | Познавательные умения 4. отличать глаголы от других частей речи и обосновывать свое мнение 2.определять, в каких случаях частица–не пишется раздельно , а в каких слитно и обосновывать свою точку зрения. 3. выбирать вариант выполнения задания. 1. составлять и оформлять советы о дружбе | |
-выполнять учебное задание в соответствии с целью -выполнять учебное действие в соответствии с планом | Регулятивные умения 1.выполнять учебное задание в соответствии с целью. 4.выполнять задание, используя правило. 3.проверять написание текста, вносить исправления. 2.выполнять учебное действие в соответствии с планом. | |
-выполнять задание в рамках учебного диалога. -формулировать высказывая используя термины. | Коммуникативные умения 2.выполнять задание в рамках учебного диалога. 1.формулировать высказывая используя термины. 3.адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
-писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями. | Предметные умения 2.писать –не- с глаголами в тексте, используя правило. 5.писать глаголы с приставками в тексте. 4.писать –не- с глаголами, используя, правило; 1.писать текст с глаголами с частицей –не и глаголами-исключениями. 6.графически выделять приставку и частицу. 3.писать –не- с глаголами, используя правило и писать глаголы-исключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Правописание безударных окончаний глаголов
Начальное обучение должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"
Урок составлен по требованиям новых ФГОС в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....