Урок по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку на тему
Тема: Составление диалогов и монологов неодушевленных предметов.(«Бином-фантазии»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи учителя начальных классов МАОУ « Средней обшеобразовательной школы № 3» г. Пушкино Кондаковой Л.А.
Тема: Составление диалогов и монологов неодушевленных предметов.(«Бином-фантазии»).
Цель:закрепить понятие о монологе и диалоге.
Планируемые результаты :
Предметные:1)расширить представление об олицетворении ,вымысле в художественном произведении;
2)учить составлению монологов и диалогов неодушевленных предметов;
3)развитие творческих способностей учащихся;совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной речи.
Метапредметные :УУД ( коммуникативные-работа в паре;в группе;регулятивные--самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
познавательные-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;)
Оборудование:
1.Тексты из рассказа С.Черного «В полночь»,сказки Д.Родари, отрывок «Говорящий портфель»
2.Дидактический материал (раздаточный)
Ход урока:
1.Речевая разминка (на доске)
Яша думал:
Вещи все на разный лад,
Как живые , говорят.
Только ты откроешь дверь,
Заворчит она, как зверь:
Ходят -бродят! Вот беда!
То туда, то сюда!
Только сядешь ты на стул,
Он уж песню затянул:
«Ты опять сидишь, лентяй?
Встань ,поди-ка погуляй!»
Меж собой болтают звонко
Вилки, ложки и солонка.
(Л . Квитко)
2.Прочитайте стихотворение про себя:
- О чем оно?- в чем заключается его особенность? | -В этом стихотворении представлена необычная фантастическая ситуация -предметы разговаривают. |
(«заворчит»,»песню затянул» | |
-Прочитайте стихотворение по ролям (прежде выделите в тексте слова, которые подсказывают, как надо читать.
РАБОТА ПО ТЕМЕ: (беседа)
1.-Возможно ли такое, чтобы «меж собой»болтали звонко» вилки, ложки и солонка»?Где же все таки такое может быть?
-В жизни невозможно но в художественной литературе –да.
2.-Вспомните произведения, изученные на уроках литературы или прочитанные вами самостоятельно, в которых предметы разговаривают(Сказки Г-Х Андерсена, Н.Вагнера, Д.Родари , рассказы С.Черного)
3.Произведения какого жанра послужили примером для написания монологов и диалогов неодушевленных предметов .(Сказки. В волшебных сказках многие предметы умеют говорить)
4.-С какой целью включаются монологи и диалоги неодушевленных предметов в текст художественного произведения? (монологи и диалоги неодушевленных предметов делают текст необычным ,сказочным , помогают автору раскрыть характеры героев, идею произведения и т.д.)
ПОЗНАКОМИМСЯ С МОНОЛОГОМ НЕОДУШЕВЛЕННОГО ПРЕДМЕТА.
(Его произносит старое кресло в рассказе С.Черного»В полночь»
-ПРОСЛУШАЙТЕ (Чтение учителем или подготовленное ученика)
-Перечитайте самостоятельно.
-Какое впечатление произвел на вас монолог?
-Какое впечатление сложилось о предмете ?
-Кого напоминает вам старое кресло?( Это старое вольтеровское кресло»с высокой спинкой, на колесиках обивка потертая, оно напоминает добродушного дедушку, немного ворчливого)
-Что делает этот монолог смешным?
-Приведите примеры из текста улыбку вызывает добродушное ворчание старого кресла,
Те характеристики , которые оно дает коту , детям ,употребление слов в несвойственном им значении.
-ПРОЧИТАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОНОЛОГ СВИНЬИ-КОПИЛКИ ИЗ ЭТОГО ЖЕ РАССКАЗА:
-Какое впечатление на вас произвела эта героиня? Какие особенности ее натуры раскрываются в монологе?
-ДОКАЖИТЕ.
(Героиня недалекая, корыстная. Смешная в своем невежестве ,стремлении все рассуждения свести к деньгам)
ОБРАТИМСЯ К ДИАЛОГАМ НЕОДУШЕВЛЕННЫХ ПРЕДМТОВ: прочитайте по ролям один из них.
-Где мог происходить этот разговор?
СКАЗКА ДЖ.РОДАРИ, отрывок из которой представлен, так и называется:»ГОВОРЯЩИЙ ПОРТФЕЛЬ»
-О чем говорят книга, ручка , карандаш?
(На письменном столе , в портфеле ученика?)
-На что они жалуются?
(Говорят о своем хозяине-ученике. Жалуются на него, на отношение к ним.)
ПЕРЕЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ РЕПЛИКИ ПРЕДМЕТОВ И ПОДТВЕРДИТЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОЗМУЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОТНОШЕНИЕМ К НИМ МАЛЬЧИКА.
-С какой целью включается в текст сказки диалог ? представление сложилось у вас об ученике? (Включение диалога необходимо для более яркой характеристики мальчика-школьника. Он предстает очень безответственным ,неряшливым и нерадивым.)
ЗАСТАВИТЬ ПРЕДМЕТЫ « ГОВОРИТЬ»-излюбленный прием итальянского писателя ДЖ.РОДАРИ.В его произведениях предметы говорят друг с другом или рассуждают
наедине с собой. Например: « О ЧЕМ ВСПОМИНАЕТ ЛУНА», «ЖАЛОБА ГЛАЗА», «СТАРЫЕ ПОСЛОВИЦЫ», «СОЛНЦЕ И ТУЧА»
РОЖДАЛИСЬ ТАКИЕ СКАЗКИ У Д.РОДАРИ НЕОБЫЧНО.
Они появлялись из «БИНОМА ФАНТАЗИИ»
Писатель сам придумал это выражение.
«БИНОМ ФАНТАЗИИ»
-Что это обозначает?
…..ДА ничего особенного….
Берутся два слова. Например: вспоминать и луна ;солнце и туча;
Писатель соединяет эти слова ,вводит в текст диалоги даже неодушевленных предметов. И рождается сказка. Сказка из «БИНОМА ФАНТАЗИИ»!
Так написаны все его сказки.»СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ»
-Какие из сказок по телефону вы помните?
-ПОПЫТАЙТЕСЬ ПО НАЗВАНИЮ ОПРЕДЕЛИТЬ, ИЗ КАКОГО «БИНОМА ФАНТАЗИИ» ОНИ РОДИЛИСЬ.(«ТОНИНО-НЕВИДИМКА»,»ВОЙНА КОЛОКОЛОВ»)
ПОЗНАКОМИВШИСЬ С «БИНОМОМ ФАНТАЗИИ»,вы сами можете сочинить хотя бы диалоги неодушевленных предметов. Такую работу вам и предстоит сейчас выполнить.
ВСПОМНИТЕ СКАЗКУ-БЫЛЬ М.М.ПРИШВИНА»КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
-Какая ее идея?(Все в природе взаимосвязано .Человек –часть природы ,ее разумный хозяин и исследователь)
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК из 3-й главы сказки-были(с.220,1-абзац)
-О чем повествуется в этом отрывке?
(О жизни ели и сосны , растущих вместе, об их борьбе за жизнь)
-Какое чувство испытывали деревья по отношению друг к другу? Подтвердите своими словами из текста .( деревья враждовали ,старались обогнать друг друга ,боролись между собой корнями;…)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ( СКАЗКА-БЫЛЬ)
-Что сказочного, необычного в поведении деревьев? Какое сравнение находит для них автор?
-Исходя из того ,что автор олицетворяет деревья ,составьте диалог между елью и сосной .Каким он будет по содержанию?
-О чем могут говорить «деревья»,ведущие борьбу за жизнь?
-Что могут содержать их реплики?
-Что должно предшествовать диалогу ,чтобы была понятна суть спора деревьев?
Какие выражения из текста можно употребить в словах автора при оформлении реплик?
(Впивались сучьями ;прокололи друг друга ;стонали, выли)
Групповая работа:
Составьте и запишите диалог ели и сосны.
(Запись и рецензирование работ)
Подведение итога урока:
-Чем занимались ?
-Что узнали нового?
--Было интересно?
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
(По выбору учащихся)
1.Сочинить монолог любимого предмета ,придать тексту юмористическую окраску.
2.Составить диалог любых предметов.(ТЕМЫ:»В ПОЛНОЧЬ»,»ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по развитию речи 1 класс
Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....
Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом
Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....
Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.
Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...
Разработка урока по развитию речи.
Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...