Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Урок в теме "Состав слова" преследует цель вовлечь учащихся в активную деятельность и направлен на  создание условий для обобщения знаний по теме. В его ходе будут уточнены понятия «корень», «приставка», «суффикс», «основа», «окончание». Содержание урока будет способствовать закреплению умения выделять части слова, развитию орфографической зоркости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова. Обобщение.

Цели: создать условия для обобщения знаний по теме;

уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «основа», «окончание»;

способствовать развитию умения выделять части слова, развивать орфографическую зоркость;

вовлечь учащихся в активную деятельность.

Ход урока:

1. Настрой на урок:

Всем, всем добрый день. Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Не будем терять время зря, нам урок начать пора. Определите тему урока по следующему стихотворению:

Уголок, квадратик, скобки, вот и радуга-дуга.

Разберёмся в знаках этих, и получатся слова.

Сообщение темы урока: Состав слова. Обобщение.

Определим наши задачи: Поделиться тем, что мы знаем о составе слов. Определить, как использовать свои знания.

2. Каллиграфическая минутка: Каких согласных букв в названии темы больше всего? Прописать строчку, используя разные варианты соединений.

Сс   сл   се   cв  СА

3. Словарь: Почему эти  слова разделены на 2 группы:

арбуз_ мужчина свитер_ (изменяются, имеют окончания; в данном случае)

кафе пальто эскимо (не изменяются ,не  имеют окончания)

- Запишите только ту группу слов, которая при употреблении в предложениях не изменяется.

кафе пальто эскимо

- Выделите в этих словах «опасные» места.

- Списать предложение:

Из каф_ вышел высокий  мужчин_ в свитер_ без пальт_ с арбуз__ и эским_.

- Как называется часть в слове, которая изменяется?

- Для чего она служит? (для связи слов в предложении)

- Составьте предложение:

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья).

Рубли – рублей; друзья –друзей.

3. Поиграем: «Третье лишнее»

Работа в парах.

рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

- Почему вы сделали такой выбор? (Это не родственные слова, так как не схожий смысл)

- Какие слова мы называем родственными?

- Дополните устно исключенные слова родственными:

рисовый - рис – рисинка

носилки – носит – носильщик

малюет – маляр – малевать

4. А как получаются родственные слова?

(Образуются с помощью приставок и суффиксов от одного корня)

- Составь цепочку по формуле:

мор- +-ск-+ при-

море - морской – приморский

дорог/ж- + -к + при-

дорога – дорожка – придорожный

5. Физминутка для глаз

6. -Вам приходилось собирать что-либо из деталей конструктора?

Слово делится на части.

Теперь каждый грамотей

Составит слово из частей.

 Поиграем: «Словесный конструктор»

Работа в группах.

а) Корень из слова снежинка;

 Приставка из слова подъезжал;

Суффикс из слова лесник;

Окончание из слова стол.

_________________  подснежник

б) Корень из слова бородка;

Приставка из слова подъезд;

Суффикс из слова снежок;

Окончание из слова стул.

_________________ подбородок

в) Корень из слова ходок;

Приставка из слова покормить;

Суффикс взять из слова глазки;

Окончание как в слове мама.

_____________ походка

г) к руб а вы  __________вырубка

  и пере ть воз _________ перевозить

д) ниц сахар а _________ сахарница

  ый ист серебр ________ серебристый

Слова записать, выделить части слов, указать основу слова и выразить определение основы слова.

-В какой последовательности будете разбирать слова?

- Что такое основа слова?

7.Физминутка

8. Нужно ли знать состав слов?

(Чтобы грамотно определять опасное место в слове и выбрать способ обоснования, надо знать состав слова)

ст…ял  д…нёк  т…нуть

дожд..к  ключ…к  замоч…к

ры…к  горо…  ска…ка

грус..ный  ненас…ный  чес…ный

(за)крыл   (за)окном  (за)видный

п..лёт  …дать   п..дбор

бес…мертный осен..ий  дли..ный

9.Подводим итоги урока:

Поделились тем, что мы знаем о составе слова.

Приготовить сообщение о части слова по алгоритму:

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

-Определили, как можем использовать знания о составе слова.

Пользуясь своими знаниями дома, выполните задание  упражнения №152 с.82.

-Просмотрите задание.

-Кому нужна помощь?

10. Оценивание

-А сейчас попробуем получить то, о чем говорится в следующей загадке:

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке все встречаем;

Вся же –в дневнике я и в журнале.

Оценка. Самооценка по следующим параметрам:

Моя работа в паре ___;

Моя работа в группе ___;

Моя работа на уроке ___.

Кого можем похвалить за работу на уроке?

11. Рефлексия:

Я знаю...

Я могу…

Я умею …

Я затрудняюсь…

Мне нужна помощь…


Раздаточный материал

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1.рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

1. рисунок рисовый зарисовка

носилки носатый поднос

малыш малютка малюет

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

2.- Составь цепочку по формуле:

мор-  +  -ск- + при-

море - ________       __________

дорог/ж- +  -к  + при-

дорога – _______   ____________

3. Поиграем: «Словесный конструктор» 1 группа

а) Корень из слова снежинка;

 Приставка из слова подъезжал;

Суффикс из слова лесник;

Окончание из слова стол.

_________________  

…………………………………………………………………..

3. Поиграем: «Словесный конструктор» 2 группа

б) Корень из слова бородка;

Приставка из слова подъезд;

Суффикс из слова снежок;

Окончание из слова стул.

_________________

………………………………………………………………………

3. Поиграем: «Словесный конструктор»3 группа

в) Корень из слова ходок;

Приставка из слова покормить;

Суффикс взять из слова глазки;

Окончание как в слове мама.

_____________

…………………………………………………………………..

3. Поиграем: «Словесный конструктор» 4 группа

г) к   руб   а  вы      _________________

  и   пере  ть   воз    ________________

3. Поиграем: «Словесный конструктор»5 группа

д)   ниц   сахар   а      __________________

    ый    ист   серебр   _______________

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

4. ст…ял  д…нёк  т…нуть      _____

дожд..к  ключ…к  замоч…к  _____ ры…ка  горо…  ска…ка ________

грус..ный  ненас…ный  чес…ный ___

(за)крыл   (за)окном  (за)видный  ___

п..лёт  …дать   п..дбор   _________ бес…мертный осен..ий  дли..ный  ___

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

Алгоритм рассказа о части слова

-Как называется?

-Как обозначается?

-Где находится?

-Для чего служит?

ФИО___________      Дата______

Параметры самооценки:

Моя работа в паре  ___;

Моя работа в группе ___;

Моя работа на уроке ___.

Продолжи фразы:

Я знаю…

Я могу….

Я умею …

Я затрудняюсь…

Мне нужна помощь…

ФИО___________      Дата______

Параметры самооценки:

Моя работа в паре  ___;

Моя работа в группе ___;

Моя работа на уроке ___.

Продолжи фразы:

Я знаю…

Я могу….

Я умею …

Я затрудняюсь…

Мне нужна помощь…

ФИО___________      Дата______

Параметры самооценки:

Моя работа в паре  ___;

Моя работа в группе ___;

Моя работа на уроке ___.

Продолжи фразы:

Я знаю…

Я могу….

Я умею …

Я затрудняюсь…

Мне нужна помощь…

ФИО___________      Дата______

Параметры самооценки:

Моя работа в паре  ___;

Моя работа в группе ___;

Моя работа на уроке ___.

Продолжи фразы:

Я знаю…

Я могу….

Я умею …

Я затрудняюсь…

Мне нужна помощь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...