Тема: «Состав слова. Приставка».3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лёвина Наталья Анатольевна

Пояснительная записка.

            Урок составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта образования и соответствует программе начального образования по русскому языку 3 класса базового уровня (автор программы А. В. Полякова). Это пятый урок по теме «Состав слова. Приставка».

            В состав урока входят:

·         Чистописание, где ученики повторяют правила написания букв и сочетания их друг с другом, учатся давать характеристику звукам.

·         Словарно-орфографической работе уделяется особое внимание. Подробно изучается лексическое значение слова, даётся историческая справка, что способствует развитию у школьников языкового чутья.

·         Работа по теме урока и задания для закрепления изученного материала включают в себя ряд разнообразных заданий, тексты для которых взяты из произведений устного народного творчества, что позволяет учителю использовать тексты упражнений для решения на уроках русского языка определённых воспитательных задач.

Главной задачей системы Л.В. Занкова является развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей ребёнка. В связи с этим в урок включены задания, направленные на достижение поставленной задачи. А именно: задания по выявлению закономерностей, по установлению причинно-следственных связей и т.п. Всё это позволяет не только развивать познавательный интерес ребёнка, но и повышать уровень учебной мотивации в целом.

На данном уроке используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

В целях создания условий для сохранения физического здоровья школьников на уроке отводится место для проведения физкультминутки, материал для которой предлагается в интересной игровой стихотворной форме.

Формы работы учителя: мотивация знаний, рассказ, руководство самостоятельной и групповой работой, демонстрация, постановка проблемной ситуации.

Формы работы учащихся: слушание, осмысление, анализ, синтез, комментирование, решение проблемной ситуации, закрепление изученного.

Методы преподавания: наглядный, иллюстративный, просмотр презентации.

Применяемые технологии: деятельностный метод, игровые технологии, технология личностно-ориентированного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Состав слова. Приставка.

Тип урока. Закрепление.

Формы работы учителя: мотивация знаний, рассказ, руководство самостоятельной и         групповой работой, демонстрация, постановка проблемной ситуации.

Формы работы учащихся: слушание, осмысление, анализ, синтез, комментирование,         решение проблемной ситуации, закрепление изученного.

Методы преподавания: наглядный, иллюстративный, просмотр презентации.

Применяемые технологии: деятельностный метод, игровые технологии, технология         личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: учебник «Русский язык», А.В.Поляковой, наглядный материал – облака,         приставки, осенние листья. Раздаточный материал – фразеологизмы. Интерактивная         доска. Презентация.

Цели: закрепление умений учащихся выделять в словах приставки и образовывать новые         слова при помощи приставок. Уточнение знаний о приставках, как значимой части         слова. Развитие орфографической зоркости, связанной устной речи,         познавательной         активности; мыслительных операций: анализ, сравнение,         обобщение; развитие         воображения, внимания, наблюдательности, памяти         учащихся.

Задачи: систематизировать и закрепить знания о составе слова, приставках;  формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.

Формировать УУД:

Познавательные УУД-

1) развиваем умения извлекать информацию из текстов;

2) на основе анализа делать выводы;

Коммуникативные УУД-

 1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре, в группе.

 Личностные результаты-

1) развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 Регулятивные УУД –

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

План

  1. Эмоциональный настрой (весёлое облачко).
  2. Каллиграфическое упражнение с грамматическим заданием.

Лес [л'эс] - 3 б., 3 зв., 1 сл.

  1. Орфографическая пятиминутка.

а) Закр... чали, т... жёлый, н... бесный, обл... тел, поск... кали, з... мная.

б) закричали        тяжёлый

    облетел                 небесный

    поскакали                 земная

в) Назовите приставки с гласными а и о.

  1. Постановка темы и целей урока.
  2. Знакомство с новым словом (погода)

а) историческая справка;

б) выборочный диктант;

в) незнакомая приставка рас.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с учебником (№91).
  3. Работа над фразеологизмами.

а) находят в парах;

б) озвучивают;

в) дают определение и для чего служат в речи.

  1. Деформированные предложения.

а) составляют и записывают 2 предложения;

б) находят слова с приставками и выделяют;

в) подчёркивают в 1 предложении главные члены.

  1. Чтение письма, вывод из прочитанного.
  2. Итог урока: что знаем о приставке.
  3. Домашнее задание: №92.
  4. Оценивание детей.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: - Я рада видеть вас! Мне приятно, что все готовы к уроку. Перед вами 3 облачка (грустное, спокойное, весёлое). Какое облачко вам больше нравится?

Дети: - Весёлое.

Учитель: Отлично, значит у всех хорошее настроение, которое поможет нам справиться со всеми заданиями.

Учитель: Эпиграф к уроку: «Природа - наш общий дом». Как понимаете смысл?

  1. Каллиграфическое упражнение с грамматическим заданием.

1 слайд.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете,

преодолев следующее препятствие.

        а) Угадайте букву. Эта буква похожа на шалаш. (Буква Л.)

        б) Есть у осени и лета,

            У весны отыщешъ это,

            У зимы ж, как не крути, не сыскать и не найти.

                                                        (Буква Е.)

        в) Согласный парный глухой, твёрдый. Встречается в слове «весна».

                                                        (Буква С.)

Учитель:- Куда мы отправимся?

Дети: - В лес.

Учитель: - Это осенний лес.

Давайте создадим звуковую дорожку. (1 ребёнок у доски.)

Лес [л'эс] – 3б., 3 зв., 1 сл.

Дайте характеристику звукам (устно).

  1. Орфографическая пятиминутка.

2 слайд.

Учитель: - А сопровождать нас по осеннему лесу будет Tётyшкa-coвa и её друзья. Tётyшкa-coвa предлагает начать путешествие.

Прочитайте слова:

Закр,,,чали, т...жёлый, н...бесный, обл...тела, поск…кали, з...мная.

Учитель: - Что объединяет все эти слова?

Дети: - Во всех словах есть безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Учитель: - А что такое корень?

Дети: - Общая часть родственных слов.

Учитель: - Назовите проверочные слова.

Подумайте, на какие 2 группы можно разделить все слова.

Дети:  1 группа - слова с приставками;

        2 группа - слова без приставок с безударными гласными.

Учитель: - Запишите слова в 2 столбика и выделите приставки.

3 слайд.

Учитель: - Сверьте свою работу с доской.

             - Назовите приставки с гласной а, гласной о.

Тётушка-сова довольна.

  1. Постановка темы и целей:

        Учитель: - Но прежде чем познакомить вас со своими друзьями, она хотела узнать                      тему и цели нашего путешествия.

        Дети: - Тема: «Правописание приставок в словах».

        Цели: закреплять их правописание.

        Учитель: Что такое приставка?

        Дети рассказывают правила.

4 слайд.

        Учитель: - Вот первый друг - Старичок-Лесовичок.

  1.  Словарно-орфографическая работа.

        Учитель: - Он пришёл не с пустыми руками. Прочитайте слово с непроверяемой                         безударной гласной (погода). Запишите его, поставьте ударение и выделите                 гласную, которую нужно запомнить.

                Что называем словом «погода»?

        Дети: - Состояние атмосферы за данный промежуток времени.

        а) Историческая справка.

        Учитель: - В старину, словом погода называли яркий солнечный день. А когда шёл                 дождь или снег, то говорили, что на улице непогода. Сейчас же, словом                         погода называют любое состояние атмосферы.

        б) Старичок-Лесовичок дал мне текст и хочет, чтобы вы выписали однокоренные         слова, слову погода.

        Выборочный диктант.

        Учитель: Ненастная погодка. Зашумела, разыгралась погодушка. С наступлением         осени изменились погодные условия. И всё равно, нет-нет, да и распогодится. У         природы нет плохой погоды.

        Учитель: - Какие слова выписали? Почему погоды не выписали?

        Дети: - Это форма слова.

        Учитель: - найдите слово с приставкой, выделите (рас). Какая приставка в слове?         Знакома ли она нам?

        Дети: -Нет.

        Учитель: - Если не изучали эту приставку и сомневаетесь в написании, то, что         нужно сделать?

        Дети: - Спросить у учителя.

  1.  Физкультмииутка.

        Мы вошли в волшебный лес.

        Сколько здесь вокруг чудес!

        Руки подняли и покачали

        Словно деревья в лесу.

        Руки согнули, кисти встряхнули

        Ветер сбивает росу.

        В сторону руки, плавно помашем

        Это к нам птицы летят.

        Как они тихо садятся, покажем

        Крылья сложили назад.

        Наклонились, присели,

        Заниматься тихо сели.

  1. Работа с учебником.

        Учитель: - Лесовичок размялся с нами и хочет, чтобы вы показали, как умеете         работать с учебником. (С.56, № 91.)

        Упражнение выполняем с комментированием.

        5 слайд.

  1. Работа над фразеологизмами.

Учитель: - Мы идём дальше и встречаем … ?

Дети: - Лисичку-Сестричку.

Учитель: - У неё для Вас свои испытания.

- На парте лежит у каждого текст. Работаете в парах. Нужно найти фразеологизм.

1) Хоть твердят все сердито: «Скоро ночь настаёт!»

Телевизор Никита выключать не даёт.

Он на всех очень зол, спать, никак не идёт.

Хоть не смотрит футбол,

Только носом клюёт.

Учитель: - Что это значит?

Дети: - Хочет спать.

2) Говорит Наташе дед:

«Я помочь тебе стремлюсь».

И полезный мой совет

Намотай себе на ус!»

Но тотчас ему в ответ внучка рассмеялась:

«У меня усов уж нет –

Ах, какая жалость».

Учитель: - Как вы понимаете?

Дети: - Запомнить хорошо.

Учитель: - Что такое фразеологизмы?

Дети: - Устойчивое сочетание слов.

Учитель: - Для чего люди используют в речи фразеологизмы?

Дети: - Для более яркого выражения речи.

Учитель: - Выпишите фразеологизм, в котором есть слово с приставкой.

Выделите её.

Молодцы! Лисичка-Сестричка желает вам доброго пути.

  1. Деформированные предложения.

        6 слайд.

Учитель: - Мы идём по осеннему лесу и видим … ?

Дети: - Белочку.

Учитель: - Она очень расстроена, подул сильный ветерок и перемешал слова. Давайте поможем из слов составить 2 предложения (вслух).

Теперь самостоятельно запишите.

- Найдите слова с приставками и выделите.

- Подчеркните главные члены предложения (комментируем).

Белочка вами довольна. И дарит вам письмо, которое она нашла в лесу.

        7 слайд.

Учитель: - От кого оно мы узнаем, когда прочитаем.

  1. Чтение письма.

        8 слайд.

Чтение ребёнком.

Учитель: - От кого же письмо?

Дети: - От «леса».

Учитель: - Я думаю, что после сегодняшнего урока вы ещё бережнее будете относиться к природе.

        9 слайд.

Ведь природа – наш общий дом..

  1. Итог урока.

Учитель: - Ветерок принес 2 дубовых листочка, а на них буквы а и о. Они вам ничего не напоминают?

Дети: - Эти гласные пишутся в приставках.

Учитель: - Напомните, что такое приставки?

- Назовите приставки с гласной а (на, за, над). (Вывешиваю на доску.)

- С гласной о. (о, об, от, под, про, по, до).

Дети: - Буква а и буква о в приставках это орфограммы.

Учитель: - Какие ещё приставки знаем?

Дети. – С парными согласными на конце (под, об, от, над).

Парные согласные в приставках всегда пишутся одинаково, независимо от произношения, это тоже орфограммы.

  1. Домашнее задание. Упражнение 92.
  2. Оценивание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Урок  с презентацией нацелен на развитие умения у учащихся различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать....

Тема. Состав слова. Приставка

Презентация к уроку...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи: - ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;- формирование навыко...

Конспект урока на тему "Состав слова. Приставка"

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова. Приставка"...

Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"

Данная презентация  содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: приставка»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове....