Рабочая программа Школа 2100 русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Арзаева Наталья Владимировна

Рабочая программа по русскому языку по программе Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku.docx161.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 г. Дзержинск

Рабочая учебная программа по

курсу «Русский язык»

для 4  класса

год разработки 2014

составлена на основе авторской программы  

Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной

«Русский язык»

образовательная система «Школа2100» (М.: Баласс, 2011)

Программу составила:

 

                                                                                                         Арзаева Н.В.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся  4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В. Прониной (М.: Баласс, 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4-го класса.  Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов в год по 5 часов в  неделю.

     Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

    Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

- формирование элементарной лингвистической компетенции.

    Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

 – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

 – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

    В соответствии с этой целью ставятся задачи:

- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

- формирование у детей чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

- мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

- безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

Учебно-тематический план:

Тема

Кол-во часов

Четверть

1.

Повторение

15+1

1

2.

Предложение

 35+2

1,2

3.

Имя существительное

45+2

2,3

4.

Имя прилагательное

20+2

3

5.

Глагол

36+2

3.4

6.

Повторение

8+1

4

7.

Резервные уроки

10

1, 2, 3, 4.

     Резервные уроки распределены таким образом: по 1 час на вводный урок, повторение за 1-3 классы, итоговое повторение;  по  2 часа на остальные темы.

      В результате освоения предметного содержания курса русского языка, чтения текстов учебника, выполнение заданий к ним, поиска ответов на вопросы у учащихся идёт формирование УУД, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Так же средством достижения этих результатов служат проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

   Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

   Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

   Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

   Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

   Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

   Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

   Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

   Предметные результаты:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь:

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку

(программный минимум).  

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

-  овладение функциональной грамотностью;

-  развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

-  развитие умений и навыков   понимания   и анализа текстов

-  приобретение и систематизация  знаний о языке;

-   развитие   чувства языка

-   овладение   орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

•  владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать  учебно-научный текст изучающим чтением;

• читать и  составлять схемы словосочетаний, простых и сложных  предложений (в рамках изученного); составлять предложения  по схемам;

• читать и  составлять простые таблицы;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

•  писать сочинение с языковым   заданием по личным впечатлениям с соответствующей  подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать         их в речи.

 •  выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу  доступных слов;

•  различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

• выполнять морфологический  разбор слов  изученных частей речи;

• выполнять  синтаксический   разбор  простого и сложного предложений (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы,антонимы, многозначные слова.

 • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения;

• писать ь после  шипящих на  конце имён   существи- тельных 3-го склонения; не писать ь после шипящих на конце имён  существитель- ных м.р. 2-го склонения;

• писать частицу не  с глаголами;

•  писать буквосочетание –тся, ться,  в глаголах;

• писать ь после  шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов,  с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

•  графически объяснять выбор  написаний, знаков препинания;

• находить и  исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.


Содержание тем учебного курса "Русский язык".  

Тема

Основные изучаемые вопросы.

Требования к уровню подготовки

Слово. Части речи и члены предложения.

Имя существительное

Что мы уже знаем  об имени существитель-ном.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу.  

Образование имён существительных с помощью суффиксов и приставок.

Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ  имён существительных.

Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов.

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  

согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Изменение имён существитель-ных по падежам.

Три склонения имён существитель-ных.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существитель-ных.

Правописание безударных падежных окончаний  имён существитель-ных.

Имя прилагательное.

Что мы уже знаем  об имени прилагатель-ном.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу  имена прилагательные.

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ имён прилагательных.

Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов.

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания (П). Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически

объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее        изложение        и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

Словоизменение имён прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагатель-ных.

Глагол.

Что мы уже знаем  о глаголе.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу глаголы.

Образование   глаголов с помощью приставок.

Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ  глаголов.

Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов.

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

Словоизменение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

Разбор глагола  по составу.

Раздел: «Предложение»

 Простое  предложение. Предложения с однородными членами.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

 Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность,

связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

 Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»). Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П)

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью  (после  предварительной подготовки). Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. 

 Сложные предложения с союзами и, а, но.

 Предложения с прямой речью.

Простые и сложные предложения

Повторение

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному материалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Календарно-тематическое планирование  

Условные обозначения в оформлении календарно-тематического планирования:

  • УФЗ - урок формирования новых знаний, ознакомления с новым материалом
  • УЗСЗ - урок закрепления и совершенствования знаний;
  • УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний;
  • УКЗУН - урок контроля знаний,умений и навыков;
  • КЗУН - урок коррекции знаний, умений и навыков;

Тема урока.

Тип урока

ЭОР

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля.

  1. 111

1

 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

Вводный

 Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами, графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

  1. Повторение – 15 ч.+1

  1. 2

1.

Повторение фонетики и графики.

УОСЗ

Презентация учителя.

  1. 3

2.

Повторение фонетики. Слог и ударение.

УОСЗ

Кроссворд из словарных слов

  1. 4

3.

Что такое графика.

УОСЗ

  1. 5

4.

Фонетический разбор слова.

УОСЗ

Где встречаются орфограммы

Самостоятель-ная работа

  1. 6

5.

Повторение орфографии.

УОСЗ

Вставь пропущенную орфограмму

  1. 7

6.

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

УОСЗ

  1. 8

7.

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания.

УОСЗ

  1. 9

8.

Повторение состава слова.

УОСЗ

 Тест

9.

Повторение изученного о частях речи.

УОСЗ

10

Повторение изученного по синтаксису.

УЗСЗ

 

11

Проверочное списывание.

УКЗУН

Проверочное списывание.

12

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль».

УЗСЗ

Изложение

13

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

УОСЗ

14

 Обобщение по разделу «Повторение».

УОСЗ

15

Контрольный диктант № 1 «Повторение».

УКЗУН

Контрольный диктант

17.

16

Работа над ошибками.

КЗУН

Предложение. Текст. 35+2

2. Простое  предложение. Предложения с однородными членами.

18

1

Как отличить простое предложение от сложного.

УФЗ

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

19

2

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов  и с союзом  и.

УФЗ

20

3

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

УФЗ

21

4

Р/р Обучающее изложение «Что  я люблю».

УФЗ

Изложение

22

5

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

УФЗ

23

6

Р/р Обучающее сочинение «Что  я люблю».

УФЗ

Сочинение

24

7

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

УЗСЗ

25

8

Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения.

КЗУН

Тест

26

9

Проверочная работа № 1. Простое  предложение. Предложения с однородными членами.

УКЗУН

Проверочная работа

27

10

Развитие пунктуационных умений.

УОСЗ

28

11

Контрольный диктант № 2. Простое  предложение. Предложения с однородными членами.

УКЗУН

Контрольный диктант

29

12

Работа над ошибками. Простое  предложение. Предложения с однородными членами.

КЗУН

3. Сложные предложения с союзами и, а, но

30

13

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

УФЗ

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические

пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать  опыт    разграничения  сложных

предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»). Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П) Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью  (после  предварительной подготовки). Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

31

14

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

УФЗ

32

15

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, н.

УФЗ

33

16

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

УФЗ

34

17

Р/р  Составление устного рассказа на  грамматическую тему  по плану. Свободный диктант.

УФЗ

Свободный диктант.

35

18

Запятая в сложном предложении.

36

19

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер  у нас дома».

УФЗ

Сочинение

37

20

Редактирование сочинения.

КЗУН

38

21

Упражнения на повторение.

УЗСЗ

Тест

39

22

Проверочная работа № 2. Сложные предложения с союзами.

УКЗУН

Проверочная работа

40

23

Обобщение, подготовка к диктанту

УОСЗ

41

24

Контрольный диктант № 3 Сложные предложения с союзами и, а, но

УКЗУН

Контрольный диктант

42

25

Контрольный словарный диктант.

УКЗУН

Словарный диктант.

43

26

Работа над ошибками. Сложные предложения с союзами и, а, но.

КЗУН

4. Предложения с прямой речью.

44

27

Понятие о прямой речи. Из  чего  состоит предложение с прямой речью.

УФЗ

45

28

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  после слов автора.

УФЗ

46

29

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  перед  словами автора.

УФЗ

47

30

Р/р  Обучающее сочинение «Что  сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью.

УФЗ

Сочинение

48

31

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

УФЗ

49

32

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

УЗСЗ

50

33

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».

УФЗ

Изложение

51

34

Развитие пунктуационных умений.

УЗСЗ

Тест

52

35

Контрольный диктант № 4. Предложения с прямой речью.

УКЗУН

Контрольный диктант

53

36

Работа над ошибками. Предложения с прямой речью.

КЗУН

54

37

Обобщение по теме: «Предложение. Текст».

УОСЗ

Слово.

Части речи и члены предложения.

Имя существительное 45+2

5. Что мы уже знаем  об имени существительном

55

1

Имя существительное как часть  речи.

УФЗ

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор).

Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку

определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

56

2

Постоянные и непостоянные признаки имён  существительных.

УФЗ

57

3

Роль имён  существительных в предложении, в речи.

УФЗ

58

4

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».

УФЗ

Сочинение

59

5

Роль   имён     существительных   в    предложении   и    в    речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

УФЗ

6. Изменение имён существительных по падежам

60

6

Наблюдение за словоизменением имён  существительных.

УФЗ

61

7

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

УФЗ

62

8

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и во множественном числе.

УФЗ

63

9

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и во множественном числе.

УФЗ

64

10

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и во множественном числе.

УФЗ

65

11

Именительный и винительный падежи.

УФЗ

66

12

Родительный падеж.

УФЗ

67

13

Дательный падеж.

УФЗ

68

14

Творительный падеж.

УФЗ

69

15

Предложный падеж.

УФЗ

Тест

70

16

Обобщение знаний  о  падежах. Р/р  Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».

УОСЗ

Сочинение

71.72.

17

18

Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3. Изменение имён существительных по падежам.

УЗСЗ

УКЗУН

Проверочная работа

7. Три склонения имён существительных

73

19

Что такое склонение? Три склонения имён  существительных.

УФЗ

74

20

Развитие умения определять склонение имён  существительных.

УФЗ

75

21

Развитие умения определять склонение имён  существительных.

УФЗ

76

22

Развитие умения определять склонение имён  существительных.

УФЗ

77

23

Морфологический разбор имени существительного.

УФЗ

78

24

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенностях их употребления.

УФЗ

79

25

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в  письменной речи  несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.

УФЗ

Сочинение

8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

80

26

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

УФЗ

81

27

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания.

УФЗ

82

28

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания.

УФЗ

83

29

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания.

УЗСЗ

84

30

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4. Три склонения имён существительных. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

УКЗУН

Проверочная работа.

85

31

Обобщение, подготовка к диктанту.

УОСЗ

Тест

86

32

Контрольный диктант № 5. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

УКЗУН

Контрольный диктант

87

33

Работа над ошибками. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

КЗУН

9. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных

88

34

Выведение общего  правила правописания безударных падежных окончаний имён  существительных.

УФЗ

89

35

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён  существительных, действовать по алгоритму.

УФЗ

90

36

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически  объяснять  выбор   написания.  Контрольный словарный диктант.

УФЗ

Словарный диктант.

91

37

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически  объяснять  выбор   написания.  

УЗСЗ

92

38

Р/р Обучающее изложение «Первая газета».

УФЗ

Изложение

93

39

Р/р Обучающее изложение «Первая газета».

Изложение

94

40

Развитие орфографических умений.

УЗСЗ

95

41

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

УФЗ

Сочинение

96

42

Развитие орфографических умений.

УЗСЗ

Тест

97

43

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных.

УКЗУН

Проверочная работа

98

101

44

47

Повторение. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных.

УЗСЗ

Словарный диктант.

99

45

Контрольный диктант № 6. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных.

УКЗУН

Контрольный диктант

100

46

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных.

КЗУН

Имя прилагательное 20+2

10. Что мы уже знаем  об имени прилагательном

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания (П). Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор),

определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически

объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с

изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных.        (обучающее        изложение        и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

102

1

Повествование и описание – два  типа  речи.

УФЗ

103

2

Роль имён  прилагательных в речи.

УФЗ

104

3

Роль прилагательных-антонимов в речи.

УФЗ

105

4

Морфологический разбор имени прилагательного.

УФЗ

106

5

Морфологический разбор имени прилагательного.

УФЗ

11. Словоизменение имён прилагательных

107

6

Изменение имён  прилагательных по падежам.

УФЗ

108

7

Изменение имён  прилагательных по падежам.

УФЗ

109

8

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в словосочетании.

УФЗ

110

9

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в словосочетании.

УФЗ

12. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных

111

10

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

УФЗ

112

11

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания.  Р/р Свободный диктант.

УФЗ

Свободный диктант.

113

12

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания.

УФЗ

114

13

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».

УФЗ

Изложение

115

14

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие».

УФЗ

Тест

116

15

Развитие орфографических умений.

УЗСЗ

Словарный диктант.

117

16

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя  любимая игрушка».

УФЗ

Сочинение

118

119

17

18

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных.

УКЗУН

Проверочная работа.

120

19

Повторение, подготовка к диктанту.

УЗСЗ

121

20

Контрольный диктант № 7. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных.

УКЗУН

Контрольный диктант

122

123

21

22

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных. Редактирование творческих работ.

КЗУН

Глагол 36+2

13. Что мы уже знаем  о глаголе

124

1

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

УФЗ

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с

преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

125

2

Значение и грамматические признаки глагола.

УФЗ

126

3

Значение и грамматические признаки глагола.

УФЗ

127

4

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

УФЗ

14. Словоизменение глаголов

128

5

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

УФЗ

129

6

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное.

УФЗ

Тест

15. Правописание безударных личных окончаний  глаголов

130

7

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

УФЗ

131

8

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

УФЗ

132

9

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола.

УФЗ

133

10

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

УФЗ

134

135

11

12

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

УЗСЗ

136

13

Р/р Обучающее сочинение по картинкам.

УФЗ

Сочинение

137

14

Разбор глагола как части речи.

УФЗ

138

15

Контрольный диктант № 8. Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

УКЗУН

Контрольный диктант

139

16

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

КЗУН

140

17

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться.

УФЗ

141

18

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.

УФЗ

142

19

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа.

УФЗ

143

20

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа.

УФЗ

144

21

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

УФЗ

145

22

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

УЗСЗ

Тест

146

23

Р/р Обучающее изложение «Первые школы».

УФЗ

Изложение

147

24

Р/р Обучающее изложение «Первые школы».

УФЗ

148

25

Работа над ошибками в изложении.

КЗУН

16. Разбор глагола  по составу

149

26

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

УФЗ

150

27

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

УФЗ

151

28

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.

УФЗ

152

29

Р/р  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов  с изученными орфограммами в форме  настоящего времени.

УФЗ

Сочинение

153

30

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении.

УЗСЗ

154

31

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы».

УФЗ

Обучающее сочинение

155

32

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.

УОСЗ

156

33

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7. Орфограммы в глаголах.

УКЗУН

Проверочная работа.

157

34

Развитие  орфографических  умений.  Контрольный  словарный диктант.

УЗСЗ

Словарный диктант.

158

35

Развитие  орфографических  умений.  

УЗСЗ

159

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

УОСЗ

Тест

160

37

Контрольный диктант № 9. Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

УКЗУН

Контрольный диктант

161

38

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний  глаголов.

КЗУН

17. Повторение 8+1

162

1

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Слово».

УЗСЗ

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному материалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

163

2

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Предложение».

УЗСЗ

164

3

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Текст».

УЗСЗ

165

4

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт».

УКЗУН

Изложение

166

5

Комплексное повторение изученного материала.

УЗСЗ

Тест

167

6

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово».

УФЗ

Сочинение

168

7

Итоговое списывание.

УКЗУН

169

8

Итоговый контрольный диктант.

УКЗУН

Проверочное списывание. Контрольный диктант.

170

9

Работа над ошибками. Редактирование изложения.

УОСЗ

Словарный диктант.

 


Учебно-методический комплект.

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник для 4 класса в 2-х частях.. – М.: Баласс, 2013 г.
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4 класса. –  М.: Баласс, 2012 г.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
  • Н.А. Исаева Рабочая тетрадь по русскому языку для 4-го класса. – М.: Баласс, 2013 г.
  • «Игры и задачи. 1-4 класс»  Учебно-методический комплекс Ос «Школа 2100».  CD-диск

Дополнительные учебно-методические пособия:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
  • В.А.Шукейло Русский язы. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

(на основании письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г №1561/14-15)

Виды контроля результатов обучения.

  • Текущий контроль
  • Тематический контроль Специфика этого вида контроля:

1)ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и
обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить по
лученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более
объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

  • Итоговый контроль

При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Методы и формы организации контроля.

  • Устный опрос
  • Письменный опрос.
  • Самостоятельная работа
  • динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин).
  • Контрольная работа
  • тестовые задания
  • графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Русский язык.

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
  • Недочеты:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие "красной" строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов  грамматического  разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета.

Объём словарных диктантов

Класс

1 полугодие

2 полугодие

2 класс

8 слов

10 слов

3 класс

10 слов

12 слов

4 класс

12 слов

15 слов

Примечание: контрольный словарный диктант проводится 1 раз в 2 недели в тетрадях для контрольных работ.

Объём изложений

Объём текстов изложений должен быть на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.

Класс

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

2 класс

35 – 45 слов

40 – 50 слов

45 – 55 слов

50 – 60 слов

3 класс

55 – 65 слов

60 – 70 слов

65 – 75 слов

70 – 80 слов

4 класс

75 – 85 слов

80 – 90 слов

85 – 95 слов

90 – 100 слов

Объём сочинений

Примерный объём сочинений:

Класс

Количество предложений

Количество слов

3 класс

9 – 10 предложений

50 – 60 слов

4 класс

11 – 12 предложений

70 – 80 слов

В курсе русского языка в  четвёртом классе по программе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для проведения тематического и итогового контроля предназначена тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в двух вариантах. Для тематического контроля предлагается 12 проверочных работ по каждой крупной теме курса. Каждое задание контролирует одно базовое умение или навык по данной теме; задание № 1 в ряде работ проверяет базовые теоретические знания. Базовые умения по всем темам курса проверяет итоговая контрольная работа.

Контрольное списывание проводится трижды в год: после завершения темы «Повторение» в начале года, в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.

Контрольные диктанты проводятся с целью проверки уровня развития правописных умений и навыков детей. Программой предусмотрено проведение 8 контрольных диктантов в течение года.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)

Рабочая программа по курсу «Русский  язык»  (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...

Рабочая программа по ФГОС. Русский язык. Школа 2100

Рабочая программа по русскому языку создана на основе примерной программы "Русский язык", УМК "Школа 2100"....

Рабочая программа педагога по русскому языку 2 класс ОС Школа 2100

Программа по русскому языку разработана   в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ОП НОО МОУ «СОШ №11 г. В...

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс

Рабочая программа. Школа России. Русский язык. 3 класс...

Рабочая программа "Школа 2100" ФГОС по русскому языку 1 класс

Рабочая программа "Школа 2100" ФГОС по русскому языку 1 класс...

Рабочая программа "Школа России" Русский язык 1 класс

Материалы предназначены учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

Аннотация к рабочей программе "Школа России" русский язык 2 класс

Краткое описание рабочей программы по русскому языку для 2 класса "Школа России"...