Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока: "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 50 КБ |
prezentatsiya_uroka.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже».
Цель урока: уточнить знания об особенностях предложного падежа.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, отрабатывать умение правильно определять безударные окончания; совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля.
Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
I. Организационный момент.
Вот звонок дал нам сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.
- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.
II. Массаж рук и пальцев.
- Подготовим наши пальчики к работе.
- Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/
- Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/
- Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/
- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (осень)
- Какое время года изображено на картине?
- Кто из вас любит зиму?
- Что вам нравится зимой?
- А о чём мы не должны забывать зимой?
- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.
III. Минутка чистописания.
Вспомним, как правильно надо сидеть
- Сегодня на «Минутке чистописания» прописываем слоги: из ам
- Составить слово, меняя буквы местами. Слово отвечает на вопрос что?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.
- Охарактеризуйте первый звук, третий звук («з» «м»).
(Согласный, парный, глухой, мягкий; согласный, звонкий, твёрдый)
IV. Словарно-орфографическая работа.
Прочитайте слова
- Д.кабрь, .нварь, ..прель, ф.враль.
Какое слово лишнее? Почему?
- Запишите эти слова в тетради, поставьте ударения, подчеркните орфограммы. Составим предложение со словом декабрь.
- Откуда к нам пришло слово декабрь?
- Слово декабрь пришло из Византии. Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит». В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.
- Какие пословицы вы знаете о зиме?
По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето, коли же остается промежуток – урожайное.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.
Физминутка для глаз (тренажёр)
V. Повторение изученного.
Определите падеж существительных
VI. Работа над новым материалом.
Найдите ошибку?
а) П.п. - кем? чем?
б) Д.п. - кому? чему?
в) В.п. - кого? что?
г) Р.п. - кого? чего?
На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:
В деревн…, на ветк…,
на запад…, в парк…,
о тетрад…, о ноч…
- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.)
- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) -Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже и поговорим о бережном отношении к природе.
VII. Работа по учебнику. Прочитать правило стр. 110
- Расскажите о П.п. по плану
1. Вопросы.
2. Предлоги.
3. Роль в предложении.
4. Окончания существительных 1-3 склонения.
Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.
VIII. Закрепление нового материала.
- Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.
- Теперь, зная окончания существительных в П.п, запишите эти слова себе в тетрадь.
В деревне, на ветке,
на западе, в парке,
о тетради, о ночи.
- Самостоятельная работа учащихся.
Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.
В чём заваривают чай? Где спит ребёнок?
В чём пишут дети?
Проверка с образца
Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)
Ребёнок спит в кровати. (П.п. 3 скл.)
Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)
- Физминутка
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Письмо по памяти (Развитие оперативной памяти )
В природ… все взаимосвязано.
Человек – часть природ…
Бережно относитесь к природ…
- Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете последнее предложение?
О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень..)
VIII. Подведение итогов урока:
- Назовите вопросы П. п.
- Назовите предлоги П. п.
- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?
- Какое окончание у существительных 3-го склонения?
Оцените свою работу, а я оценю вашу.
Я всё понял(-а) и усвоил(-а).
Знания нуждаются в повторении и закреплении.
Мне многое непонятно.
IX. Задание на дом: стр. 112 упр. 218, правило стр.110 учить
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сиди правильно!
Словарные слова. Д_кабрь , _нварь , _прель , ф_враль Какое слово лишнее?
Д е кабрь, я нварь, ф е враль
Подарок для мамы Пели песню Звучала музыка Слышали по радио В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. Р.п. В.п. И.п. Д.п. Проверка Подсказка
Построили теремок Пришёл волк Выглянул из окошка За высоким забором В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. В.п. И.п. Р.п. Т.п. Проверка Подсказка
Размышлять о счастье Скучать по товарищу Выглянул из-за камня Лежать под цветком В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. П.п. Д.п. Р.п. Т.п. Проверка Подсказка
Найдите ошибку а) П.п. - кем? чем? б) Д.п. - кому? чему? в) В.п. - кого? что? г) Р.п. - кого? чего?
Предложный падеж о ком? о чём?
Определите тему урока . В деревн …, на ветк …, на запад…, в парк…, о тетрад …, о ноч …
Правописание безударных окончаний в предложном падеже
Расскажи о предложном падеже 1 . Вопросы. 2. Предлоги. 3.Роль в предложении. 4. Окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения. 1.О ком? О чём? ( где?) 2.О, об, в, на, при 3.Втор. член предложения 4. 1скл. – е ; 2скл. –е ; 3 скл . –и
В деревн ..., на ветк ..., на запад…,в парк...; о тетрад …,о ноч .... е е и и е е П.п. - 1 и 2 скл . – Е П.п. - 3 скл. – И 1 скл . 1 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 3 скл .
В чём заваривают чай? Где спит ребёнок? В чём пишут дети? Чай заваривают в чайнике. (П.п. 2 скл .) Ребёнок спит в кровати. ( П.п. 3 скл .) Дети пишут в тетради. ( П.п. 3 скл .)
Физкультминутка
Письмо по памяти В природ… все взаимосвязано. .
Человек – часть природ…
Бережно относитесь к природ…
1 . В природ е (П.п.) все взаимосвязано. 2 . Человек – часть природ ы .(Р.п.) 3. Бережно относитесь к природ е .(Д.п.)
Рефлексия Я всё понял(-а) и усвоил(-а). Знания нуждаются в повторении и закреплении. Мне многое непонятно.
Домашнее задание Упр. 218 Правило стр.110
Русский язык 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...