Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кручинина  Татьяна Ивановна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице".    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока101.98 КБ
Файл Презентация к уроку849.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку:

 "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице".    

4-й класс

Кручинина Татьяна Ивановнаучитель начальных классов

УМК «Школа России»  по учебному курсу «Русский язык»

Автор: А.В. Полякова. «Русский язык» для 4 класса (часть №2).

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока

образовательные:

  • выяснить, когда в глаголах  пишется -тся без мягкого знака, а когда –ться с мягким знаком;
  • правильно научиться писать эти глаголы;

развивающие:

  • развитие логического мышления (учить анализировать, сравнивать, выделять главное);
  • развитие внимания;
  • развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • совершенствование своей устной и письменной речи, делать её правильной, точной,
  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагая пути ее решения.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, желание развивать свой ум, смекалку и находчивость;
  • стремление к здоровому образу жизни, умению дружить.

Образовательные ресурсы:

  • ИКТ (презентация);
  • учебник «Русский язык»;  карточки для индивидуальной работы, карточки с заданиями для групповой работы «Мозговой штурм», таблички с номерами групп
  • (7 шт.),  компьютер для учителя, проектор, компьютеры  для группы детей (5 шт.)

Этапы урока

Ход урока

Слайд

I .  Самоопределение к деятельности

  1. Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу занятия.

- Над какой частью речи мы работаем?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Что такое инфинитив?

- Как называются глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы возвращается к самому лицу?

- Входит ли суффикс –ся  (-сь) в основу слова? (да)

- На что оканчиваются глаголы 2-го лица в единственном числе?

  1. Постановка учебной задачи и решение проблемы

- Сегодня мы продолжаем работать над правописанием

глаголов и сделаем важное открытие.  Вместе научимся грамотно писать слова.

-Только для этого вам нужно быть очень внимательными. Согласны?

-Тогда приступаем.

-Послушайте внимательно слова.

учится,  учиться,  ученица, трудится,

трудиться, синица, улица,

искупаться, искупаются

- Что интересного вы услышали во всех этих словах?

- В конце мы слышим  ца.

-  А теперь давайте посмотрим,  как пишутся эти слова.

- Что вы заметили? В одних словах пишется ца, а в других нет.

- Прочитаем слова в которых слышится ца и пишется ца. Подчеркнем их.

учится,  учиться,  ученица, трудится,                                                    

трудиться,  синица, улица,

искупаться, искупаются

учится,  учиться,  ученица, трудится,                                                    

трудиться,  синица, улица,

искупаться, искупаются

- Что общего у этих слов?

- Какой частью речи они являются? (  Это имена существительные.)

                                                      сущ.

                  учится,  учиться,  ученица, трудится,  

                                             сущ.     сущ.

                  трудиться,  синица,   улица,

                  искупаться, искупаются

-Существуют ли проблемы в написании этой орфограммы? (нет, здесь нет орфограммы)

- Какой частью речи являются остальные слова? (Это глаголы)

                         гл.            гл.          сущ.                                                                

                  учится,  учиться,  ученица, трудится,  

                        гл.                сущ.     сущ.

                  трудиться,  синица,   улица,

                       гл.                    гл.

                  искупаться, искупаются

- Что вы заметили? (В них слышится ца, а пишется –тся или ться с мягким знаком)

Можете сказать, когда пишется  –тся , а когда –ться с мягким знаком?

                   

ЭТО ПРОБЛЕМА

Сочетание  –ца  на конце глаголов это опасное место – орфограмма.

-Надо найти истину. Давайте, исходя из этой проблемы,  сформулируем тему урока.

 

Тема урока:       Правописание -тся –ться в глаголах.                          

-Давайте решим, какие же учебные задачи мы должны поставить на уроке.

  1. 1. Мы должны выяснить, когда же в глаголах мы будем писать -тся без мягкого знака, а когда –ться с мягким знаком.
  2. 2.  И еще мы должны правильно научиться писать эти глаголы.

Слайд

3

Слайд

4

Слайд

5-7

Слайд

8-11

Слайд     12

II.    Открытие нового знания.

1.   Работа в группах

2.   Знакомство с правилом в учебнике

- Начнем наше маленькое исследование. Для этого класс разделим на две группы:

1-я группа работает со мной, а 2-я группа работает самостоятельно с макбуками, ищет  ответ в интернете и затем мы сравним наши результаты исследований.

1-я группа

нагибаться, боится, держится

хвалится, улыбаться                                                                                    

-Разделим слова на две группы и запишем в два столбика.

-Определим форму глаголов в столбиках, зададим вопросы.

Учитель:     

  нагибаться         - что делать? Неопределенная форма. Пишем в 1-й столбик.

  боится      - что делает? Настоящее время. Пишем во 2-й столбик.

Дети:                 и т.д .                                                                                                

-Отчего же зависит написание -тся  с мягким знаком и без мягкого знака в глаголах?

-Рассмотрим алгоритм.                                                                                              

Вывод: не только по форме можно определить с мягким знаком или нет пишется глагол, но и по вопросам.

-Какой способ правописания  лучше запомнить, вы выбираете сами.

 -Послушаем детей, которые искали информацию в интернете.

1. Выводы детей из 2-й группы.

2. Знакомство с правилом в учебнике на стр.83

Слайд

13-28

Слайд 29-31

III .    Физминутка

Потянуться, отдохнуть,                                                            

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько

И на корточки присесть

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться,  покачаться,

Поклониться,  распрямиться

И опять начать трудиться.

Слайд 32

IV.   Первичное закрепление знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

-Какие слова на   -ца    вы услышали в стихотворении?                      

-Объясним их правописание. Запишем в тетрадь.

что сделать?        потянуться .                                                                      

-В вопросе мягкий значит,  в глаголе мы его тоже пишем.    

   что сделать?         умыться .                                                                  

-Неопределенная форма глагола,  значит - пишем Ь.    

И т. д.                                                                                                          

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35-36  

Слайд 37-43          

V.   Самостоятельная  работа

Взаимопроверка и оценка деятельности

1.   Игра

2.   Взаимопроверка 

А теперь давайте поиграем в игру «Письмо по диктовку».

Отметьте галочкой или крестиком нужную клеточку, пользуясь нашим алгоритмом.      

У детей карточки.

- запираться на засов                                                                                  

- расстилается туман  

- собирается в школу

- надо заботиться о здоровье

- хочет учиться

- девочка учится

- любит трудиться

- слышится голосок

Взаимопроверка с экрана.                                                                                                                           

Слайд 44

VI.     Включение нового знания в систему

1.    Составление синквейна

2.   Контроль и самопроверка знаний

3. Постоянное применение полученных знаний

     Составление синквейна со словом ребята, используя в третьей строке глаголы с –тся или –ться. Запись в тетрадь.

Правила составления синквейна.

1.В первой строчке должно быть только одно существительное, которое и будет определять тему синквейна.

2. Два прилагательных на другой строке должны раскрыть тему синквейна.

3. Три глагола третьей строки должны описать действия, которые раскрывают тему синквейна.

4. Четвертая строка состоит из фразы или предложения, в котором ученик выражает свое отношение к теме. Можно воспользоваться крылатым выражением, либо цитатой, которая проходит красной нитью через тему.

5. В пятой строке ученик выражает свое личное отношение к теме.   Это может быть одно слово или словосочетание.

Прочитать 2-3синквейна, обратив внимание на правописание    –тся, -ться

Не забывайте улыбаться,                                                                    

смеяться, и, пожалуйста,

не надо драться!

Слайд 45                                                            

VII.   Обобщение и систематизация знаний

Групповая работа «Мозговой штурм».

 Класс разбит на 7 групп.

Задание: Прочитать, распределить и выписать глаголы с пропущенными буквами в три группы. Тексты у детей на столе

.

а).  Ищет,  не любит, летает, побудет, не может, не бегает.

б).  Спрятаться, зарываться, кормиться, догадаться, спрятаться.

в).  Кормится, появляется, бросается, зарывается.

VIII.    Оценка    достижений

 

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

   

 - Какое открытие сделали для себя?

     - Достигли ли цели?

      - Какую цель мы поставим на следующем уроке?

      - Поднялся ли кто на ступеньку выше?

       - Кто остался на том же уровне? Как я могу вам помочь?

       - Что вы пожелаете мне?

IX.     Домашнее задание

Информация о домашней работе (по выбору учеников)

  1. Переписать, подчеркнуть глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной  форме – двумя.

Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся – ум расступит_ся. Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.

  1. Упражнение №156 из учебника.
  2. Найти и выписать из текста сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» 15 слов, в  которых встречается орфограмма –тся, -ться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ № 1381 г. Москва РУССКИЙ ЯЗЫК Учитель начальных классов высшей категории Кручинина Татьяна Ивановна 2014 год 4 КЛАСС

Слайд 2

Тема : Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице -

Слайд 3

учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются

Слайд 4

учится, учиться, ученица , трудится, трудиться, синица , улица , искупаться, искупаются

Слайд 5

учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются сущ. сущ. сущ.

Слайд 6

учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются сущ. сущ. сущ. г лаг. г лаг. г лаг. г лаг. г лаг. г лаг.

Слайд 7

учи тся , учи ться , ученица, труди тся , труди ться , синица, улица, искупа ться , искупаю тся сущ. сущ. сущ. г л. г л. г л. г л. г л. г л.

Слайд 8

учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются

Слайд 9

учи тся , учиться, ученица, труди тся , трудиться, синица, улица, искупаться, искупаю тся

Слайд 10

учится, учи ться , ученица, трудится, труди ться , синица, улица, искупа ться , искупаются

Слайд 11

учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются

Слайд 12

Тема урока: Правописание - тся и - ться в глаголах

Слайд 13

нагибаться, боится, держится, хвалится, улыбаться

Слайд 14

нагибаться , боится, держится, хвалится, улыбаться что делать?

Слайд 15

нагибаться , боится, держится, хвалится, улыбаться что делать? нагибаться

Слайд 16

нагибаться , боится, держится, хвалится, улыбаться нагибаться

Слайд 17

нагибаться , боится , держится, хвалится, улыбаться что делает? нагибаться

Слайд 18

нагибаться , боится , держится, хвалится, улыбаться что делает? нагибаться боится

Слайд 19

нагибаться , боится , держится, хвалится, улыбаться нагибаться боится

Слайд 20

нагибаться , боится , держится , хвалится, улыбаться нагибаться боится что делает?

Слайд 21

нагибаться , боится , держится , хвалится, улыбаться нагибаться боится что делает? держится

Слайд 22

нагибаться , боится , держится , хвалится, улыбаться нагибаться боится держится

Слайд 23

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится что делает?

Слайд 24

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится что делает? хвалится

Слайд 25

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится хвалится

Слайд 26

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится хвалится что делать?

Слайд 27

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится хвалится что делать? улыбаться

Слайд 28

нагибаться , боится , держится , хвалится , улыбаться нагибаться боится держится хвалится улыбаться

Слайд 29

существительное глагол - ться - тся задай вопрос - ца девица что (с)делать? что (с)делает? синица что (с)делают? неопр. форма 3 лицо ед. и мн. ч. трудиться трудится учиться научатся часть речи

Слайд 30

существительное глагол - ться - тся задай вопрос - ца девица что (с)делать? что (с)делает? синица что (с)делают? трудиться трудится учиться научатся часть речи неопр. форма 3 лицо ед. и мн. ч.

Слайд 31

существительное глагол - ться - тся задай вопрос - ца девица синица неопр. форма 3 лицо ед. и мн. ч. трудиться трудится учиться научатся часть речи что (с)делать? что (с)делает? что (с)делают?

Слайд 32

Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть, Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько,

Слайд 33

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

Слайд 34

Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть, Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, что сделать?

Слайд 35

Потянут ь ся, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть, Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, что сделать? что сделать?

Слайд 36

Потянут ь ся, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть, Встать, умыт ь ся, Кашу съесть, Поскакать легонько, что сделать? что сделать?

Слайд 37

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. что сделать?

Слайд 38

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. что сделать? что сделать?

Слайд 39

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружит ь ся, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. что сделать? что сделать? что сделать?

Слайд 40

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружит ь ся, покачат ь ся, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. что сделать? что сделать? что сделать? что сделать?

Слайд 41

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружит ь ся, покачат ь ся, Поклонит ь ся, распрямиться И опять начать трудиться. что сделать? что сделать? что сделать? что сделать? что сделать?

Слайд 42

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружит ь ся, покачат ь ся, Поклонит ь ся, распрямит ь ся И опять начать трудиться. что сделать? что сделать? что сделать? что сделать? что сделать? что делать?

Слайд 43

И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеят ь ся, Покружит ь ся, покачат ь ся, Поклонит ь ся, распрямит ь ся И опять начать трудит ь ся. что сделать? что сделать? что сделать? что сделать? что сделать? что делать?

Слайд 44

1 2 3 4 5 6 7 8 - ться - тся 1. что делать? V 2. что делает? V 3. что делает? V 4. что делать? V 5. что делать? V 6. что делает? V 7. что делать? V 8. что делает? V

Слайд 45

Не забывайте улыбат ь ся, смеят ь ся, и, пожалуйста, не надо драт ь ся!

Слайд 46

Список использованных источников: Использован шаблон оформления презентации с сайта www.pedsovet.su Использован материал видеоурока с сайта www. interneturok.ru ( http://interneturok.ru/ru/school/russian/4-klass/pravopisanie/napisanie-tsya-i-tsya-v-kontse-glagolov ) Изображения с сайтов: http://unnat.moy.su/news/2011-01-12 , http://antalpiti.ru/kartinki/detki/shkolniki/malenkie-ucheniki/ , http://uch.znate.ru/docs/1196/index-9631.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...